… Сороковые роковые…
Цели и задачи урока
Цель: Изучение темы Великая Отечественная война через призму лирических произведений.
Задачи:
Воспитание и формирование патриотического отношения к Родине.
Развитие творческих навыков, творческого мышления.
Закрепление навыков по анализу поэтического текста
Развитие художественных навыков.
- «И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам.
Что нас покориться никто не заставит»(А. Ахматова).
Великие события в нашей жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей, но и в поэтических строчках. Своей эмоциональной силой стихи способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас. На сегодняшнем уроке вы будете работать по стихотворениям писателей-фронтовиков.
Второе задание
- Вам даны предложения. Используя знания по теме порядок слов в предложении, расположите слова в нужном порядке.
«С вокзала спеша узелком пёстрым
немного совсем опоздала она»
( В. Тушнова)
Первое задание
- Применив тип речи – рассуждение, прокомментируйте, как вы понимаете следующие строки:
«И мы сохраним тебя, русская речь. Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём Навеки!»(А. Ахматова)
«Огни на заставе тихой ночью зажигают вновь друзья» (А. Жаров)
«В теплушку я ушла из детства грязную» ( Ю. Друнина)
«Вышли пехотные с песней бой в Родину за» (А. Сурков)
«Проходит небом стон стонет небо» (Н. Майоров).
Третье задание
- Продолжите строки, используя сложные предложения:
«Война гуляет по России, ….»
«Мы в детстве пели на просторе…»
«Ещё ночами белыми нам снятся….»
«Если дорог тебе твой дом….»
Четвёртое задание
- Проанализируйте стихотворение:
Определите тему .
Определите основную идею.
Найдите проблему, дайте характеристику лирическому герою.
Найдите выразительные средства.
Какие эмоции, чувства появляются в вашей душе при прочтении стиха.
Четвёртое задание
«Отгремела война,
Уже давней историей стала.
А никак не отпустит
Тревожную память бойца.
От фугасов и мин
Мы очистили наши кварталы,
Но какой же сапёр
Разминирует наши сердца? » (В. Кочетков)
Пятое задание
- Прослушайте мелодию, представьте и изобразите картину, обозначьте цвета данной мелодии.
- (выбрать песню на военную тему)
Шестое задание
- Составьте стихотворение на тему «Война», желательно из двух четверостиший. Например:
«Война! Как много в этом слове
и боль и страх, надежда и мечта
И каждому уже не ново,
что она на месяцы и на лета…»
И знаем точно уж одно
Врагу мы точно не сдадимся
уж лучше все пойдём на дно»
Седьмое задание
- Составьте письмо с фронта по аналогии с данным стихом:
«Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это – другая.
Это значит… сырая земля
Только вам я всем сердцем и внемлю,
Только вами и счастлив я был:
- Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем. Ты знаешь любил.
И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!»
(И.Уткин)
Восьмое задание
- Проанализировать стихотворение Ю. Друниой «Ждала тебя»
«Ждала тебя. И верила. И знала
Мне нужно верить, чтобы пережить
Бои, походы, вечную усталость.
Ознобные могилы-блиндажи.
Пережила. И встреча под Полтавой.
Окопный май. Солдатский май
- В уставах не записанное право
На поцелуй, на пять моих минут.
Минуту счастья делим на двоих,
Пусть артналёт, пусть смерть от нас на волос.
Разрыв! А рядом нежность глаз твоих
И ласковый, срывающийся голос.
Минуту счастья делим на двоих.
Алгоритм анализа стихотворения
- Поясните смысл названия стихотворения.
- На сколько частей можно разделить стихотворения и озаглавить каждую часть.
- Тема, идея стихотворения.
- Нарисовать образ женщины, умеющей надеяться и ждать, несмотря на военные трудности.
5. Найти ключевые слова
6. Найдите в текстах слова, стилистически окрашенные. Какова их роль?
7. Употребляются ли здесь многозначные слова и слова, употребляемые в переносном значении. Какова их роль в тексте?
8. Ваше восприятие стихотворения?
- Ребята, вам урок понравился?
- Прокомментируйте его?
- Помог ли вам этот урок по-новому взглянуть на Великую Отечественную Войну?
- Чему вы научились на этом уроке?
- Воздействовали ли эти стихи на ваши души?