СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопоставление идейно-политических систем: консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм. Практическая работа по учебному предмету "Человек и общество" для студентов СУЗа

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дается материал для сопоставления идеологий политических систем:консерватизма, либерализма, коммунизма, социализма и заполнение соотвествующей таблицы. Может быть применен на уроках истории

Просмотр содержимого документа
«Сопоставление идейно-политических систем: консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм. Практическая работа по учебному предмету "Человек и общество" для студентов СУЗа»

Практическая работа № 13.

Сопоставление идейно-политических систем: консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм.

Цели: сопоставить идеологию политических систем: консерватизма, либерализма, социал-демократизма, коммунизма

Средства обучения:
  • методические рекомендации к практической работе № 3

  • РМ к практической работе № 3.

  • Учебники Важенина «Обществознание» и Клименко «Обществознание»

Виды самостоятельной работы:

  • Работа с теоретическим материалом

Заполнение таблицы

Ход урока

Задание. На основе теоретических сведений заполнить сравнительную таблицу «Главные идеологические направления: Консерватизм, либерализм, социализм»

Политическая идеология и ее структура (Клименко)

Одной из форм политического сознания является политическая идеология, под которой понимается определяемая по­литическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества.

Политическая идеология выполняет в общест­ве ряд функций:

1) задает систему смыслов, ориентации чело­веческой деятельности;

2) предлагает более совершенные идеалы, вы­ступает в качестве непосредственного мотива по­литической деятельности, мобилизует общество на реализацию собственных положений.

3) внедряет в общественное сознание собствен­ные критерии оценки прошлого, настоящего и будущего;

4) противостоит частным интересам, объединяет людей в партии, группы, течения, стремится сплотить, интегрировав общество;

5) выражает и защищает интересы определенных социальных групп.

Классические политические идеологии формируются в XVIII в. Мыслители эпохи Просве­щения стремились к созданию разумного обще­ственного устройства.

На основе политической философии англий­ских рационалистов Д. Локка, Т. Гоббса, эконо­мической доктрины А. Смита формируется уче­ние либерализма (от лат. liberalis — свободный). Базовыми принципами этой идеологии являются свобода личности, неограниченность граждан­ских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие. Ус­ловием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешательства в общественную и частную жизнь. Государству от­водится роль «ночного сторожа», охраняющего общественный порядок и защищающего страну от внешней угрозы. Экономические постулаты либерализма - требование простора частной иници­ативы, свободы предпринимательства, неприкос­новенности частной собственности, ликвидации регламентации экономической жизни (лозунг laissez faire — «не мешайте действовать»). Сво­бодный рынок и свободная конкуренция являют­ся для либерализма условием экономического прогресса и эффективности. В социальной сфере либералы требовали обеспечения равенства всех людей перед законом (равенство возможностей), разрушения сословных и кастовых перегородок, создания неограниченных возможностей для со­циальной мобильности. Социальный статус, пре­стиж, возможности того или иного человека должны напрямую зависеть от результатов его собственной деятельности, а не предписываться властью. Политическая доктрина либерализма базируется на идеях незыблемости политических прав и свобод человека, реального обеспечения идеологического и политического плюрализма, терпимости к инакомыслию, разделения властей.

Идеалом общественно-политического устройства для либералов выступает правовое государство. Духовная жизнь общества должна, согласно либе­ральной доктрине, основываться на принципах свободы взглядов и убеждений, освобождения ин­дивидов от подчинения церкви, праве личности самостоятельно формулировать свои нравствен­ные обязанности.

Классический либерализм XIX столетия про­делал определенную эволюцию и сформулировал ряд новых идей и принципов, составляющих со­держание неолиберализма. Неолиберализм не­сколько иначе понимает экономическую и соци­альную роль государства, включая в число его функций защиту свободы предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического раз­вития, социальную защиту малообеспеченных групп и слоев населения.

Рассмотренные выше принципы либерализма лежат в основе организации жизни большинства западных стран.

Второй классической политической идеологи­ей считается консерватизм (от лат. conservare — сохранять). Его базовые постулаты были сфор­мулированы англичанином Э. Берком и францу­зами Ж. де Местром и Л. Бональдом. Консерватизм отстаивает сложившиеся формы общественной жизни, традиционные ду­ховные ценности, отрицает не только революци­онные изменения, но с известным недоверием относится и к реформистским попыткам пере­устройства общества. Общество — это духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки ее изме­нить не должны предприниматься без крайней необходимости. Консерваторы не верят в неограниченные возможности человеческого разума и обще­ственного прогресса. Классиче­ский консерватизм указывал и на то, что обще­ственными делами наряду с разумом правит Провидение, направляющее судьбы людей. Все это заставляет консерваторов отдать преемствен­ности приоритет перед инновациями. Неприем­лема для консерватизма и идея социального ра­венства: иерархичность человеческого общества предустановлена свыше, естественна. Важней­шей ценностью для консерваторов является про­тивостоящий хаосу порядок, в поддержании ко­торого огромную роль играет государство. Свобо­да тесно связана с ответственностью личности. Для кон­серваторов интересы государства, общества, со­циальной группы неизмеримо выше, первичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, которые регулируются моралью. Абсолютными ценнос­тями для консерваторов выступают семья, рели­гия, социальная стабильность. Верность им спо­собна разрешить все противоречия.

В последние десятилетия XX в. наметилась тенденция сближения классического консерва­тизма с либерализмом, оформившаяся в неокон­серватизм. В его рамках приверженность рыноч­ной экономике, уважение к свободе отдельного индивида сочетаются с защитой порядка, закон­ности, семьи, религии, нравственных основ обще­ственного устройства. Ответственность за сохра­нение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном чело­веке, но и снимает с государства социальные на­грузки. Государство должно лишь обеспечить не­обходимые индивиду жизненные условия. Соци­ально ответственная личность и политически стабильное государство — идеал неоконсерватиз­ма.

Третья политическая идеологиясоциализм (от лат. socialis — общественный) — окончатель­ное оформление получила также в XIX в., хотя отдельные ее идеи известны с древнейших вре­мен. Первые попытки разработать теорию нового общественного устройства принадлежали Т. Мору и Т. Кампанелле (XVI е.), а в конце XVIII — на­чале XIX в. — так называемым социалистам-уто­пистам К. А. Сен-Симону, Ш. Фурье и Р. Оуэну. Теоретическое обоснование социализма в середи­не XIX в. дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Все соци­алистические концепции исходят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совмест­ная деятельность людей, основанная на общнос­ти интересов. Только так и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причи­ны, порождающие разрушительные социальные конфликты. Смысловым стержнем социалисти­ческой идеологии служит идея равенства и соци­альной справедливости. Гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производ­ства в общенародную собственность. Результа­том этого станет ликвидация социального нера­венства и эксплуатации человека человеком, со­здание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравст­венном отношении). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибу­тами (армией, полицией и т. д.).

Уже в конце XIX — начале XX в. начинается обособление двух направлений в научном соци­ализме — ортодоксального (марксистско-ленин­ского) и социал-демократического («ревизионист­ского»). Теоретиком первого выступил В. И. Улья­нов-Ленин, разработавший учение об этапах социалистической революции, о необходимости насильственного слома «буржуазной государ­ственной машины» и установлении диктатуры пролетариата. Осуществление на практике основ социалистической теории рассматривалось им и его соратниками как непосредственная поли­тическая задача. В это же время Э. Бернштейн, К. Каутский и другие теоретики социализма утверждали идеи о возможности мирного, эво­люционного достижения общественного идеала, о связи идеалов справедливого общественного строя со свободой и демократией. Их учение о возможности реформирования буржуазного об­щества послужило идейной основой современ­ной социал-демократии, в рамках которой тезис о неизбежности обострения классовой борьбы за­менен концепцией социального партнерства в условиях стабильного политического развития. В современном обществознании довольно ши­роко распространены идеи о «конце идеологий», базирующиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным поли­тическим проблемам (признание принципов сме­шанной экономики, демократического полити­ческого устройства, идеологического плюрализ­ма, уважение к правам и свободам личности, взаимная ответственность гражданина и государства.

Линии сравнения

консерватизм,

либерализм

Социализм

1.Авторы, время возникновения




2.Базовые идеи




3.Человек




4.Общество




4.Государство




5.Собственность




6.Развитие идеологии





Вывод:

Требования к отчёту:

1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.

2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:

- порядковый номер и наименование практической работы;

- цель практической работы;

- ход выполнения работы;

- ответы на контрольные вопросы;

- вывод о выполненном задании.

Сделайте вывод о том, какие знания вы приобрели на этом занятии