Задания по суммативному оцениванию за раздел «Этнические и социально-
политические процессы»
Раздел Истоки происхождения казахского народа
Традиционное казахское общество: этническая структура и социальная организация
Цели обучения
10.2.1.1 Использовать понятия «антропогенез»,«этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории Казахстана
10.2.2.1 Использовать понятия «ру», «тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел» для описания этническойструктуры казахов
10.2.2.4 Объяснять функциональное значение принципа родства и родовой структуры, учитывая особенности кочевой цивилизации казахов
Критерии оценивания
Обучающийся
Определяет особенности и различия процессов «антропогенеза», «этногенеза», объясняет особенности ранних этнических процессов на территории Казахстана
Описывает особенности этнической структуры казахов, применяя в контексте понятия «ру», «тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел»
Объясняет значение принципа родства и родовой структуры казахов, обосновывает его влияние на формирование самобытной кочевой цивилизации казахов
Уровень мыслительных
навыков
Знание и понимание
Применение
СОР № 2. История Казахстана 10 класс.
Раздел «Этнические и социально- политические процессы» Дата _11.12.19_
ФИО ________________________________________________________
Задание 1. Используя текст и собственные знания, дайте ответы на вопросы.
По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся
на протяжении длительного времени европеоидный тип населения, подвергшийся со
временем более или менее сильному (в разных зонах) изменению в сторону
монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность
древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей
данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика,
занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период
раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савроматов – в северных и западных.
Чем, по вашему мнению, отличается процесс антропогенеза от этногенеза? Приведите пример. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие племена, составили основу казахского этноса? Аргументируйте свой ответ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Используя формулу ПОПС, обоснуйте мнение о том, что культурно-генетический код лежит в основе толерантности народа Казахстана
П (позиция) _________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
О (объяснение) ______________________________________________________________
______________________________________________________________________________П (пример) _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С (следствие) _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3 Соотнесите понятия с их смысловым значением
1 | Жеті Ана | | A | Земля предков |
2 | Ру | | B | Племя |
3 | Тайпа | | C | Единый этнос населяющий общую этническую территорию |
4 | Ата жұрт | | D | Краткая форма шежире Генеалогическое древо казахов |
5 | Ата мекен | | E | Этнотерриториальные объединения |
6 | Жүз | | F | Патрилинейный отцрвский род |
7 | Қазақ елі | | J | Кочевья отцовского рода |
Задание 4. . Дайте оценку значимости родства и родовой структуры в традиционном казахском обществе (не менее 2-х аргументов) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Критерий оценивания | № задания | Дескрипторы | Баллы |
Использует понятия «антропогенез», «этногенез», «этнос» для объяснения этнических процессов на территории | 1 | пределяет различия процессов «антропогенеза», «этногенеза»; | 1 |
приводит пример различия процессов «антропогенеза», «этногенеза». | 1 |
определяет племена, составившие первооснову казахского этноса | 1 |
аргументирует свою точку зрения | 1 |
2 | Обосновывает мнение о том, что культурно-генетический код лежит в основе толерантности | 4 |
Использует понятия «ру», «тайпа», «жүз», «ата-жұрт», «ата-мекен», «ел» для описания этнической структуры казахов | 3 | Соотносит понятия с их смысловым значением 1-D 2-F 3-B 4-J 5-A 6-E 7-C | 7 |
Объясняет значение принципа родства и родовой структуры казахов | 4 | Приводит два аргумента о значимости принципа родства и родовой структуры. | 2 |
| | | 17 |