СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопровождение детей с ОВЗ в раннем возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрыта сущность сопровождения детей с ОВЗ.Показана важность ранней медико-психолого -педагогической помощи.

Просмотр содержимого документа
«Сопровождение детей с ОВЗ в раннем возрасте»

Н. А. Павлова, учитель начальных классов,

педагог

МБОУ «СШ №4 п. Ключи»

Камчатский край, Россия



Сопровождение детей с ОВЗ в раннем возрасте


Аннотация.

Возраст ребенка от рождения до трех лет является наиболее важным в становлении его социального, познавательного, речевого и двигательного развития. Ранняя медико-психолого-педагогическая помощь позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым смягчить или предупредить вторичные отклонения.


Ключевые слова – дети с ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение, инклюзия, дизадаптация, задержка психического развития, раннее вмешательство.


ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. Все же с 2016 года это понятия замещено. Человечнее говорить «дети с особыми потребностями». В такой формулировке акцент устанавливается на несовершенстве общества, а не на недостатках людей [4]. Это общество, его институты и системы в силу собственной ограниченности не могут снабдить равные условия для любого ребенка. Потому акцент устанавливается на изменение условий среды, модернизацию в интересах особых детей.

Виды нарушений развития:

задержка психического развития (ЗПР);

эмоциональные расстройства и нарушения поведения;

синдром аутизма;

нарушения слуха;

нарушения зрения;

нарушения речи;

нарушения работы опорно-двигательного аппарата.

К детям с ОВЗ относятся такие дети:

1. Не слышащие или глухие и слабослышащие дети; незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Таких детей мы можем обнаружить сами.

2. Дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. случается распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны». Таких детей обнаруживает логопед.

3. К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды).

4. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может обнаружить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны врачей идет полный контроль над ребенком с рождения. Диагноз назначает невропатолог [1].

5. Умственно отсталые дети, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. Таких детей выявляет психолог и невропатолог.

К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

Каждая из этих проблем имеет свои особенности.

Дети с задержкой развития психики отличаются отставанием в одной или нескольких сферах: речевой, эмоциональной, волевой. При грамотном психолого-педагогическом сопровождении эта особенность устраняется. У таких детей преобладают игровые мотивы . Наблюдается скудный словарный запас, быстрая утомляемость. В одной или нескольких сферах такой ребенок соответствует детям предыдущего возраста, отмечается инфантилизм.

Говоря об экспансивных и поведенческих нарушениях, разумеют акцентуации характера. Это стабильные личностные изменения в одной или нескольких сферах. Принято выделять возбудимую, неустойчивую, астеническую, психастеническую, шизоидную, мозаичную (сочетание нескольких черт) акцентуацию. До 12 лет говорят не об акцентуациях, а о тяжелом характере.

Можно назначить, по крайней мере, два методологических подхода к дефиниции понятия «сопровождение» и его содержанию. Первый подход основывается на разумении сопровождения как: – проектирование образовательной среды, идущее из обще гуманистического подхода к надобности наибольшего раскрытия возможностей и личностного потенциала ребенка (сотворения условий для предельно удачного обучения данного конкретного ребенка). Основываясь на возрастные нормативы развития, главные новообразования возраста как критерии адекватности образовательных влияний, в логике собственного развития ребенка, приоритетности его надобностей, целей и ценностей [6]. Второй – на разумении процесса сопровождения как: – поддержание функционирования ребенка в условиях лучшей амплификации образовательных влияний и недопустимости его дизадаптации. Несмотря на внешнюю «общность» обоих подходов – последний идет из разумения ограниченности возможности адаптации каждого ребенка в образовательной среде и базируется на дефиниции границ зоны дизадаптации и зоны риска по дизадаптации, за которые в своем влиянии образовательная среда (в узком смысле – обучающая среда) не должна выходить. Собственно эта стратегия и назначает содержание деятельности специалистов сопровождения.

Одним из наиболее значимых течений нынешней специальной педагогики и психологии, как в РФ, так и за рубежом есть ранняя помощь детям с отклонениями в развитии. Раннее вмешательство – система разнообразных мероприятий, устремленных на развитие детей раннего возраста (от рождения до трех лет) с нарушениями развития или риском появления таких нарушений, и мероприятий, ориентированных на помощь родителям таких детей. За прошлые десятилетия в РФ быстро возросло число детей, которым жизненно нужна комплексная поддержка физического, соматического и психического здоровья. По всей видимости, в сфере здравоохранения и образования предметом внимания есть ранняя комплексная реабилитация и раннее сопровождение детей с ОВЗ, которая на нынешний день делается очень актуальной. Специалистами показано, что возраст от рождения до 3х лет включительно является этапом быстрого и интенсивного начального развития качеств и свойств личности. В связи с этим разумно заняться развитием ребенка с первых лет жизни. Было определено, что психолого-педагогическое сопровождение становится значимым элементом образовательной системы, которая разрешает организовывать условия для удачного развития детей с ОВЗ, начиная с ранних этапов развития [3].

Система ранней помощи мешает появлению вторичных нарушений в развитии, и разрешает наиболее результативно применять сенситивные периоды развития высших психических функций, благодаря максимально обширному охвату детей с нарушениями в развитии на ранних стадиях онтогенеза. Предельно раннее начало комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, которая воспитывает ребенка с особыми образовательными потребностями, есть залогом оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка, шагом к улучшению защиты прав ребенка и прав инвалидов, а также качественной ратификации их положения в обществе.

Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ представляет собой специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, создающей благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образования и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим.

Комплексный подход

-единство диагностической и коррекционной помощи детям с трудностями в развитии, основанный на положениях теории Л. С. Выготского;

- комплексный (междисциплинарный) характер коррекционной работы предусматривает параллельное воздействие «команды» специалистов на двигательную, сенсорную, познавательную и речевую сферы, включение их в единую организационную модель и владение единой системой методов и форм коррекционной работы.

Цели системы ранней помощи

– раннее выявление риска развития нарушений здоровья и нарушений здоровья у детей от 0 до 3 лет;

- обеспечение услугами по развитию таких детей во избежание возникновения нарушения развития здоровья или коррекции для уменьшения уже возникших нарушений;

- предоставление помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и других членов семьи для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка [5].

Направления работы службы ранней помощи

1.Диагностическое направление, в рамках которого осуществляется деятельность по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития и потребностей в ранней помощи, а также изучение потребностей и ресурсов семьи.

2. Коррекционно-развивающее направление обеспечивает: помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута на базе межведомственного взаимодействия; разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста.

3. Консультативное направление предполагает реализацию специальных программ обучения родителей и включение их в коррекционно-педагогический процесс.

4. Информационно-просветительское направление обеспечивает поддержку общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями.

Многоэтапная модель диагностики в системе ранней помощи детям с ОВЗ

1-й этап. Медицинское обследование

2-й этап. Комплексное обследование ребенка в ПМПК с целью выявление структуры нарушения, определения соотношения нарушенных и сохранных функций (потенциальных возможностей); разработка рекомендаций; направление в СРП

3-й этап. Диагностическое сопровождение ребенка в Службу ранней помощи

4-й этап. Комплексное обследование ребенка в ПМПК, разработка рекомендаций, определение дальнейшего маршрута и необходимости сопровождения специалистами СРП.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение, в том числе особенности индивидуализации образовательного маршрута и самой работы по индивидуальной программе с ребенком с ОВЗ, базируется на установленных принципах и положениях [2]. Это общая методология психолого-педагогического сопровождения, представления о взаимодействии ребенка с ОВЗ и образовательной среды как системе передачи и амплификации потока образовательной информации (информации о знаниях, умениях и навыках и информации о воспитательных влияниях, в том числе экспансивной составляющей всей деятельности с ребенком и его окружением).

Список литературы


  1. Алехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012. – С.82.

  2. Ахметзянова А.И. Становление и развитие ранней помощи детям с нарушениями в развитии в России и за рубежом // Неврологический вестник —2015 — Т. XLVII, вып. 1.- С.73-79.

  3. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение [Текст]: учебное пособие для СПО / отв. ред. Л. В. Байбородова. - 2-ое изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 413 с.

  4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И. Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2013.

  5. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / Отв. Ред. С. В. Алехина. – М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.

  6. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. – М.: МГППУ, 2012.


3