СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Сопереживание - великая тема искусства»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Сопереживание - великая тема искусства»»



« Сопереживание - великая тема искусства».

Урок по курсу изобразительное искусство.

4 класс.





Автор работы:

Базанаева Карина Курбанмагомедовна

учитель ИЗО



Тема урока: « Сопереживание - великая тема искусства.»

Цель урока: Развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека.

Задачи: - Воспитание отзывчивости, способности сопереживать чужому горю и чужим страданиям.

- Развитие умения воспринимать произведения искусства, в которых отраженны драматические картины жизни.

- Обучение и совершенствование изобразительных навыков учащихся.

Место урока в учебном процессе: Программа Б. М. Неменского входит в учебно-методический комплект « Школа России», концепцией которого является духовно-нравственное развитие ребенка, утверждающее такие человеческие ценности, как согласие, сотрудничество и взаимопонимание.

Задание: Создание картины с драматическим сюжетом, взятым из своей жизни.

Оборудование к уроку: Репродукции картин художников В.Г. Перова «Тройка» ; Рембрандт « Возвращение блудного сына»; детские работы; слово – сопереживание, написанное учителем на листе; вопросы – задания к игре, написанные на карточках; лист 40* 30, гуашь, кисти.

Орг. момент: проверка рабочего места.

Ход урока: Ребята, посмотрите на доску, какая необычная сегодня выставка картин художников и работ ребят.

- Что объединяет все эти работы? (ответы учащихся)

- А какие чувства вызывают у вас эти картины? (ответы учащихся)

(Вывешивается на доске слово- сопереживание.)

- Что означает это слово? (ответы учащихся) Сочувствие, переживание за кого либо, вызванное чьим-нибудь несчастьем или горем (в словаре).

- Тема нашего урока так и называется « Сопереживание – великая тема искусства».

Самая высокая цель искусства - помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других, его называют черствым, сухим. Потому что его высушенная душа как безлюдная пустыня. Объединить людей состраданием ко всему живому – это значит научить их быть великодушными.

Посмотрите на репродукцию картины В.Г. Перова « Тройка», и послушайте историю, связанную с этой картиной.

«… Однажды к художнику пришла пожилая женщина, одетая очень бедно. Она сказала, что скопила немного денег и просила продать ей картину.

- Какую картину? – удивился художник.

- Васенька – сынок мой – заплакала женщина – портрет вы с него рисовали.

Тут Перов вспомнил, что это та женщина, сын которой, двенадцатилетний Вася позировал ему для картины « Тройка». Утирая слезы, женщина ему рассказала, что в прошлом году сын ее умер от оспы, а она пришла за картиной…»

- Рассмотрите внимательно эту картину, и расскажите, что вы видите на ней? ( Ответы учащихся)

Дело в том, что художника давно волновала участь деревенских детей, которых приводили в Москву крестьяне и отдавали в ученье мастерам – сапожникам, столярам, портным. Невыносимо тяжелыми для детей были годы ученья: пинки, подзатыльники, непосильный труд. На этой картине художник как раз и изображает таких детей. Выбившаяся из сил девочка лет девяти в изношенном ватном пальтишке. На голове старый платок, а волосы растрепались от ветра. Лицо ее бледное и измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку: задыхается. Средний мальчик – постарше. Его рваная одежда и старый картуз совсем не греют. Этот мальчик сильнее других, но на лице уже усталость и страдание. Лишь маленькая радость есть у них – это Жучка, бегущая впереди « Тройки». Эта собачка, единственный друг детей, всегда готовая защитить их.

- Жалко таких ребят, правда? А ведь важно не только пожалеть, сопереживать этим обделенным детям. Важно им помочь. Очень часто наша помощь нужна окружающим нас людям, а мы не замечаем этого. Достаточно просто оглянуться вокруг – может, я могу помочь?

Игра « Чем я могу помочь?» Ребятам раздаются карточки с вопросами – заданиями, они на них отвечают. Примерные вопросы – задания к игре:

- Впереди вас идет пожилая женщина с тяжелыми сумками, как вы поступите?

- На крыльце магазина сидит мокрый, брошенный котенок, ваши действия?

- Дома не вымытая посуда, а мама с работы придет очень поздно и усталая, как вы поступите в этой ситуации?

- Ваш одноклассник попал в больницу?

- Молодцы ребята, я в вас не сомневалась!

- Посмотрите на другую репродукцию картины художника Рембрандта « Возвращение блудного сына». Как вы думаете, а какова история, изображенная в этой картине? (Ответы учащихся)

- Ушедший из дома сын после долгой разлуки возвращается домой в лохмотьях, несчастный и виноватый. Он падает на колени перед состарившимся отцом. В жесте рук склонившегося отца ласка. В этой картине значительность происходящего подчеркнута до глубокого волнения. Золотые, коричневые и красноватые оттенки согревают картину внутренним теплом, мерцают и светятся. Все замерло. Кажется, что совершается чудо, доброе волшебство встречи, всепрощения.

Планирование творческой деятельности учащихся.

- Ребята, на верное и в вашей жизни были грустные моменты и печальные истории, когда кто- то рядом испытывал боль или страдания. Это не обязательно может быть человек, кто еще, как вы думаете, в нашем мире может испытывать боль, страдать рядом с нами? (ответы учащихся) Посмотрите на работы других ребят (изображение брошенных, раненых и страдающих животных). Расскажите о своих историях (рассказы детей)

- Как выразить все это в рисунках, что бы зритель понял и сопереживал, почувствовал сострадание? (ответы учащихся)

- Главных героев мы изображаем крупно, ближе к центру листа.

- Обратите внимание на выражение лица, какое оно должно быть (ответы учащихся)

- Что должно изображаться вокруг главных героев? Какой вы нарисуете фон? (ответы учащихся)

- Какие цвета и оттенки вы возьмете для изображения фона?(ответы учащихся)

- Наша практическая работа продлится на два урока, сегодня мы рисуем в карандаше, и работаем в цвете над фоном, а на следующем уроке мы будем работать над деталями в картине.

Небольшая разминка перед практической работой.

Самостоятельная творческая работа.

Первый урок: композиция в карандаше и фон в цвете; второй урок: доработка элементов и деталей в цвете.

Список литературы

  1. В. Ц. Попова Мир глазами души и сердца. – Сыктывкар, 2008.

  2. Л. А. Неменская Каждый народ – художник. – Москва, 2002.

  3. Б. М. Неменский Изобразительное искусство и художественный труд. - Москва, 2006.

  4. В. Г. Перов Биография художника. – Москва, 2000.







































7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!