СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сословная и конфессиональная политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII — начале XIX в. Полоцкий церковный собор 1839 г.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал по подготовке к экзамену по теме "Сословная и конфессиональная политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII — начале XIX в. Полоцкий церковный собор 1839 г."

Просмотр содержимого документа
«?????? 30»

Вопрос 30. Сословная и конфессиональная политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII — начале XIX в. Полоцкий церковный собор 1839 г.


План

  1. Сословная политика царского правительства.

  2. Конфессиональная политика царского правительства.


Положение белорусских земель было обусловлено проведени­ем в жизнь лозунга императрицы Российской империи Екатерины II «Отторженная возвратах». Это значит, что восточнославянские земли с их населением возвращаются в состав России и под опеку Русской православной церкви. На присоединенных территориях вводилось новое административное деление: вместо воеводств и поветов создавались генерал-губернаторства — Литовское (Виленская, Гродненская, Мин­ская губернии) и Белорусское (Витебская, Могилевская губернии). Все население, за исключением крестьянства, приводилось к присяге на верность российской императрице.

Царской властью проводилась сословная политика, направленная на усмирение шляхты. Российские власти столкнулись с проблемой боль­шого количества шляхетского сословия, которое составляло 7—8 % от всего населения бывшего ВКЛ, тем более что шляхта мечтала о возобнов­лении утраченной во время разделов Речи Посполитой государственнос­ти. Шляхта, при условии принесения присяги российской императрице, получала права, равные с правами российского дворянства, за ней также сохранялись земельные владения (усадьбы). Абсолютное большинство магнатов и шляхты присягнули и тем самым сохранили свои усадьбы (земельные владения). Те, кто не желал присягать, вынуждены были выехать за рубеж (эмигрировать). А некоторая часть шляхты попала под так называемый «разбор шляхты» — проверку документов о дворян­ском происхождении, в результате которого значительная ее часть была исключена из дворянского сословия и переведена в состав государствен­ ных крестьян и мещан. Магнаты и шляхта утратили свои права выбирать короля, держать вооруженные силы для защиты своих вольностей и т. д.

В отношении городских жителей отменялось магдебургское пра­во (право на самоуправление). На города, не имевшие данного права, и местечки, признанные центрами поветов, распространялась система российского городского управления. Жители остальных местечек при­равнивались к крестьянам и даже раздавались частным собственникам.

Вместо ранее существовавшего налога с каждого двора был введен подушный налог с каждой души мужского пола для крестьян. Для созда­ния на присоединенной территории надежной опоры Екатерина II и ее преемник Павел I начали широкую раздачу земель вместе с крепостны­ми крестьянами своим генералам и крупным чиновникам. Например, фельдмаршал А. Суворов получил в Кобринской волости Брестской экономии до 7 тыс. душ крестьян (душ мужского пола без учета их се­мей). От определенного количества этих душ (сначала от 200, потом £т 125) выделялся один человек на 25-летнюю службу в российской армии. Такая повинность называлась рекрутской.

Чтобы перевести российские войска на самообеспечение, образо­вывались военные поселения, первое из которых возникло в Беларуси. В них устанавливались режим жесткой военной дисциплины и неболь­шая опека над сельскохозяйственными работами. Однако солдаты были не в состоянии совмещать службу и земледелие.

Царской властью были приняты законы, ограничивающие права евреев. Для еврейского населения в 1794 г. определялась «черта ев­рейской оседлости», которая охватила белорусские и часть украинских губерний. На этих территориях позволялось постоянное проживание лицам еврейской национальности. В связи с тем, что евреи имели право заниматься только торговлей и ремеслом, они поселялись преимущес­твенно в городах и местечках, поэтому в XIX в. именно они составляли основную массу городского населения Беларуси.

В своей конфессиональной политике царское правительство наи­важнейшим условием политической стабильности в западных губерниях считало объединение государственной власти и православного населения. С включением земель в состав Российской империи стало меняться соот­ношение между разными конфессиями — религиозными направлениями (вероисповеданиями) и их место в общественной жизни. Конфессиональная ситуация складывалась в пользу православия, которое в Российской импе­рии было определяющим. Оно пользовалось поддержкой царской власти и имело традиционно сильные позиции в восточных районах Беларуси.

После присоединения восточной части Беларуси к Российской им­перии Екатерина II была вражески настроена по отношению к членам католического ордена иезуитов. Однако иезуиты первыми присягнули российской императрице. Пока центр ордена находился в Полоцке, его де­ятельность контролировали российские власти. После принятия в 1814 г. Папой Римским постановления о воссоздании «Товарищества Иисуса», которым стали руководить из Рима, российский император Александр I в 1815 г. объявил об их выдворении иp Петербурга. В 1820 г. вышел им­ператорский указ о высылке иезуитов за пределы Российской империи.

Изменилось положение католического костела, который поддержи­вало ополяченное дворянство. Католичество из привилегированной ре­лигии перешло в разряд терпимой веры, но приспособилось к новым политическим условиям. Царские власти, искавшие поддержки среди местных помещиков, изначально снисходительно относились к католи­ческой церкви. Однако после восстания 1830—1831 гг. ее деятельность была ограничена. Официально католическому духовенству не было поз­волено склонять православных в свою веру.

Униатство (объединение католической и православной церкви под властью Папы Римского) во второй половине XVIII в. значительно по­теснило позиции традиционных религий и стало самой массовой конфес­сией. Католики называли униатскую веру мужицкой. В конце XVIII в. почти три четверти сельского и городского населения были униатами. Православная церковь, почувствовав за собой силу, стремилась усилить свое влияние за счет униатов. В 1794 г. императрица Екатерина II издала указ об общем переводе униатов в православие. В результате некоторая часть униатов была переведена в православие.

В 1839 г. Полоцкий церковный собор провозгласил отмену Берестейской церковной унии 1596 г. и принял решение о присоединении униатской церкви к Русской православной церкви. Полтора миллиона униатов в Беларуси стали православными. Главная роль перешла к рус­скому православию. Ликвидация униатской конфессии сопровождалась уничтожением многих культурных ценностей, сожжением божественной литературы. Преобладающую роль получило русское православие, но многие из бывших униатов стали тайно придерживаться своих традиций.