Урок по истории Древнего мира в 5 классе
Тема урока: « Соседи Римской империи»
Цели урока:
Повторить тему, пройденную на предыдущем уроке.
Изучить особенности внешней политики Римской империи в первые века нашей эры.
Выяснить, как жили германцы и славяне, а также чем они занимались.
Продолжить формирование умений работать с текстом, добывать информацию, делать самостоятельные выводы. Воспитание толерантности.
Оборудование: ИКТ, презентация, карта Римской империи в первые века н.э.
План урока:
I. Организационные моменты.
II. Актуализация знаний учащихся по предыдущим темам – Игра «Кладезь знаний».
III. Переход к изучению новой темы.
IV. Изучение новой темы.
Установление мира с Парфией.
Разгром римских войск в Германии.
Как жили германцы.
Что известно о предках славян.
V. Закрепление изученного на уроке.
VI. Итоги урока.
VII. Домашнее задание:
1. Прочитать §54.
2. Устно ответить на вопросы после параграфа.
3. Сформулировать ответ на задание урока.
II. Начнем наш урок с умственной зарядки, сыграв в игру «Кладезь знаний». На экране – термины, события и имена. Вам нужно вспомнить – что это или кто это и когда это было.
Тест.
При чтении текста важно уметь обращать внимания на существенные детали. Чтобы проверить это умение и еще лучше закрепить тему прошлого урока, предлагаю вам ответить на 10 вопросов. В качестве подсказок – варианты ответов на каждый вопрос. Вам нужно только сделать правильный выбор. Но сначала, давайте вспомним об одном важном событии.
Подводка к тесту:
Римский оратор Цицерон говорил: История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни». Мы возвращаемся в Рим в 44 г до н.э. Какое событие там произошло? Чего хотели заговорщики, убившие Цезаря? Удалось ли им это осуществить?
Провести тест с выбором правильного ответа.
Ответы:
1б, 2б, 3а, 4в, 5а, 6б, 7б, 8в, 9б, 10в
*Вместо теста можно использовать следующие вопросы (выбери форму контроля):
Флот Октавиана разбил флот Антония. Причина поражения Антония? Последствия для Египта и Рима?
Как называлось правление в Риме с Октавиана Августа.
Какая власть была у императора? Чем империя отличается от республики? Какой форме правления республике или империи вы отдаете предпочтение? Почему?
III. Мы переходим к изучению новой темы. Уверен, вы, как всегда, будете помогать мне и активно работать.
Запишите тему в тетрадь: Соседи Римской империи в первые века нашей эры.
Эта тема открывает новую главу в учебнике (глава 14), которая рассказывает о могуществе Римской империи. Вы уже знаете о том, что с приходом к власти Октавиана Августа закончились гражданские войны ??? Что значит этот термин? , и установился мир. Рим стал империей. На сегодняшнем уроке мы узнаем, какими были отношения Рима с соседними государствами, т.е. с внешней политикой императора Октавиана Августа.
Созданная при Августе империя просуществовала несколько веков. Она представляла собой огромную державу. Владения римлян простирались от Атлантического океана на западе до Двуречья на востоке, от нильских порогов на юге до острова Британия на севере (Задание: найти на карте стр. 221 учебника). Но даже этого римлянам было мало. Они стремились еще больше расширить границы своей империи – но римлянам пришлось столкнуться с соседями, которые дали им отпор.
Поставим себе задачу ответить на вопрос, который я вам предлагаю: Почему раньше римляне успешно завоевывали территории, но теперь, в первых века нашей эры, соседи смогли их разгромить?
1. Парфянское царство было восточным соседом Римской империи. Римляне не раз пытались захватить его земли, но парфяне были храбрыми воинами. Особенно славились лучники и конники. ??? Вспомните, какой римский полководец потерпел поражение от парфян? (Красс)
В 36 г. до н.э. снова неудачей окончился большой поход римского войска во главе с Марком Антонием. Парфянский царь Фраат IV использовал победу для установления длительных мирных отношений с Римом. Тысячи легионеров попали в плен к парфянам, император Август решил вступить в переговоры с парфянским царем. В 20 г. до н.э. Фраат IV совершил важный дипломатический шаг, который произвел огромное впечатление на всех в Риме, - возвратил пленных и штандарты римских легионов, захваченные после побед над армиями Красса и Антония. После этого крупных столкновений между Римом и Парфией не было более ста лет.
2. Северо-восточными соседями Рима были германские племена. Впервые в древнеримских источниках сведения о германцах появляются в 4 в до н.э. Название «германцы» для всех обитающих в Южной Скандинавии и Средней Европе между Рейном и Вислой племен стало известно римлянам от галлов, которые так называли своих восточных соседей, причем название одного из племен было распространено на всю общность.
По повелению Августа римские легионы переправились через реку Рейн и подчинили живших там германцев. Но германцы лишь сделали вид, что подчинились, а сами тайно готовили восстание. Возглавил его Арминий, который прославился своим умом и отвагой. Он обладал даром красноречия и сумел убедить германцев, что римлян можно победить. Вспомните, что такое красноречие.
Командующий римскими легионами Вар вёл себя беспечно, не ожидая нападения. Оказавшись в Тевтобургском лесу, он подвергся нападению со стороны германцев. Не желая попасть в плен, покончил жизнь самоубийством.
*Про сражение. В сентябре 9 года н.э. между германцами и римской армией состоялось сражение в Тевтобургском лесу. В результате неожиданного нападения восставших германских племен под предводительством вождя племени херусков Арминия на римскую армию в Германии во время ее марша через Тевтобургский лес 3 легиона были уничтожены, римский командующий Квинтилий Вар погиб. Сражение привело к освобождению Германии из-под власти Римской империи и стало началом длительной войны империи с германцами. В итоге германские земли сохранили независимость, а Рейн стал северной границей Римской империи на западе.
Восстание германцев подготовил и возглавил Арминий, 25-летний сын вождя херусков Сигимера. Арминий служил в римской армии, командуя отрядом германцев, и заслужил римское гражданство. Квинтилий Вар ему полностью доверял, они часто вместе пировали. Римский наместник перенёс свою ставку в земли херусков (район реки Везера), чтобы оттуда улаживать споры между германскими племенами и организовать сбор податей.
Германцы вели себя вполне мирно. Вар распылил войска по их стране для борьбы с разбойниками, а Арминий тем временем готовил заговор, убеждая других вождей выступить против римлян. Согласно замыслу Арминия сначала восстали отдаленные германские племена. Под предлогом борьбы с ними Арминий собрал войско и сопровождал римскую армию Вара, выступившую в поход на восставших, но потом отстал, ожидая подхода новых сил. Военный историк Г. Дельбрюк полагает, что Вар выступил не в военный поход, а просто отводил войска из центральной Германии в зимние лагеря поближе к Рейну (как делалось всегда), о чем свидетельствуют время года и огромный обоз с женщинами и детьми.
Отстав от Вара, воины Арминия перебили отдельные римские отряды, после чего настигли медленное из-за обоза римское войско на марше.
Точно не известно, сколько всего римских солдат было в маршевой колонне Вара. Веллей Патеркул сообщил о гибели в Германии 3 легионов, шести когорт и 3 конных отрядов, часть из них могла быть уничтожена в других местах (вне колонны Вара). Историк Г. Дельбрюк оценивает силы в распоряжении Квинтиллия Вара в 12—18 тыс. солдат, а учитывая обоз с женщинами и детьми, увеличивает количество людей в колонне до 18—30 тысяч.
Когда Август узнал о страшном бедствии, то пришёл в ужас. Древние историки рассказывали, что в знак траура он несколько месяцев подряд скорбил, не брился, не стриг волосы, восклицал: « Вар, верни легионы!». С этих пор германцы стали самыми опасными врагами империи.
Слайд 21-22.
Самостоятельная работа по учебнику (с. 249 -250). Прочитайте абзац 3 параграфа 54 и ответьте на вопросы.
- Чем занимались германцы?
- Какое занятие они считали важным?
- Как выбирали вождя племени?
- Как карали провинившихся?
Слайды 23-26. Самостоятельная работа по учебнику (с. 250). Прочитайте абзац 4 параграфа 54 и выполните задания по слайдам:
сл. 24 : расскажите о занятиях славян
сл. 25: опишите жилище славян
IV. Вспомним задание-вопрос (ответ на него – домашнее задание, если не успеваем по времени).
V. Итак, давайте еще раз повторим самое основное и поработаем с картой на стр. 221 учебника.
Работа по карте (с. 221 Вигасина).
Каким цветом обозначены на карте завоевания Римской империи? (Зеленым цветом.)
Каким знаком обозначены направления римских завоевательных походов? (Красными стрелками.)
Какое государство является восточным соседом Римской империи? (Парфянское царство.)
С какими племенами на западе граничила Римская империя? (С племенами германцев.)
На территории каких государств римляне совершали свои походы? (На территорию Великобритании, Дакии, Боспорского царства, Египта, Парфянского царства.)
Какую внешнюю политику проводил Октавиан Август? (Он продолжил завоевательные походы с целью расширения границ империи.)
Рефлексия:
Всегда ли можно считать политику Рима с соседями справедливой? Ответ аргументируйте.
VI. Домашнее задание:
Параграф 54 учебника, устно вопросы после параграфа.
Доп. Задача: Римский историк Светоний рассказывает, что Август в сенате председательствовал в панцире под плащом и с мечом за поясом. Вокруг его кресла стояли десятки самых сильных сенаторов из числа его друзей. К нему в это время допускали сенаторов только поодиночке и после обыска. Подумайте, чем была вызвана такая осторожность Августа.
5