СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сословынй быт 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА:"Сословынй быт" 7 класс ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Просмотр содержимого документа
«Сословынй быт 7 класс»

СОСЛОВНЫЙ БЫТ И КАРТИНА МИРА РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА В XVII в.   7 класс

СОСЛОВНЫЙ БЫТ И КАРТИНА МИРА

РУССКОГО ЧЕЛОВЕКА В XVII в.

7 класс

Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в. Общинные традиции Православие в повседневной жизни русского народа Образ царя в народном сознании Домашний быт российских царей Повседневный быт первого сословия Повседневная жизнь посадского населения Быт и обычаи крестьян ?
  • Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в.
  • Общинные традиции
  • Православие в повседневной жизни русского народа
  • Образ царя в народном сознании
  • Домашний быт российских царей
  • Повседневный быт первого сословия
  • Повседневная жизнь посадского населения
  • Быт и обычаи крестьян

?

 Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в.   В понимании русским человеком окружающего мира и своего места в нём в XVII столетии появилось немало нового: русский человек в большей мере, чем прежде, ощущал свою принадлежность к единой огромной стране и русскому народу, составлявшему её основу. впервые осознал бескрайние просторы своего Отечества, территория которого достигла Тихого океана. впервые остро осознал роль и значение государственного порядка и стабильности. установление крепостного строя заставило русских людей осознать изменившееся положение крестьянина в обществе. раскол в Русской православной церкви изменил церковный ритуал, но не поколебал у большинства верующих отношения к вере и Церкви. обращение к трудам античных авторов и европейских современников в немалой степени вело к появлению среди столичного чиновничества людей, мыслящих сообразно XVII столетию. В XVII в., как никогда прежде, появилось много новшеств в культурной, экономической и политической жизни России

Изменение в восприятии картины мира русским человеком в XVII в.

В понимании русским человеком окружающего мира и своего места в нём в XVII столетии появилось немало нового:

  • русский человек в большей мере, чем прежде, ощущал свою принадлежность к единой огромной стране и русскому народу, составлявшему её основу.
  • впервые осознал бескрайние просторы своего Отечества, территория которого достигла Тихого океана.
  • впервые остро осознал роль и значение государственного порядка и стабильности.
  • установление крепостного строя заставило русских людей осознать изменившееся положение крестьянина в обществе.
  • раскол в Русской православной церкви изменил церковный ритуал, но не поколебал у большинства верующих отношения к вере и Церкви.
  • обращение к трудам античных авторов и европейских современников в немалой степени вело к появлению среди столичного чиновничества людей, мыслящих сообразно XVII столетию.
  • В XVII в., как никогда прежде, появилось много новшеств в культурной, экономической и политической жизни России
2. Общинные традиции Соборное уложение 1649 г. лишило крестьянина свободы передвижения, при этом у него оставались права на собственность, занятия торговлей, заключение различных договоров, распоряжение своим имуществом. Личная и общественная жизнь русского крестьянина определялась в это время нормами и правилами, существовавшими в крестьянской общине. Её традиционными основами были совместное владение землёй, взаимопомощь, выборность руководителей, гласное решение важнейших вопросов общины на крестьянском сходе, равноправие всех членов при решении местных и некоторых государственных вопросов.

2. Общинные традиции

  • Соборное уложение 1649 г. лишило крестьянина свободы передвижения, при этом у него оставались права на собственность, занятия торговлей, заключение различных договоров, распоряжение своим имуществом. Личная и общественная жизнь русского крестьянина определялась в это время нормами и правилами, существовавшими в крестьянской общине.
  • Её традиционными основами были совместное владение землёй, взаимопомощь, выборность руководителей, гласное решение важнейших вопросов общины на крестьянском сходе, равноправие всех членов при решении местных и некоторых государственных вопросов.
3. Православие в повседневной жизни русского народа Жизнь русской крестьянской общины строилась на идеалах православия. Часто община была и приходом православной церкви. Именно община строила и содержала приходские церкви, а священник, служивший в них, назначался после одобрения мира. Самым главным и почётным местом в русской избе был красный угол, где на специальной полочке в определённом порядке устанавливались иконы. Церковные обряды — крещение, венчание, погребение — были важнейшими моментами в жизни каждого русского человека

3. Православие в повседневной жизни русского народа

  • Жизнь русской крестьянской общины строилась на идеалах православия. Часто община была и приходом православной церкви. Именно община строила и содержала приходские церкви, а священник, служивший в них, назначался после одобрения мира.
  • Самым главным и почётным местом в русской избе был красный угол, где на специальной полочке в определённом порядке устанавливались иконы.
  • Церковные обряды — крещение, венчание, погребение — были важнейшими моментами в жизни каждого русского человека
Образ царя в народном сознании Русский крестьянин воспринимал существующий мир как единую общину, главой которой был царь, выразитель правды и справедливости. Православные люди видели в царе защитника и опору, к нему обращались с жалобами Православный человек XVII столетия наделял царскую власть божественным смыслом, считая царя помазанником Божьим. Поэтому воля государя воспринималась как закон Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Художник В. Г. Шварц

Образ царя в народном сознании

  • Русский крестьянин воспринимал существующий мир как единую общину, главой которой был царь, выразитель правды и справедливости. Православные люди видели в царе защитника и опору, к нему обращались с жалобами
  • Православный человек XVII столетия наделял царскую власть божественным смыслом, считая царя помазанником Божьим. Поэтому воля государя воспринималась как закон
  • Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Художник В. Г. Шварц
 В XVII в. изменил - ся царский быт.  Охрана царя дохо - дила до 2000 чело - век.  Специальные слуги  -  спальники, конюшие,  соколь - ничьи, каретные помогали ему в те-чение дня.  Главным развле - чение царя были псовая и соколи - ная охота.

В XVII в. изменил - ся царский быт. Охрана царя дохо - дила до 2000 чело - век. Специальные слуги - спальники, конюшие, соколь - ничьи, каретные помогали ему в те-чение дня.

Главным развле - чение царя были псовая и соколи - ная охота.

 Царские дворцы в 17 в. отличались большим велико-лепием. Появляются постоян-ные летние резиденции-Коломенское и Измайловское.  В помещениях появляются картины, часы, зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей.

Царские дворцы в 17 в. отличались большим велико-лепием. Появляются постоян-ные летние резиденции-Коломенское и Измайловское.

В помещениях появляются картины, часы, зеркала. Для приема гостей используются парадные залы. На пирах зачастую накрывались столы на несколько тысяч гостей.

Евдокия Лукьяновна Стрешнева — жена царя Михаила Фёдоровича Царь Алексей Михайлович

Евдокия Лукьяновна Стрешнева — жена царя Михаила Фёдоровича

Царь Алексей Михайлович

Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем поле. А.П.Рябушкин.

Пир царя Алексея Михайловича с ближними боярами в отъезжем

поле. А.П.Рябушкин.

 По своему укладу дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных строений — изб, подклетей, сеней, чердаков и крылечек.  Как и в царском дворце, в домах бояр и дворян появилась мода на зеркала и часы, привозившиеся из-за границы. Дома просвещённых государственных деятелей (В. В. Голицына, Б. И. Морозова) украшали также картины, географические карты. Стали создаваться и первые частные библиотеки.

По своему укладу дворы бояр и богатых дворян представляли собой подобие царского двора, только в миниатюре. Это был целый комплекс деревянных строений — изб, подклетей, сеней, чердаков и крылечек.

Как и в царском дворце, в домах бояр и дворян появилась мода на зеркала и часы, привозившиеся из-за границы. Дома просвещённых государственных деятелей (В. В. Голицына, Б. И. Морозова) украшали также картины, географические карты. Стали создаваться и первые частные библиотеки.

Мебель делалась из резного дерева. Полы делали дере-вянные, часто покрывали их коврами. Посуда была зо-лотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью.

Мебель делалась из резного дерева. Полы делали дере-вянные, часто покрывали их коврами. Посуда была зо-лотой и серебряной. Стеклянная посуда была редкостью.

Одежда оставалась традиционной. Однако заметно расширился выбор тканей, из которых её шили. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные шерстяные и суконные европейские ткани.

Одежда оставалась традиционной. Однако заметно расширился выбор тканей, из которых её шили. К поступавшим с Востока парче и тафте добавились практичные и добротные шерстяные и суконные европейские ткани.

А.Маковский. Гостеприимство.  у горожан на дворе располагалось несколько различных строений — жилой дом, подклети, баня, конюшня, сарай. Впервые в XVII в. дома горожан (и в частности, купцов) стали разделять на «избы белые» и «горницы белые», в которых в отличие от «изб чёрных» дым из печи стал выводиться через трубу, а не через отверстия в крыше. Скромной была и домашняя обстановка, и утварь посадских домов. Лавки, столы и сундуки составляли главное убранство

А.Маковский.

Гостеприимство.

у горожан на дворе располагалось несколько различных строений — жилой дом, подклети, баня, конюшня, сарай. Впервые в XVII в. дома горожан (и в частности, купцов) стали разделять на «избы белые» и «горницы белые», в которых в отличие от «изб чёрных» дым из печи стал выводиться через трубу, а не через отверстия в крыше. Скромной была и домашняя обстановка, и утварь посадских домов. Лавки, столы и сундуки составляли главное убранство

Васнецов. Москва XVII века.

Васнецов. Москва XVII века.

Крестьянская изба. Музей деревянного зодчества в Суздале.  Крестьянский двор включал избу, хлев, сарай.Избы топились по черному, печи были редкостью. Для осве-щения применялась лучина. Из мебели были столы и лавки. Спали на печи и лежанках около нее.  Посуда была деревянной и глиняной. Основой пита-ния были зерновые культуры - рожь, просо, овес, пше-ница, горох. Мясо готовили на большие праздники.На севере и в центре России собирали грибы и ягоды.

Крестьянская изба.

Музей деревянного

зодчества в Суздале.

Крестьянский двор включал избу, хлев, сарай.Избы топились по черному, печи были редкостью. Для осве-щения применялась лучина. Из мебели были столы и лавки. Спали на печи и лежанках около нее.

Посуда была деревянной и глиняной. Основой пита-ния были зерновые культуры - рожь, просо, овес, пше-ница, горох. Мясо готовили на большие праздники.На севере и в центре России собирали грибы и ягоды.

А.Корзухин. Девичник.  Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С XVII в. венчание в церкви стало обязательным.  Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи.

А.Корзухин.

Девичник.

Семья состояла не более чем из 10 человек. В брак вступали - юноши с 15,а девушки с 12 лет. Браки могли заключаться до 3 раз. С XVII в. венчание в церкви стало обязательным.

Одежда шилась из домотканного холста и шкур животных. Обувью служили лапти из лыка, или моршни из кожи.

Параграф № 11, читать и пересказывать. Таблица «Быт XVII века». Повторить параграфы № 4-11.  Сословия Царь и его семья Одежда Бояре и дворяне Еда Посадский люд Жилище Развлече-ния Крестьяне
  • Параграф № 11, читать и пересказывать.
  • Таблица «Быт XVII века».
  • Повторить параграфы № 4-11.

Сословия

Царь и его семья

Одежда

Бояре и дворяне

Еда

Посадский люд

Жилище

Развлече-ния

Крестьяне


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!