Тема урока:
«СОПЕРЕЖИВАНИЕ –
великая тема
в искусстве»
СОПЕРЕЖИВАНИЕ
Самая высокая цель искусства — помочь людям понять друг друга. Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные — именно это делает человека по-настоящему Человеком. Когда человек не умеет понимать других людей, его называют чёрствым, сухим. Потому, что его высушенная душа как безлюдная пустыня. Объединить людей состраданием ко всему живому — это значит научить их быть великодушными.
С древнейших времён в искусстве присутствует тема страдания . А рядом с ней — тема великой любви и веры в добро .
Ушедший из дома сын после долгой разлуки возвращается домой в лохмотьях, несчастный и виноватый. Он падает на колени перед состарившимся отцом. В жесте рук склонившегося отца ласка. Всё замерло. И кажется, что совершается чудо, доброе волшебство встречи, всепрощения.
Возвращение блудного сына. Рембрандт
«Неутешное горе». И.Н.Крамской
- Картина о горе матери, потерявшей ребёнка.
- Крамской написал эту картину спустя несколько лет после того, как один за другим погибло у него двое сыновей.
- В этой работе «стоит» мертвая тишина. Все внутреннее движение сосредоточено в глазах героини, полных неизбывной тоски, и руках, прижимающих к губам платок, — это единственные светлые пятна в композиции, остальное как бы уходит в тень.
«Свидание». В.Е.Маковский
… Крестьянка приехала повидать сына, отданного «в учение» к городскому ремесленнику.
Немногими, но очень точно найденными деталями художник даёт нам почувствовать всю безысходность жизни «у хозяина». Горестно задумалась мать, глядя на сына, жующего принесённый её калач.
«Всюду жизнь». Н.А.Ярошенко
На картине изображён арестантский вагон, остановившийся на полустанке. В зарешёченном окне видны люди разного возраста, но все самого бедного сословия — старик, рабочий, солдат и молодая мать с ребёнком. Заключённые кормят стайку голубей на платформе хлебом из своих скудных запасов. Лица людей передают тонкие и чистые переживания. Этим художник показывает арестантов не преступниками, а жертвами суровой действительности. В образе матери с ребёнком можно увидеть намёк на Богородицу с Христом .
Одна из тем в жизни, которая заставляет людей вздрагивать при одном только слове – «война». Многие художники затрагивают эту тему в своем творчестве. Картины не дают забыть людям об этом страшном горе.
Солдаты (Побратимы). В. Пузырьков. 1972 г.
Эвакуация. М. Жерносек. 1988 г.
Прощание. А. Мыльников. 1975 г.
«Тройка». В.Перов
Зимняя, вьюжная улица… дети везут на салазках огромную бочку с водой. Дети выбились из сил, ветер рвет их дырявую одежду, а они все идут, тянут свои сани…
ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ПЕРОВ (1834-1882)
Василий Григорьевич Перов, один из русских художников, который в своих работах показывал страдания простых русских людей. Художник жил в 19 веке, когда простым крестьянам и рабочим жилось очень плохо. И тогда Перов пишет картину «Тройка».
Тройка. Ученики мастеровые везут воду близ Москвы.
Тройка. Ученики мастеровые везут воду близ Москвы.
Тройка. Ученики мастеровые везут воду близ Москвы.
Спящие дети
Мальчик мастеровой
Савояр
Дети-сироты на кладбище
Странник
Парижская шарманщица
Дедушка и внучек
Старики родители на могиле сына
Чаепитие в Мытищах.
Приезд гувернантки в купеческий дом.
Человеческое горе – его нельзя ничем измерить.
Искусство может глубоко выразить человеческую скорбь, горе и отчаяние. Мы чувствуем душевную боль художника,
его глубокие человеческие страдания и понимаем, что он хотел нам сказать.
Какая огромная сила человеческих чувств и мыслей заложена в искусстве!
Оно всегда волновало и будет волновать и тревожить наши души.
Уметь чувствовать чужие радости и страдания, ощущать их как свои собственные – именно это делает человека
по-настоящему Человеком.