Практическая работа № 13.
Сопоставление идейно-политических систем: консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм.
Цели: сопоставить идеологию политических систем: консерватизма, либерализма, социал-демократизма, коммунизма
Средства обучения:
методические рекомендации к практической работе № 3
РМ к практической работе № 3.
Учебники Важенина «Обществознание» и Клименко «Обществознание»
Виды самостоятельной работы:
Заполнение таблицы
Ход урока
Задание. На основе теоретических сведений заполнить сравнительную таблицу «Главные идеологические направления: Консерватизм, либерализм, социализм»
Политическая идеология и ее структура (Клименко)
Одной из форм политического сознания является политическая идеология, под которой понимается определяемая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества.
Политическая идеология выполняет в обществе ряд функций:
1) задает систему смыслов, ориентации человеческой деятельности;
2) предлагает более совершенные идеалы, выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизует общество на реализацию собственных положений.
3) внедряет в общественное сознание собственные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего;
4) противостоит частным интересам, объединяет людей в партии, группы, течения, стремится сплотить, интегрировав общество;
5) выражает и защищает интересы определенных социальных групп.
Классические политические идеологии формируются в XVIII в. Мыслители эпохи Просвещения стремились к созданию разумного общественного устройства.
На основе политической философии английских рационалистов Д. Локка, Т. Гоббса, экономической доктрины А. Смита формируется учение либерализма (от лат. liberalis — свободный). Базовыми принципами этой идеологии являются свобода личности, неограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие. Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешательства в общественную и частную жизнь. Государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего общественный порядок и защищающего страну от внешней угрозы. Экономические постулаты либерализма - требование простора частной инициативы, свободы предпринимательства, неприкосновенности частной собственности, ликвидации регламентации экономической жизни (лозунг laissez faire — «не мешайте действовать»). Свободный рынок и свободная конкуренция являются для либерализма условием экономического прогресса и эффективности. В социальной сфере либералы требовали обеспечения равенства всех людей перед законом (равенство возможностей), разрушения сословных и кастовых перегородок, создания неограниченных возможностей для социальной мобильности. Социальный статус, престиж, возможности того или иного человека должны напрямую зависеть от результатов его собственной деятельности, а не предписываться властью. Политическая доктрина либерализма базируется на идеях незыблемости политических прав и свобод человека, реального обеспечения идеологического и политического плюрализма, терпимости к инакомыслию, разделения властей.
Идеалом общественно-политического устройства для либералов выступает правовое государство. Духовная жизнь общества должна, согласно либеральной доктрине, основываться на принципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви, праве личности самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности.
Классический либерализм XIX столетия проделал определенную эволюцию и сформулировал ряд новых идей и принципов, составляющих содержание неолиберализма. Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль государства, включая в число его функций защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту малообеспеченных групп и слоев населения.
Рассмотренные выше принципы либерализма лежат в основе организации жизни большинства западных стран.
Второй классической политической идеологией считается консерватизм (от лат. conservare — сохранять). Его базовые постулаты были сформулированы англичанином Э. Берком и французами Ж. де Местром и Л. Бональдом. Консерватизм отстаивает сложившиеся формы общественной жизни, традиционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недоверием относится и к реформистским попыткам переустройства общества. Общество — это духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки ее изменить не должны предприниматься без крайней необходимости. Консерваторы не верят в неограниченные возможности человеческого разума и общественного прогресса. Классический консерватизм указывал и на то, что общественными делами наряду с разумом правит Провидение, направляющее судьбы людей. Все это заставляет консерваторов отдать преемственности приоритет перед инновациями. Неприемлема для консерватизма и идея социального равенства: иерархичность человеческого общества предустановлена свыше, естественна. Важнейшей ценностью для консерваторов является противостоящий хаосу порядок, в поддержании которого огромную роль играет государство. Свобода тесно связана с ответственностью личности. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше, первичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, которые регулируются моралью. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, социальная стабильность. Верность им способна разрешить все противоречия.
В последние десятилетия XX в. наметилась тенденция сближения классического консерватизма с либерализмом, оформившаяся в неоконсерватизм. В его рамках приверженность рыночной экономике, уважение к свободе отдельного индивида сочетаются с защитой порядка, законности, семьи, религии, нравственных основ общественного устройства. Ответственность за сохранение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном человеке, но и снимает с государства социальные нагрузки. Государство должно лишь обеспечить необходимые индивиду жизненные условия. Социально ответственная личность и политически стабильное государство — идеал неоконсерватизма.
Третья политическая идеология — социализм (от лат. socialis — общественный) — окончательное оформление получила также в XIX в., хотя отдельные ее идеи известны с древнейших времен. Первые попытки разработать теорию нового общественного устройства принадлежали Т. Мору и Т. Кампанелле (XVI е.), а в конце XVIII — начале XIX в. — так называемым социалистам-утопистам К. А. Сен-Симону, Ш. Фурье и Р. Оуэну. Теоретическое обоснование социализма в середине XIX в. дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Все социалистические концепции исходят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей, основанная на общности интересов. Только так и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, порождающие разрушительные социальные конфликты. Смысловым стержнем социалистической идеологии служит идея равенства и социальной справедливости. Гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, создание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отношении). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, полицией и т. д.).
Уже в конце XIX — начале XX в. начинается обособление двух направлений в научном социализме — ортодоксального (марксистско-ленинского) и социал-демократического («ревизионистского»). Теоретиком первого выступил В. И. Ульянов-Ленин, разработавший учение об этапах социалистической революции, о необходимости насильственного слома «буржуазной государственной машины» и установлении диктатуры пролетариата. Осуществление на практике основ социалистической теории рассматривалось им и его соратниками как непосредственная политическая задача. В это же время Э. Бернштейн, К. Каутский и другие теоретики социализма утверждали идеи о возможности мирного, эволюционного достижения общественного идеала, о связи идеалов справедливого общественного строя со свободой и демократией. Их учение о возможности реформирования буржуазного общества послужило идейной основой современной социал-демократии, в рамках которой тезис о неизбежности обострения классовой борьбы заменен концепцией социального партнерства в условиях стабильного политического развития. В современном обществознании довольно широко распространены идеи о «конце идеологий», базирующиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным политическим проблемам (признание принципов смешанной экономики, демократического политического устройства, идеологического плюрализма, уважение к правам и свободам личности, взаимная ответственность гражданина и государства.
Линии сравнения | консерватизм, | либерализм | Социализм |
1.Авторы, время возникновения | | | |
2.Базовые идеи | | | |
3.Человек | | | |
4.Общество | | | |
4.Государство | | | |
5.Собственность | | | |
6.Развитие идеологии | | | |
Вывод:
Требования к отчёту:
1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.
2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:
- порядковый номер и наименование практической работы;
- цель практической работы;
- ход выполнения работы;
- ответы на контрольные вопросы;
- вывод о выполненном задании.
Сделайте вывод о том, какие знания вы приобрели на этом занятии