СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соседи Римской империи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соседи Римской империи .Всемирная история.Дополнительный материал.

Просмотр содержимого документа
«Соседи Римской империи»

Дельбрюк Г. Древнейший общественный строй германцев

Во времена Тацита и даже Цезаря германцы жили прочно и оседло во многих деревнях, а именно там, где имелись плодородные и сплошные земельные угодья. В таких местах достаточно было каждый год менять пахотные земли и земли, лежащие под паром, расположенные вокруг деревни. Но жители тех деревень, которые находились в областях, покрытых по большей части лесами и болотами, где почва была менее плодородной, уже этим не могли довольствоваться. Они были принуждены полностью и подряд использовать все отдельные пригодные для обработки поля, все соответствующие части обширной территории, а потому должны были для этой цели время от времени менять место поселения.

Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии.

(Корнелий Тацит (58-117 г ) – римский историк)

16. Хорошо известно, что народы Германии не живут в городах и даже не терпят, чтобы их жилища примыкали вплотную друг к другу. Селятся же германцы каждый отдельно и сам по себе, где кому приглянулись родник, поляна или дубрава. Свои деревни они размещают не так, как мы, и не скучивают теснящиеся и лепящиеся одно к другому строения, но каждый оставляет вокруг своего дома обширный участок, то ли, чтобы обезопасить себя от пожара, если загорится сосед, то ли из-за неумения строиться. Строят же они, не употребляя ни камня, ни черепицы; все, что им нужно, они сооружают из дерева, почти не отделывая его и не заботясь о внешнем виде строения и о том, чтобы на него приятно было смотреть.

Живут они среди лесов. Когда они не ведут войнто много охотятся.

23. Их напиток — ячменный или пшеничный отвар, превращенный посредством брожения в некое подобие винаживущие близ реки покупают и вино. Пища у них простая: дикорастущие плоды, свежая дичина, свернувшееся молоко, и насыщаются они ею безо всяких затей и приправ.


Задание. Используя текст исторических источников, сделать дополнения (заполнить пропуски) в предложенном опорном конспекте.


Жизнь и занятия германцев.

Германцы живут не в городах, а в ………………. . Жилища свои они строят из……………… . Чтобы обезопасить себя от пожара, свои дома они…………………………………

Обитая среди лесов, полных дичи, германцы много………………… . Там где имеются плодородные угодья, они занимаются……………………………….. . Виноградников и садов у них нет, но они выращивают ……………………………… .










Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии.

(Корнелий Тацит (58-117 г ) – римский историк)


7. Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей – из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом, и вожди начальствуют над ними, скорее увлекая примером и вызывая их восхищение, если они решительны, если сражаются всегда впереди. Впрочем, ни карать смертью, ни наказывать, ни дозволено никому, кроме жрецов, да они делают это как бы не в наказание, а якобы по повелению бога. И они берут с собой в битву некоторые извлеченные из священных рощ святыни. Но больше побуждает их к храбрости то, что конные отряды и боевые клинья состоят из людей, связанные родством; к тому же их близкие находятся рядом с ними, так что им слышны вопли женщин и плач младенцев.


11. О делах, менее важных, совещаются старейшины, о более значительных – все; впрочем, старейшины заранее обсуждают и такие дела, решение которых принадлежит только народу. Они собираются в определенные дни, или когда луна только что народилась, или в полнолуние, ибо считают эту пору наиболее благоприятствующей началу рассмотрения дел. На сборы тратятся несколько дней. Медлительность определяется сложность продвижения из отдаленных территорий. Когда толпа сочтет, что пора начинать, они рассаживаются вооруженными. Жрецы велят им соблюдать тишину, располагая при этом правом наказывать непокорных. Затем выслушиваются царя, и старейшины в зависимости от их возраста, в зависимости от знатности, в зависимости от боевой славы, в зависимости от красноречия. Если их предложения не встречают сочувствия, участники собрания шумно их отвергают; если, напротив, нравятся, - раскачивают поднятые вверх фрамеи (копья): ведь воздать похвалу оружием – самый почетный вид одобрения.


12. На таком собрании можно также предъявить обвинение и потребовать осуждения на смертную казнь. Суровость наказания определяется тяжестью преступления: предателей они вешают на деревьях, трусов – топят в болоте. Различие в способах умерщвления основывается на том, что злодеяния и кару за них должно выставлять на показ, а позорные поступки – скрывать. На тех же собраниях также избирают старейшин, отправляющих правосудие в округах и селениях


13. Любые дела – и частные, и общественные – они рассматривают не иначе как вооруженные. Но никто не осмеливается, наперекор обычаю, носить оружие. Пока не будет признан общиной созревшим для этого. Тогда тут же в народном собрании кто-нибудь из старейшин, или отец, или родичи вручают юноше щит и фрамею. Выдающаяся знатность и значительные заслуги предков даже еще совсем юным доставляют достоинство вождя; все прочие собираются возле отличающихся телесною силой и уже проявивших себя на деле, и никому не зазорно состоять их дружинниками. Дружинники упорно соревнуются между собою в силе и ловкости. Вожди стремятся , чтобы их дружина была наиболее многочисленной и самой отважною. Чья дружина выделяется численностью и доблестью, тому это приносит известность, и он прославляется не только у себя в племени, но и у соседних народов; его домогаются, направляя к нему посольства и осыпая дарами, и молва о нем чаще всего сама по себе предотвращает войны.

6. … Тела своих они уносят с собою, даже потерпев поражение. Бросить щит – величайший позор, и подвергшемуся такому бесчестию возбраняется присутствовать на священнодействиях и появляться в народном собрании….



Задание. Используя текст исторического документа, пункты 7, 11, 12, ответьте на вопросы


  • Какая система управления существовала у древних германцев?

  • Чем управление римской империи отличалась от системы управления германцев?

  • Какой социальный строй древних германцев?



Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии.

(Корнелий Тацит (58-117 г ) – римский историк)


7. Царей они выбирают из наиболее знатных, вождей – из наиболее доблестных. Но и цари не обладают у них безграничным и безраздельным могуществом, и вожди начальствуют над ними, скорее увлекая примером и вызывая их восхищение, если они решительны, если сражаются всегда впереди. Впрочем, ни карать смертью, ни наказывать, ни дозволено никому, кроме жрецов, да они делают это как бы не в наказание, а якобы по повелению бога. И они берут с собой в битву некоторые извлеченные из священных рощ святыни. Но больше побуждает их к храбрости то, что конные отряды и боевые клинья состоят из людей, связанные родством; к тому же их близкие находятся рядом с ними, так что им слышны вопли женщин и плач младенцев.


11. О делах, менее важных, совещаются старейшины, о более значительных – все; впрочем, старейшины заранее обсуждают и такие дела, решение которых принадлежит только народу. Они собираются в определенные дни, или когда луна только что народилась, или в полнолуние, ибо считают эту пору наиболее благоприятствующей началу рассмотрения дел. На сборы тратятся несколько дней. Медлительность определяется сложность продвижения из отдаленных территорий. Когда толпа сочтет, что пора начинать, они рассаживаются вооруженными. Жрецы велят им соблюдать тишину, располагая при этом правом наказывать непокорных. Затем выслушиваются царя, и старейшины в зависимости от их возраста, в зависимости от знатности, в зависимости от боевой славы, в зависимости от красноречия. Если их предложения не встречают сочувствия, участники собрания шумно их отвергают; если, напротив, нравятся, - раскачивают поднятые вверх фрамеи (копья): ведь воздать похвалу оружием – самый почетный вид одобрения.


12. На таком собрании можно также предъявить обвинение и потребовать осуждения на смертную казнь. Суровость наказания определяется тяжестью преступления: предателей они вешают на деревьях, трусов – топят в болоте. Различие в способах умерщвления основывается на том, что злодеяния и кару за них должно выставлять на показ, а позорные поступки – скрывать. На тех же собраниях также избирают старейшин, отправляющих правосудие в округах и селениях


6. … Они имеют при себе копья, которые называют фрамеи., которые настолько острые, что используют как в рукопашном бою, так и издали. И всадник также довольствуется щитом и фрамеей, тогда как пешие, кроме того мечут дротики. У них не заметно никакого стремления щегольнуть убранством. Боевой порядок пеших они строят клиньями. И податься назад во время сражения, а затем броситься на врага, это не признак трусости, признак воинской сметливости. Тела своих они уносят с собою, даже потерпев поражение. Бросить щит – величайший позор, и подвергшемуся такому бесчестию возбраняется присутствовать на священнодействиях и появляться в народном собрании….


13. Любые дела – и частные, и общественные – они рассматривают не иначе как вооруженные. Но никто не осмеливается, наперекор обычаю, носить оружие. Пока не будет признан общиной созревшим для этого. Тогда тут же в народном собрании кто-нибудь из старейшин, или отец, или родичи вручают юноше щит и фрамею. Выдающаяся знатность и значительные заслуги предков даже еще совсем юным доставляют достоинство вождя; все прочие собираются возле отличающихся телесною силой и уже проявивших себя на деле, и никому не зазорно состоять их дружинниками. Дружинники упорно соревнуются между собою в силе и ловкости. Вожди стремятся , чтобы их дружина была наиболее многочисленной и самой отважною. Чья дружина выделяется численностью и доблестью, тому это приносит известность, и он прославляется не только у себя в племени, но и у соседних народов; его домогаются, направляя к нему посольства и осыпая дарами, и молва о нем чаще всего сама по себе предотвращает войны.

Задание. Используя текст исторического документа, пункты 13, 6, ответьте на вопросы


  • Какое значение имеет война в жизни германцев?

  • Почему вожди стремятся иметь многочисленную и отважную дружину?

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.



Тацит.

(из речи одного племенного вождя британских повстанцев Калгака).

….. Надменности римлян нельзя избегнуть послушанием и покорностью. Грабители мира, когда им. Все обшаривающим, не достает земель, обшаривают и море; если враг их богат, они корыстолюбивы, если беден, честолюбивы. – люди, которых не может насытить ни Восток, ни Запад. Они одни из всех с одинаковой жадностью накидываются на богатство и бедность. Похищать, убивать, грабить – это на их лживом языке называется управлением, а когда все обратят в пустыню, называют это миром… Достояние и богатство обращается в дань, годовая жатва – в хлебную подать, тела самые и руки истощаются в проложении дорог через леса и болота под ударами бича и среди поношения.


  • Как вели себя римляне в завоеванных провинциях?

  • Чем были недовольны жители провинций?

Дополнительно. Знаете ли вы что-нибудь об этом человеке? Давайте познакомимся с ним поближе. Постарайтесь зафиксировать или запомнить главные детали из его биографии.

При рассказе сложные имена можно опустить.

Вар принадлежал к обедневшей ветви древнего патрицианского рода Квинтилиев. Его дед по отцовской линии, Секст Квинтилий Вар, был сенатором. Его отец, Секст Квинтилий Вар, также сенатор, сочувствовал республиканцам в гражданской войне с Юлием Цезарем. Неизвестно, участвовал ли он в убийстве Цезаря, но впоследствии он поддерживал Брута и Кассия и покончил с собой после поражения при Филиппах 43 г. до н. э. Матерью Публия Квинтилия Вара была дочь Гая Клавдия Марцелла Младшего от первого брака.

Несмотря на политику отца, Вар стал поддерживать преемника Цезаря — Октавиана, позже ставшего именоваться Цезарем Августом. Вар женился на дочери соратника Октавиана – Марка Випсания Агриппы – и стал близким другом и Августа, и Агриппы. Таким образом, его политическая карьера была стремительна: уже в 13 году до н. э. он был избран консулом вместе с Тиберием, пасынком Августа.

Вслед за консулатом Вар в 7—6 годах до н. э. отправился на год в провинцию Африка в ранге проконсула. В 6—4 годах до н. э. он получил должность пропреторского легата Сирии, где под его командованием оказались четыре легиона. Иосиф Флавий упоминает молниеносные действия Вара против восстания в Иудее после смерти в 4 году н. э. царя Ирода Великого. После захвата Иерусалима он распял около 2000 еврейских повстанцев.

После наместничества в Иудее Вар несколько лет провёл в Риме. В это время умерла его жена, и он женился вторично на внучке Октавии – сестры имперацтора (на Клавдии Пульхре – дочери Клавдии Марцеллы Младшей (инфо для себя: дочери консула Гая Клавдия Марцелла Младшего и Октавии, сестры императора) и Гая Клавдия Пульхра, патриция по рождению, усыновлённого, уже после рождения дочери, в патрицианский род Валериев Мессал Марком Валерием Мессалой в конце 14 года до н. э.) У них родился сын. Это брак показал, что Вар находится в фаворе у Октавиана Августа.



Подробности 3-дневного сражения в Тевтобургском лесу содержатся только в «Истории» Диона Кассия. Германцы выбрали для нападения удачный момент, когда римляне его не ожидали, а сильный дождь усилил неразбериху в колонне.


Германцы начали с обстрела римлян из леса, затем атаковали вплотную. Едва отбившись, легионы остановились и разбили по заведенному в римской армии порядку лагерь на ночь. Большинство повозок и часть имущества было сожжено. На следующий день колонна двинулась в путь в более организованном порядке. Германцы не прекращали нападений, но местность была открытой, что не способствовало атакам из засад.

На 3-й день колонна оказалась среди лесов, где невозможно было держать сомкнутый боевой строй, к тому же снова возобновился проливной дождь. Промокшие щиты и луки римлян потеряли боеспособность, грязь не давала возможности продвигаться обозу и воинам в тяжёлых доспехах, в то время как германцы с лёгким вооружением быстро перемещались. Римляне пытались возвести оборонительный вал и ров. Количество нападавших увеличилось, так как к херускам присоединились новые воины, прознав о бедственном положении римского войска и в надежде на добычу. Раненые Квинтилий Вар и его офицеры приняли решение заколоться, чтобы не испытать позор плена. После этого сопротивление прекратилось, деморализованные солдаты бросали оружие и погибали, почти не обороняясь. Префект лагеря Цейоний сдался в плен, легат Нумоний Вал с конницей бежал к Рейну, бросив пехоту на произвол судьбы.

Торжествующие германцы принесли в жертву своим богам пленных трибунов и центурионов. Тацит пишет о виселицах и ямах, на месте последнего боя остались пригвождённые к деревьям черепа римлян. Флор сообщает, что особенно германцы свирепствовали против захваченных римских судей:

«Одним они выкололи глаза, другим отрубили руки, у одного зашили рот, предварительно вырезав язык. Держа его в руках, один из варваров воскликнул: "Наконец-то ты перестал шипеть, змея!"»

Валей Патеркул отметил мужество одного пленного римлянина:

«При виде мучений, которым германцы подвергали пленников, замечательный, достойный древности своего рода поступок совершил Кальд Целий: схватив звено цепи, которой был закован, он ударил им себя по голове — сразу вытекли кровь и мозги, и он испустил дух.»



Занятия древних германцев

«Деревни они устраивают не по-нашему», — так характеризовал Древних германцев знаменитый римский историк Тацит. Его очень заинтересовал отличный от римлян образ жизни германцев, он изучал его и написал об этом специальный труд.

В первые века нашей эры германцы занимали пространства от Рейна до Одера, местами и дальше на восток, а также часть Скандинавского полуострова. Эти земли тогда покрывали дремучие леса и непроходимые болота. Наиболее населенными были долины больших рек и побережье Балтийского моря.

Селились германцы на полянах, у опушки леса, около рек и ручьев. Их поселки часто состояли всего из нескольких дворов или даже одной усадьбы. В дальнейшем эти маленькие селения разрастались в деревни. Для защиты от неприятелей деревни ограждали валом, рвом, изгородью.

Чтобы скота было много

2. «Германцы любят, чтобы скота было много», — писал Тацит, характеризуя занятия германцев. И это действительно было так. Они разводили коров, овец, свиней, а также птицу — кур и гусей. Однако наряду с этим важным видом хозяйственной деятельности было земледелие. Германцы пахали землю сохой или легким плугом, рыхлили ее деревянной бороной. Тягловой силой служила упряжка волов. Один и тот же участок пашни обычно обрабатывали до полного истощения. Тогда поле оставляли и расчищали новое.

В лесах в изобилии водились олени, кабаны, медведи, зубры, лоси, бобры, дикие птицы, а в реках было много рыбы. Поэтому германцы занимались охотой, рыбной ловлей, собирали также, дикорастущие плоды, ягоды.

Из залегавшей близко к земной поверхности руды германцы плавили железо, а из него ковали орудия труда и оружие. Посуду каждая семья обычно изготовляла для себя сама, но были и специалисты — гончары; мастера умели также строить повозки, лодки, суда.

Древние германцы торговали преимущественно с Римом: покупали изделия из бронзы и стекла, оружие, лошадей, вина, ткани и украшения, а продавали рабов, скот, кожи, меха и особенно янтарь, высоко ценимый римлянами. Дорогу от берегов Балтийского моря, по которой янтарь везли в римскую столицу, называли «янтарной».

Вражда и дружба

3. «Принимать на себя как вражду сородича, так и дружбу» (Тацит). В длинных домах из жердей, крытых соломой, жили большие семьи. В них, кроме мужа и жены, входили дети, престарелые родители, незамужние сестры, а в зажиточные семьи — вольноотпущенные и рабы. То есть такую семью составляли несколько поколений родственников. Семья принадлежала к определенному роду. Род защищал родичей, мстил в случае убийства одного из них обидчику и его родственникам, то есть прибегал к кровной мести. Если родич не был отомщен, на весь род ложилось пятно позора. Такая вражда между родами часто передавалась от одного поколения к другому.

Несколько родов, связанных общим происхождением, объединялись в племя, а из племен возникали племенные союзы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!