Задания по суммативному оцениванию
за раздел «Культура Казахстана в XVIII веке»
Тема | Устное народное творчество казахов в XVIII веке. Материальная культура казахов в XVIII веке |
Цели обучения | 7.2.1.1 Определять ценность и значимость обычаев и традиций 7.2.2.1 оценивать значимость народного фольклора и музыкальных произведений как исторических источников; 7.2.2.4 Оценивать достижения прикладного искусства |
Критерии оценивания | Обучающийся Определяет ценность и значимость обычаев и традиций Определяет значимость произведений народного фольклора Определяет функции шежире Анализирует достижения прикладного искусства |
Уровень мыслительных навыков | Применение Навыки высокого порядка |
Время выполнения | 20 минут |
СОР № 3. История Казахстана 7( 8) класс. Раздел «Культура Казахстана в XVIII веке». Дата _________________________
ФИО________________________________________________________ Класс___________
Вариант 1
Задания
1.Расшифруйте анаграмму. Определите тематику произведений авторов
МЕЙТУБЕ - ________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
ЫАКТАБМРДЕ- _____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
2. Заполните схему «Функции шежире»
3. Дополните текст, используя слова для справок.
У казахского народа принято считать своим долгом - знать всех своих ( __) до седьмого колена. Эта традиция исходит из ( ___). Другой отличительной чертой казахского народа являлось и является ( _______). Обычаев и традиций, связанных с гостеприимством, у казахов очень много. Так, обязанностью хозяина и хозяйки считалось радушно встретить и накормить гостя. Казахская кухня всегда славилась разнообразием вкуснейших мясных блюд и деликатесов, таких как ( ___), казы, шужык и т.д., а также полезными напитками: (_________), шубат, айран и, конечно же, чай. Свои особенности имеет и воспитание детей у казахов. Еще одной характерной чертой казахского народа являются его сплоченность, взаимовыручка и взаимопомощь. Жители одного аула всегда были как одна большая семья. Если у кого-то случалась беда, то соседи и родственники обязательно стремились помочь. Выручали «всем миром», этот обычай называется ( ______).
Слова для справок
Гостеприимство, предков, ет, асар, тенгрианства, кумыс
4.. Рассмотрите изображение, ответьте на вопросы:
Назовите орнамент, изображенный на иллюстрации.
Раскройте смысловое значение данного орнаментального мотива прикладного искусства казахского народа.
СОР № 3. История Казахстана 8 класс. Раздел «Культура Казахстана в XVIII веке». Дата _________________________
ФИО________________________________________________________ Класс___________
Вариант 2
Задания
1.Расшифруйте анаграмму. Определите тематику произведений авторов
АТКТАТАРИ- _______________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
БХРАУ-____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
2. Заполните схему «Функции шежире»
3. Дополните текст, используя слова для справок.
У казахского народа принято считать своим долгом - знать всех своих ( ) до седьмого колена. Согласно древним верованиям, у человека есть душа, которая не нуждается в физической пище, но пищей для нее является дух предков Аруах. Если человек совершает дурной поступок, предает честное имя своих предков, то он тем самым оскорбляет духов(___________________),
Другой отличительной чертой казахского народа являлось и является (________________). У казахского народа существуют множество пословиц и поговорок связанных с гостеприимством, одна из которых переводится, как "Если гость приходит, счастье в дом приводит!". А если в гости приходил ребенок, то его обязательно угощали чем-нибудь вкусненьким и дарили небольшой подарок. Существовало поверье, что если ребенок уйдет из гостей расстроенный, то заберет с собой (_____________) из дома.
Свои особенности имеет и воспитание детей у казахов. Особенностью воспитания детей у казахов является то, что большую роль в воспитании играли (_______________), которые были основными носителями традиций,(______________), опыта и мудрости народа. Первенцы в семье традиционно считались детьми свекра и свекрови.
Слова для справок
Обычаев, Аруахов, счастье, предков, бабушки и дедушки, гостеприимство
4. Рассмотрите изображение, ответьте на вопросы:
1.Назовите орнамент, изображенный на иллюстрации.
2. Раскройте смысловое значение данного орнаментального мотива прикладного искусства казахского народа.
Критерии оценивания | № задания | Дескрипторы | Баллы |
Обучающийся |
Определяет значимость произведений народного фольклора | 1 | Расшифровывает имя жырау | 1 |
Определяет тематику его произведений | 1 |
Расшифровывает имя жырау | 1 |
Определяет тематику его произведений | 1 |
2 | Определяет функции шежире | 3 |
Определяет ценность и значимость обычаев и традиций | 3 | определяет 1-ю характерную особенность обычаев и традиций казахского народа; | 1 |
определяет 2-ю характерную особенность обычаев и традиций казахского народа; | 1 |
определяет 3-ю характерную особенность обычаев и традиций казахского народа; | 1 |
определяет 4-ю характерную особенность обычаев и традиций казахского народа; | 1 |
определяет 5-ю характерную особенность обычаев и традиций казахского народа; | 1 |
определяет 6-ю характерную особенность обычаев и традиций казахского народа; | 1 |
Анализирует достижения прикладного искусства | 4 | определяет название орнамента; | 1 |
определяет смысловое значение данного орнаментального мотива. | 1 |
Всего баллов | 15 |