Вопрос 30. Сословная и конфессиональная политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII — начале XIX в. Полоцкий церковный собор 1839 г.
План
Сословная политика царского правительства.
Конфессиональная политика царского правительства.
Положение белорусских земель было обусловлено проведением в жизнь лозунга императрицы Российской империи Екатерины II «Отторженная возвратах». Это значит, что восточнославянские земли с их населением возвращаются в состав России и под опеку Русской православной церкви. На присоединенных территориях вводилось новое административное деление: вместо воеводств и поветов создавались генерал-губернаторства — Литовское (Виленская, Гродненская, Минская губернии) и Белорусское (Витебская, Могилевская губернии). Все население, за исключением крестьянства, приводилось к присяге на верность российской императрице.
Царской властью проводилась сословная политика, направленная на усмирение шляхты. Российские власти столкнулись с проблемой большого количества шляхетского сословия, которое составляло 7—8 % от всего населения бывшего ВКЛ, тем более что шляхта мечтала о возобновлении утраченной во время разделов Речи Посполитой государственности. Шляхта, при условии принесения присяги российской императрице, получала права, равные с правами российского дворянства, за ней также сохранялись земельные владения (усадьбы). Абсолютное большинство магнатов и шляхты присягнули и тем самым сохранили свои усадьбы (земельные владения). Те, кто не желал присягать, вынуждены были выехать за рубеж (эмигрировать). А некоторая часть шляхты попала под так называемый «разбор шляхты» — проверку документов о дворянском происхождении, в результате которого значительная ее часть была исключена из дворянского сословия и переведена в состав государствен ных крестьян и мещан. Магнаты и шляхта утратили свои права выбирать короля, держать вооруженные силы для защиты своих вольностей и т. д.
В отношении городских жителей отменялось магдебургское право (право на самоуправление). На города, не имевшие данного права, и местечки, признанные центрами поветов, распространялась система российского городского управления. Жители остальных местечек приравнивались к крестьянам и даже раздавались частным собственникам.
Вместо ранее существовавшего налога с каждого двора был введен подушный налог с каждой души мужского пола для крестьян. Для создания на присоединенной территории надежной опоры Екатерина II и ее преемник Павел I начали широкую раздачу земель вместе с крепостными крестьянами своим генералам и крупным чиновникам. Например, фельдмаршал А. Суворов получил в Кобринской волости Брестской экономии до 7 тыс. душ крестьян (душ мужского пола без учета их семей). От определенного количества этих душ (сначала от 200, потом £т 125) выделялся один человек на 25-летнюю службу в российской армии. Такая повинность называлась рекрутской.
Чтобы перевести российские войска на самообеспечение, образовывались военные поселения, первое из которых возникло в Беларуси. В них устанавливались режим жесткой военной дисциплины и небольшая опека над сельскохозяйственными работами. Однако солдаты были не в состоянии совмещать службу и земледелие.
Царской властью были приняты законы, ограничивающие права евреев. Для еврейского населения в 1794 г. определялась «черта еврейской оседлости», которая охватила белорусские и часть украинских губерний. На этих территориях позволялось постоянное проживание лицам еврейской национальности. В связи с тем, что евреи имели право заниматься только торговлей и ремеслом, они поселялись преимущественно в городах и местечках, поэтому в XIX в. именно они составляли основную массу городского населения Беларуси.
В своей конфессиональной политике царское правительство наиважнейшим условием политической стабильности в западных губерниях считало объединение государственной власти и православного населения. С включением земель в состав Российской империи стало меняться соотношение между разными конфессиями — религиозными направлениями (вероисповеданиями) и их место в общественной жизни. Конфессиональная ситуация складывалась в пользу православия, которое в Российской империи было определяющим. Оно пользовалось поддержкой царской власти и имело традиционно сильные позиции в восточных районах Беларуси.
После присоединения восточной части Беларуси к Российской империи Екатерина II была вражески настроена по отношению к членам католического ордена иезуитов. Однако иезуиты первыми присягнули российской императрице. Пока центр ордена находился в Полоцке, его деятельность контролировали российские власти. После принятия в 1814 г. Папой Римским постановления о воссоздании «Товарищества Иисуса», которым стали руководить из Рима, российский император Александр I в 1815 г. объявил об их выдворении иp Петербурга. В 1820 г. вышел императорский указ о высылке иезуитов за пределы Российской империи.
Изменилось положение католического костела, который поддерживало ополяченное дворянство. Католичество из привилегированной религии перешло в разряд терпимой веры, но приспособилось к новым политическим условиям. Царские власти, искавшие поддержки среди местных помещиков, изначально снисходительно относились к католической церкви. Однако после восстания 1830—1831 гг. ее деятельность была ограничена. Официально католическому духовенству не было позволено склонять православных в свою веру.
Униатство (объединение католической и православной церкви под властью Папы Римского) во второй половине XVIII в. значительно потеснило позиции традиционных религий и стало самой массовой конфессией. Католики называли униатскую веру мужицкой. В конце XVIII в. почти три четверти сельского и городского населения были униатами. Православная церковь, почувствовав за собой силу, стремилась усилить свое влияние за счет униатов. В 1794 г. императрица Екатерина II издала указ об общем переводе униатов в православие. В результате некоторая часть униатов была переведена в православие.
В 1839 г. Полоцкий церковный собор провозгласил отмену Берестейской церковной унии 1596 г. и принял решение о присоединении униатской церкви к Русской православной церкви. Полтора миллиона униатов в Беларуси стали православными. Главная роль перешла к русскому православию. Ликвидация униатской конфессии сопровождалась уничтожением многих культурных ценностей, сожжением божественной литературы. Преобладающую роль получило русское православие, но многие из бывших униатов стали тайно придерживаться своих традиций.