СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопоставление стихотворений Жуковского, Тютчева, Пушкина, Полонского о море.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для сопоставления предложены план и клише.

Просмотр содержимого документа
«Сопоставление стихотворений Жуковского, Тютчева, Пушкина, Полонского о море.»

Задание: сопоставить предложенные стихотворения


МОРЕ (Василий Жуковский)

Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далекое светлое небо к себе?..
Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Когда же сбираются темные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя —
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...
И мгла исчезает, и тучи уходят,
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращенных небес
Не вовсе тебе тишину возвращает;
Обманчив твоей неподвижности вид:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него. 1822


"Как хорошо ты, о море ночное " (Фёдор Иванович Тютчев)

Как хорошо ты, о море ночное,-

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

В лунном сиянии, словно живое,

Ходит, и дышит, и блещет оно...


На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо, ты в безлюдье ночном!


Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник так празднуешь ты?

Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды глядят с высоты.


В этом волнении, в этом сиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою...

1865


"Кто, волны, вас остановил, " (Александр Сергеевич Пушкин)

Кто, волны, вас остановил,

Кто оковал ваш бег могучий,

Кто в пруд безмолвный и дремучий

Поток мятежный обратил?

Чей жезл волшебный поразил

Во мне надежду, скорбь и радость

И душу бурную и младость

Дремотой лени усыпил?

Взыграйте, ветры, взройте воды,

Разрушьте гибельный оплот.

Где ты, гроза — символ свободы?

Промчись поверх невольных вод.

1823

"В дни, когда над сонным морем " (Яков Петрович Полонский)

В дни, когда над сонным морем

Духота и тишина,

В отуманенном просторе

Еле движется волна.


Если ж вдруг дохнет над бездной

Ветер, грозен и могуч,

Закипит волна грознее

Надвигающихся туч...


И помчится, точно в битву

Разъяренный шпорой конь,

Отражая в брызгах пены

Молний солнечный огонь.


И рассыпавшись о скалы,

Изомнет у берегов

Раскачавшиеся перья

Прошумевших тростников...

1876



Параметры сопоставления

1. Что позволяет сопоставить эти произведения? (Общие тема,
проблема, жанр, состояние лирического героя).

2.  Как строится художественный мир каждого стихотворения? Индивидуальные находки автора, их роль в развитии идеи? Помните, что «...поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чем они подобны друг другу» (А. Блок).

3.  В чем заключается главная мысль каждого стихотворения? И насколько она оригинальна? Чем может быть объяснена?

1. С чего начать?

- ассоциации, которые вызывает стихотворение;

- настроение, которое создает стихотворение

- мысли, которые оно вызывает

- факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к данному стихотворению

2. Тема и  идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т. д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна. Чтобы определить идею, можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение?

Заглавие позволяет выстроить ряд ожиданий, предположений, возможного движения мысли, заглавие может быть противопоставлено содержанию. Поэтика обманутых ожиданий. Минус-прием.

Привлечение каналов восприятия:

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

3. Анализ  художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить их смыслообразующую функцию.

1) Жанр.

- элегия (стихотворение медитативного характера)

2) Принадлежность к определенному литературному направлению:

- романтизму

3) Композиция.

Деление на смысловые части

5. Сопоставление лирических героев .

5) Анализ и сопоставление эмоционального настроя стихотворений и средств его создания (тропы, звукопись и др.). 

Синтаксис, знаки

Звуковая организация - способы акцентирования в сознании определенных строк:
ассонанс (повторение гласных звуков)

аллитерация(повторяются согласные звуки)

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы
- гипербола - художественное преувеличение,

- ирония - скрытая насмешка
- литота - художественное преуменьшение
- метафора - скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА
- метонимия - сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)

- оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

- перифраз - описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания

- сравнение – А как (словно, будто) В, А похоже на В,  АВ(Тв. п.)
- эпитет - художественное определение
- олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами

Стилистические фигуры - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов  называют различные синтаксические конструкции, речи.

анафора   антитеза  инверсия

эпифора   градация  парцелляция

бессоюзие  многосоюзие  синтаксический параллелизм

риторические вопрос, восклицание, обращение
4. Чем закончить?

Какие чувства отражены в стихотворении? О чем все-таки оно?


КЛИШЕ

  1. Произведения (стихотворения, фрагменты, отрывки) объединены мотивом (темой)... 


  1. Одна и та же тема в двух произведениях (стихотворениях, фрагментах, отрывках) раскрывается совершенно по-разному и развивается в противоположных аспектах.


  1. Для обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков) характерна ещё одна особенность.


  1. Нужно отметить ещё одно существенное сходство...


  1. Стихотворения во многом контрастные, и в основу контраста автор положил противоположность чувств. Различия этих чувств обусловлены различиями лирических героев.


  1. Стихотворения казалось бы об одном и том же, но как по-разному представлена в них  позиция лирического героя и совершенно разные  настроения.


  1. Мне кажется, из сопоставления обоих произведений (стихотворений, фрагментов, отрывков)   можно сделать следующий вывод.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!