СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соревновательная практика в системе подготовки юных спортсменов

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка на тему: "Соревновательная практика в системе подготовки юных спортсменов"

Просмотр содержимого документа
«Соревновательная практика в системе подготовки юных спортсменов»

Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Республиканская спортивная школа олимпийского резерва по фехтованию»












«СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ»






Подготовила: Инструктор-методист

Перебатова Надежда Николаевна

















Казань, 2025 г.

Актуальность темы. Соревновательная практика занимает важное место в системе подготовки юных спортсменов. Старты являются фактором, определяющим качество технико-тактической подготовленности фехтовальщика, тестом контроля за изменением динамики его функционального состояния и в зависимости от главных целевых задач года обучения – средством управления спортивной формой.

Формы работы по повышению качества процесса подготовки постоянно совершенствуется, однако в вопросах организации тренировки спортсменов, в частности начинающих, ещё имеются значительные проблемы, тормозящие рост мастерства молодых спортсменов. Это относится к планированию, подготовке и организации соревновательной практики. Рациональное распределение соревнований в годичном цикле является основой управления процессом тренировки к главному соревнованию, позволяет ускорить адаптацию организма к нагрузкам и повысить уровень технико-тактической подготовленности. Тренерам, работающим на начальном этапе подготовки, необходимо обеспечить воспитанников набором технических приёмов и тактических знаний, высокими показателями по общефизической и специальной подготовке, умением мобилизовать морально-волевые качества на решение поставленных задач и достижение запланированного результата.

Цель исследования: повышение эффективности соревновательной деятельности в группах начальной подготовки на основе оптимизации выбора средств ведения поединков и специальных методов тренировки.

Анализ методических материалов последних лет, практический опыт многих российских специалистов показывает, что соревновательная практика спортсменов групп начальной подготовки по фехтованию в основном должна соответствовать следующим условиям (см. таблицу 1):


Таблица 1.

Параметры соревнований

Возраст и год обучения

9 - 10 лет – 1 год

11 лет – 2 год

12 лет – 3 год

Количество дней соревнований по фехтованию

2

4

6

Количество дней участия в соревнованиях

2

4

6

Продолжительность боя

Количество боёв указано с расчётом их ведения на 5 уколов или ударов

Количество боёв в день

8 - 10

10 - 15

15 – 20

Примерное количество соревновательных боёв в год

16 - 20

40 - 60

90 -120

Перерыв между соревнованиями

не менее одного месяца

Количество соревновательных стартов по:

- общефизической подготовке

- специальной подготовке


5

3

5

3


5

3


Примечание: в данной таблице приводится вариант трёхлетнего обучения в группе начальной подготовки, но этот срок может быть сокращён до 2 лет и даже до 1 года в зависимости от уровня физических качеств и степени прироста спортивного мастерства занимающихся.

Планомерное развитие физических и специальных качеств начального этапа обучения в фехтовании во многом определяется распределением в календарном плане основных соревнований по различным аспектам подготовки: общефизической, специальной технико-тактической и собственно турниров по фехтованию.

В таблице 2 схематично представлено распределение основных внутришкольных соревнований в годичном цикле:


Таблица 2.

Месяцы

Возраст и год обучения

10 - 12 лет, 1 - 3 год обучения

Ведущая педагогическая задача

Сентябрь

ОФП - 1

Сдача нормативов

Октябрь

ОФП - 2

Сдача контрольных нормативов по программе для СШОР

Ноябрь

СФП - 1

Сдача контрольных нормативов по программе для СШОР

Декабрь

Фехтование - 1

Соревнование в группах

Январь

ОФП - 3

Проверка координационных и игровых качеств

Февраль

СФП - 2

Проверка технико-тактической подготовленности

Март

Фехтование - 2

Соревнование в группах, отделениях

Апрель

ОФП - 4

Сдача переводных нормативов по программе для СШОР

Май

СФП - 3

Сдача контрольных нормативов по программе для СШОР

Июнь

Фехтование - 3

Соревнование на первенство групп, отделений

Июль - Август

ОФП - 5

Проверка координационных и игровых качеств; сдача нормативов


Примечание:

  1. в соответствии с программой по фехтованию для ДЮСШ и СШОР предполагается, в июле-августе в течение шести недель учебно-тренировочные занятия проходят в условиях оздоровительно-спортивных лагерей, а также работы учащихся по индивидуальным планам в период их активного отдыха.

  2. в данной таблице не отражены турниры по фехтованию, проводимые по планам внешкольных организаций, в которых воспитанники школы обязаны участвовать.

Соревнования с целью контроля за уровнем специальной фехтовальной подготовленности служат задаче овладения спортсменами навыками выполнения и применения различных фехтовальных действий, развивают целый комплекс физических и психических качеств и придают им специализированное выражение.

В программу соревнований учащихся групп начальной подготовки включаются действия и приёмы, поэтапно освоенные спортсменами. В целом боевой репертуар для данного контингента учащихся должен включать:

РАПИРА-ШПАГА. Основные положения: стойка «смирно», «вольно» с оружием, держание оружия, исходное положение, приветствие, боевая стойка «вольно» в боевой стойке, сбор.

Передвижения: шаги вперёд, назад; скрестные шаги – назад, вперед, вправо, влево; скачки – назад, вперёд: одновременный, скрестный. Укол. Уход с выпада – назад, вперёд; полувыпад, закрытие вперёд – выпад. Атака стрелой - прыжком.

Позиции и соединения: 6, 4, 8, 7-я позиции, смена их. Сочетание передвижений и смена позиций и соединений. Понятие о дистанции, упражнения, связанные с этим.

Простые атаки: прямо и переводом в 4, 2 и 3-й секторы, переносом в 4-й сектор (для шпаги – в ногу, предплечье уколом прямо, со скольжением, с оппозицией из 6-го и 8-го соединения).

Защиты: 4, 6, 8-я отбивом – прямые и полукруговые. Круговая 4-я (для шпаги круговая – 6-я). Ответы прямо после 4-й, прямо и переводом после 6-й и 8-й, на месте и с выпадом (для шпаги только прямо с оппозицией).

Сложные защиты (для рапиры) – сочетания из указанных простых.

Сложные атаки: с ударным батманом в 4-е соединение с последующим уколом прямо; в 6-е соединение с уколом переводом и прямо. Два перевода: обман переводом в 3-й сектор – перевод в 4-й и наоборот; два перевода из 8-го соединения в 4-й и 3-й секторы. Обман прямо – перевод: из 8-й позиции обман уколом внутрь, перевод в 4-й или3-й сектор и наоборот. Удвоенный перевод внутрь. Все виды атак с выпадом, полувыпадом и предварительным сближением (для шпаги дополнительно обман в руку с последующим уколом в руку, туловище, впереди стоящую ногу).

Атаки второго намерения с целью вызвать привычный ответ «четыре - прямо» после простой ложной атаки и повторные атаки на уход противника, отсутствие ответа и задержку с ним. Атаки стрелой – прыжком с включением простых атак, атак с батманами и финтами.

Контратаки: прямо на сближение противника с дальней дистанции (для «шпага» – укол в руку с движением назад.).


САБЛЯ. Основные положения и движения (см. «Рапира-Шпага») с дополнением атаки броском, начинающейся шагом правой с последующим пробеганием противника.

Позиция 3, 4, 5, 2-я; соединения 3, 4, 2-ое и смена их. Простые атаки: ударом по маске, правому и левому боку, уколом прямо, ударами по руке сверху, снаружи.

Защиты: прямые 4, 5, 3-я с последующими простыми ответами после 4-й – по маске, правой щеке; 3-й – правому боку, маске; 5-й правому боку, маске, на месте и с выпадом. Сложные защиты из сочетаний концом оружия вверх.

Сложные атаки: с обманом типа обман по маске, удар по правому, левому боку; обман правого бока – удар по левому боку, по маске; обман уколом – удар по маске, правому боку. Атаки с батманами из всех позиций типа батман в 4-е соединение – удар правому боку, маске, по руке сверху, изнутри; батман в 3-е соединение – удар по руке снаружи, правому боку, маске. Атаки второго намерения: ложная простая атака с целью вызвать контррепост по маске с последующим перехватом и контрответом – с целью вызвать контратаку противника на привычные секторы; повторение атаки на уход противника и отсутствие ответа.

Контратаки: на месте и с шагом назад ударом по руке сверху, снаружи.

Программа соревнований составляется по принципу постепенности «от простого к сложному». Каждое упражнение выполняется членами группы поточным методом. Фехтовальные упражнения и действия исполняются спортсменами «на технику», которая оценивается визуально тренером (1 год обучения) и ассоциирующими ему участниками-судьями (2-3 годы обучения).

В зале оборудуются секторы для отдельных упражнений, например: фехтовальная дорожка, настенная мишень (для колющих видов оружия) или мишень на стойке (для сабли), готовятся комплекты оружия и дополнительного инвентаря.

К участию в соревнованиях по СФП допускаются спортсмены, по возможности, одетые в фехтовальную форму.

Тренер определяет уровень подготовленности учеников, давая для каждого из соревновательных упражнений (комбинаций, фраз) оценки по пятибалльной системе. Оценки «5» и «4» соответствуют удовлетворительному уровню подготовки, «3» и «2» - посредственному, «1» и «0» - неудовлетворительному. Привлекаемые к судейству спортсмены разбиваются на группы по 3-4 человека. Одна команда выполняет упражнение, другая участвует в судействе, остальные учащиеся наблюдают и готовятся к стартам.

При выполнении упражнений на фехтовальной дорожке или на мишени судейство ведется с трёх точек (минимум). Тренеры или судьи при оценке качества выполнения упражнений используют перекидной счётчик баллов (как в гимнастике). По окончании выполнения упражнения судьи одновременно ( по команде тренера) демонстрируют свою оценку. Средний показатель идёт в протокол, лучший и худший – отбрасываются.

Наиболее правильным считается исполнение упражнений в технике описанной в учебниках «Фехтование» для институтов физической культуры. После выполнения упражнения тренер обязан кратко объяснить спортсмену за какие ошибки в технике ему снижена оценка, например: (шпага) – «Сгибание вооружённой руки при закрытии назад должно завершать уход фехтовальщика с выпада; - в переводах – выпрямленные руки и переводящее движение начинается одновременно; - при выполнении защит соблюдается единая плоскость: плечо, локоть, кисть».

Заключительные перед соревнованиями занятия частично посвящаются разбору вопросов предстоящего судейства и оценки техники фехтовальных приёмов и действий.

При выполнении упражнений на точность (уколы в мишень, удары) обязательными условиями являются:

- отсутствие в движении пауз и остановок;

- технически правильное двигательное соотношение в работе рук и ног.

При появлении подобных ошибок (даже при попадании в цель) попытка не засчитывается и повторяется. Десять или девять попаданий в цель (диаметр или ширина полосы не более 15 см) соответствуют оценке «5», восемь или семь попаданий – «4», шесть или пять – «3» и т.д.

При составлении программы соревнований по СФП желательно, чтобы, например: из 5 упражнений или фехтовальных фраз две были бы атакующего плана, одна – контратакующего и две - защитного. К примеру, в рапире:

  1. атака с выпадом и уколом прямо;

  2. атака с шагом вперёд и уколом переводом из шестого соединения;

  3. контратака с шагом назад (на вход противника в соединение);

  4. защита 4 с переключением из 6 защиты;

  5. защита 6-я круговая и ответ прямо.

В каждом виде программы участнику предоставляется от 5 до 10 попыток. После выполнения каждого упражнения 3 спортсмена – судьи (два из которых расположены по бокам фехтовальной дорожки и один со стороны спины исполняющего), объявляют свои оценки. Средние оценки суммируются, что и определяет место спортсмена в соревновании по СФП. При равенстве баллов предпочтение отдаётся спортсменам:

1) имеющим больше высших оценок;

2) имеющим лучшие оценки в заключительных упражнениях программы.

Кроме вышеперечисленных рекомендаций для составления программы соревнований по СФП можно воспользоваться многими формами контрольных проверок описанными в книге А.Н. Пономарёва «Фехтование. От новичка до мастера». В частности, для контроля за освоением уколов (ударов) можно организовать турниры:

- на чувство силы нанесения укола и его длительность;

- на точность укола из школьных позиций;

- на точность укола после защиты;

- на точность из промежуточных позиций;

- на точность, силу и дистанцию;

- на точность после противодействия партнёра;

- на точность, силу и выбор момента;

- упражнения в ударах (сабля).

Очень важно, чтобы упражнения на лучшее усвоение структуры приёма, скорость выполнения действий, точность уколов (ударов) контролировались только в объёме пройденного материала и проводились соревновательным методом, так как это вносит в обучение фехтовальному поединку соревновательный дух, повышает старательность, тем самым ускоряет процесс усвоения «школы» на фоне большей эмоциональной заинтересованности.

Соревнования по контролю за уровнем развития функциональной подготовки и общефизических качеств (ОФП – 1, 2, 4 ) являются важным звеном в системе подготовки юных фехтовальщиков, так как их развитие и совершенствование составляет фундамент будущих достижений и во многом определяет перспективность спортсменов.

Репертуар соревнований по ОФП состоит в основном из упражнений приёмных, контрольных и переводных тестов программ для отделений ДЮСШ и СДЮСШОР. В частности, для групп начальной подготовки рекомендуются следующие виды упражнений: бег на 30 метров с высокого старта; челночный бег 4х15 метров; прыжок в длину с места; выпрыгивание вверх; тройной прыжок в длину с места; челночный бег за 1минуту на отрезке 20 метров.

Проведение турниров по ОФП требует дополнительных усилий и более тщательной подготовки в методическом и организационном плане. Занимающихся заранее необходимо ознакомить с программой каждого контрольного старта. Тренировки необходимо строить таким образом, чтобы упражнения и виды соревновательной программы были их ведущей и органической частью.

Для оперативного и эффективного проведения соревнований необходимо:

- качественно подготовить места стартов в отдельных упражнениях и сопутствующий инвентарь;

- распределить функции и обязанности спортсменов – судей;

- наметить чёткий порядок выполнения зачётных упражнений.

Итоговые результаты соревнующихся определяются по сумме мест в отдельных видах программы. Лучший участник – по наименьшей сумме мест.

В программу соревнований по проверке координационных и игровых качеств (ОФП – 3, 5) включаются эстафеты, народные и спортивные игры, полоса с препятствиями, упражнения с различной развивающей направленностью скомпанованные в комплексы, например: гимнастический, силовой, на ловкость и координацию.


Таблица 3.

Примеры упражнений для составления специальных комплексов (гимнастические, на ловкость)



Гимнастические


На ловкость


* Махи прямыми руками в вертикальной плоскости (через стороны) с хлопками над головой и за спиной.

* Махи прямыми руками в горизонтальной плоскости с хлопками перед грудью и за спиной.

* Рывки предплечьями за спину (с одновременным касанием ладонями спины).

* Наклоны корпуса в стороны (руки подняты вверх), до касания прямой рукой, противоположной направлению наклона, предмета на уровне пояса.

* Сидя на полу в «барьерном шаге», касание пальцами рук (перекрёстно) носков ног.

* Стоя на одной ноге, другая под прямым углом вытянута в сторону и фиксирована, касание пальцами рук (перекрёстно носков ног.

* Стоя на одной ноге и держась двумя руками за шведскую стенку на уровне груди, махи другой ногой в поперечном направлении выше уровня пояса.

* Наклоны вперёд, назад, доставая носки и пятки

Силовой направленности

Скоростно-силовой направленности

* Отжимания от пола.

* Подтягивания.

* Отжимания на гимнастичес-кой скамейке из упора сзади.

* Прыжки боком через гимнастическую скамейку.

* Прыжки вверх из глубокого приседа с хлопком руками над головой.

* Прыжки вверх с ударом ладонями по ступням снаружи.

* Поднимание туловища (из положения лёжа на спине, руки за головой).

* Из упора присев принять упор лёжа, прогнуться, принять упор присев.

* Из положения лёжа на спине, одновременно поднять корпус и ноги, коснуться пальцами рук, носков ног.

* Сидя на гимнастической скамейке (ноги фиксированы) отклониться назад, коснуться пола, сесть.

* «Пистолеты» (одна рука фиксирована ).

* В висе на шведской стенке, поднять ноги до прямого угла.

Игровой направленности

Координационной направленности

* С баскетбольным (волейболь-ным) мячом.

* Броски в кольцо с линии штрафного броска.

* Броски в щит двумя руками в прыжке.

* Обороты мячом вокруг кор-пуса вправо/влево.

* Броски в щит с линии штраф-ного броска поочерёдно правой/левой рукой.

* Удары мячом в стену с расстояния 1-1,5м пальцами рук поднятых до уровня плеч.

* Метание мяча в цель диаметром 1м с расстояния 5м поочерёдно каждой рукой.

* И.П.: боевая стойка лицом к стене на расстоянии 2-х метров, мяч перед вперёдстоящей стопой. Подбить мяч ногой, встать на выпад и поймать мяч после отскока.

* Стоя спиной к стене в 1-1,5 метрах, ударить мячом в пол между ног и поймать его после отскока от стены.

* Метания мяча в стену из положения «в приседе» с расстояния 5 метров поочерёдно каждой рукой.


Из вышеперечисленных упражнений формируются комплексы из 3 - 4 упражнений, каждое из которых, в зависимости от подготовленности занимающихся, повторяется от 5 до 10 раз. В соревновательном варианте комплексы специальных упражнений выполняются на время.

Таблица 4.

Вид комплекса

Содержание комплекса

Количество повторений

Игровой комплекс

- Метание мяча в цель (диаметр-1м) с расстояния 5 метров, поочерёдно каждой рукой (мяч теннисный).

- Метание мяча в стену из положения «в приседе» с расстояния 5 метров поочерёдно каждой рукой (мяч футболь-ный).

- Обороты мячом вокруг корпуса вправо/ влево (мяч баскетбольный).

- Удары по мячу, лежащему в 5 метрах от стены поочерёдно каждой ногой (мяч футбольный).

- Бросок мяча в прыжке с расстояния 5 м от стены с его отскоком (после прыжка) от пола «ведущей» рукой (мяч теннисный).

5+5

раз


5+5

раз



10+10

раз


5+5

раз


10

раз

Силовой комплекс

- Отжимания (от пола).

- Прыжки вверх с ударами ладонями по ступням снаружи.

- В висе на шведской стенке – поднять ноги до прямого угла.

- Приседания на каждой ноге поочерёдно («противоположная» ноге рука фикси-рована).


Гимнастический комплекс

- Махи прямыми руками в горизон-тальной плоскости с хлопками перед грудью и за спиной.

- Наклоны корпуса в стороны с под-нятыми вверх руками до касания предмета.

- Махи поочерёдно каждой ногой вперёд/назад, стоя на другой ноге ( «про-тивоположная» рука фиксирована на уровне плеча ).

- Поочерёдное «диагональное» доста-вание пальцами рук носков ног из положения сидя в барьерном шаге.


Все виды программы формируются с учётом освоенного учебно-методического материала, подготовленности учащихся, наличия необходимого оборудования и инвентаря. Эстафеты проводятся как соревнования команд, для чего все занимающиеся в группе делятся на команды по 3-4 человека.

В зависимости от места команды в эстафете, каждый участник получает личную оценку своего выступления. Например, I место – 5 баллов, II место – 4 балла, III место – 3 балла и т.д. При проведении нескольких эстафет сначала суммируются места команд, по наименьшей сумме мест определяется лучшая и затем выводятся личные оценки каждому спортсмену.

Полоса с препятствиями. Соревнования проводятся поточным методом. Сложность маршрута полосы и набор упражнений на ней определяются степенью подготовленности занимающихся. В схему маршрута могут включаться не только общефизические упражнения, но и элементы специально-фехтовальной подготовки ( виды передвижений, уколы в мишень и т.п.). Места спортсменов определяются лучшим качеством преодоления дистанции и лучшим временем.

Народные, подвижные и спортивные игры. Проводятся как турниры команд в составах которых по 3-5 учащихся. Система проведения может быть различной: смешанной, круговой, «олимпийской».

Игры представляют большую ценность особенно на начальном этапе подготовки фехтовальщика. В них вырабатывается умение наиболее полно реализовать свои качества и моторные возможности, решающее значение приобретает личная инициатива. В своей работе тренер может использовать следующие виды игровой подготовки:

ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ. Перемена мест. Рывок за мячом. Наступление. Встречная эстафета. Старт с преследованием. Собери флажки. Убегай - догоняй. Круговая эстафета по беговой дорожке.

ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ. Челнок. Удочка. Эстафета с палками и прыжками. Скакуны. В дальнюю зону. Перемена мест прыжками. Эстафета с прыжками в длину и в высоту. Пятнашки с бегом и прыжками. Кто выше. В дальнюю зону.

НА ЛОВКОСТЬ. Салки с прыжками. Эстафета с прыжками чехардой. Конь-козёл. С берега на берег. Упрямые козлики. Четыре мяча. Через маты. Бег – преследование с препятствиями. Мини футбол, баскетбол ( по упрощённым правилам ), пионербол.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ. Меткий укол. Сабли, шпаги, рапиры. Поменяйся рапирой. Бой солтанчиков. Скакуны. Увернись от мяча.

Во всех видах игр там, где это возможно, перемещения играющих должны быть на основе фехтовальных приёмов (перемещения, выпады, флеши и т.п.).

Более подробно с условиями проведения вышеперечисленных игр можно ознакомиться по книге Л.В. Былеева и Н.М. Короткова «Подвижные игры», Москва, 1982г.

Во время встречи двух команд участники свободной команды осуществляют педагогическое наблюдение за уровнем умений играющих и по окончании встречи каждый наблюдающий расставляет всех участников одной и другой команд по местам. Эти места соответствуют следующим оценкам: лучший игрок – 5 баллов, 2-й – 4 балла, 3-й – 3 балла, 4-й – 2 балла, 5-й – 1 балл. К этой сумме прибавляются удвоенные баллы за место команды в турнире, то есть: I место – 10 баллов, II место – 8 баллов, III место – 6 баллов и т.д.

Для определения личного места спортсмена суммируются оценки его участия в каждой встрече и оценка места команды в турнире. При равенстве баллов преимущество даётся тому игроку:

  1. чья команда показала лучший результат;

  2. чья команда победила при встрече;

  3. у кого больше высших оценок.

Соревнования и турниры по фехтованию проводятся в соответствии с действующими правилами, хотя в зависимости от степени подготовленности занимающихся и решаемых педагогических задач они могут быть упрощены или изменены как по формуле организации, так и по количеству уколов в бою или времени боёв.

Турниры для первого года обучения проводятся без электрофиксатора. Тренер проводит их как старший судья, спортсмены также участвуют в судействе как ассистенты старшего судьи и секретари. В соревнованиях 2 и3 годов обучения финал и ступени перед ним могут проводиться с использованием электрофиксаторов.

Таким образом, в каждом соревновании при помощи педагогических оценок определяется степень развития физических и специальных качеств юных фехтовальщиков. Это позволяет более эффективно строить и планировать процесс подготовки, а в конце каждого года более достоверно классифицировать уровень подготовленности спортсменов.

В случае неучастия занимающегося в каком-либо соревновании ему автоматически выводится последнее место в виде.

При анализе промежуточных итогов спортивного года тренер в зависимости от достигнутых его воспитанниками результатов условно делит их на три категории, то есть определяет их подготовленность следующими видами оценки: удовлетворительно, посредственно и неудовлетворительно. Таким образом, в частности накануне летнего периода подготовки ( июль – август ), он имеет возможность наиболее объективно рекомендовать учащимся, получившим удовлетворительную оценку обратить внимание на развитие отдельных физических и специальных качеств; спортсменам получившим посредственную оценку – обратить внимание на более углублённое отношение к процессу подготовки, наметить пути ликвидации отставания от лидеров в группе. В отношении учащихся, показавших неудовлетворительный уровень подготовленности рассматривается вопрос их дальнейшей перспективности и целесообразности занятиями данным видом спорта.

Систематизация соревновательной практики учащихся отделений фехтования и, в частности групп начальной подготовки, позволяет точнее определить главные аспекты в многолетней подготовке юных спортсменов, решать на более высоком качественном уровне задачу по овладению техническими приёмами, боевыми действиями, техническими умениями, развитию специальных и психических качеств, приобретение теоретических знаний, накоплению боевого турнирного опыта.


Термины в фехтовании.


Атака стрелой – выполняется стартообразным броском или прыжком вперёд, переходящим в бег.

Атака с батманом – атака уколом с предварительным толчком своим оружием клинка противника.

Боевая стойка – положение фехтовальщика, отражающее егог готовность к ведению поединка.

Скрестные шаги – перемещение фехтовальщика со скрещиванием ног.

Укол – прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определённой силой, фиксируемое аппаратом – электрофиксатором.

Дистанция – расстоянии между фехтовальщиками в поединке.

Простые атаки (ответ, контратака, ремиз, нападение с прямой рукой)– выполняется с однотемповым движением руки.

Защита – отражение оружием оружия противника, совершающего атаку или контратаку.

Удвоенный перевод – атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.

Контратака – нападение на противника с целью определить начатую им атаку или избежать укола оппозицией, уклонением.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Фехтование. Учебник для институтов физической культуры под общей редакцией Д.А. Тышлера. М.: ФиС, 1978.

  2. Аркадьев В.А. Ступени мастерства фехтовальщика, М.: ФиС, 1975.

  3. Фехтование: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. - М.: Советский спорт, 2004. – 144с.

  4. В.В. Житлов «Предсоревновательная подготовка фехтовальщиц высокой квалификации», Москва, 1985г.

  5. В.Г. Никонова, В.В. Житлов, О.Н. Князева, В.П. Ляшенко «Основы обучения фехтовальным приёмам и действиям» Учебно-методическое пособие. Казань, изд-во «Экоцентр». 2000. – 84с.

  6. Тышлер Д.А., Мовшович А.Д., Физическая подготовка юных фехтовальщиков. – М.: «Советский спорт», 1986

  7. Спортивное фехтование. М.: ФОН, 1995г.

  8. Л.В. Былеева, Н.М. Короткова «Подвижные игры», Москва, 1982г.






















19