СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав и функции крови (разработка урока по биологии 8 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Состав и функции крови (разработка урока по биологии 8 класс)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ПЕРВОМАЙСКАЯ МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ГИМНАЗИЯ – ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯСЛИ-САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА ИМЕНИ НИКОЛАЯ МИЛЮТИНА»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ»

8 класс








ЕРОШЕНКО ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА,

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

(ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ)














г. Первомайск

2021 г.




Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Автор –Ерошенко Любовь Ивановна

Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.

Только творческий учитель на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок, таким образом, когда организация познавательной деятельности учащихся носит технологический, развивающий эффект.

Информационные технологии позволяют осуществить этот переход, т.к. появляется потребность для более широкой дифференциации, индивидуализации и интеграции образовательного процесса. Новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовки таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень.

Внедрение информационно-педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного. Осознанное использование приемов педагогических техник необходимо не только учителю, но и учащимся, что необходима адаптация учащихся к новым методам работы с информацией. И когда технологическая культура учащихся повышается вместе с учительской, учитель становится организатором учебного процесса, познавательной активности учащихся. Тогда нет места пассивности на уроке ни одной из сторон взаимодействия, и деятельностный подход становится основным в ходе обретения знаний.

Разработка урока с использованием информационных технологий (презентация) возможна лишь при наличии электронного ресурса, которые сейчас имеются в достаточном количестве. Электронные образовательные ресурсы – облегчают подготовку и проведение уроков учителем и учениками как в домашних условиях, так и в условиях школы, а также способствуют развитию самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению эффективности урока, наглядности преподавания, интереса учащихся к предмету, осознанности в овладении программным материалом.

В пример применения ИКТ в учебном процессе, даю разработку такого урока. Учитель - в роли менеджера процесса обучения, моей главной задачей становятся: управление познавательной деятельностью учащихся. Учащиеся самостоятельно, в результате поисково-исследовательской работы овладевают новыми знаниями и оформляют полученную информацию в виде схем и таблиц.






ТЕМА УРОКА: СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ

Цели и задачи урока:

Образовательные: - дать понятие крови; познакомиться со строением крови; - выяснить какие функции выполняют плазма и клетки крови; Развивающие: -развивать умения сравнивать, оценивать, узнавать изученные объекты на таблицах, рисунках, на экране презентации; - уметь слушать товарища и принимать правильное решение, привлекать личный опыт, делать выводы.

Воспитательные:

-воспитывать у учащихся дух соревнования, коллективизма и взаимопомощи, - точность и быстроту ответов; культуру труда;

Оборудование: учебник Биология В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов М. «Просвещение» 2016год; микроскопы; готовые микропрепараты «Кровь человека» и «Кровь лягушки».

Ход урока.

1.Организационный момент

2.Изучение нового материала

Учитель: Кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение, состав, какие функции она выполняет? 1.Внутренняя среда организма и её относительное постоянство.

Задание классу: прочитайте текст на стр. 60 и начертите в тетрадях схему «Внутренняя среда организма» и кратко рассказать о её составе.

Внутренняя среда организма

Кровь лимфа тканевая жидкость

2.Состав крови и её функции. Плазма крови.

1)Задание классу: по тексту параграфа «Состав и функции крови» самостоятельно заполнить таблицу «Функции крови»

Функция крови

Сущность

Питательная

Транспортирует питательные вещества ко всем клеткам тела

Дыхательная

Доставляет клеткам О2 и уносит от них СО2

Защитная

обеспечение клеточного и гуморального иммунитета, свертывания крови

терморегуляторная

перераспределение тепла между органами, регуляцию теплоотдачи через кожу

механическая

придание тургорного напряжения органам за счет прилива к ним крови, а также обеспечения ультрафильтрации в капиллярах капсул нефрона почек и др.

гомеостатическая

поддержание постоянства внутренней среды организма

транспортная

транспорт гормонов от желез внутренней секреции к органам (гуморальная регуляция); транспорт конечных продуктов метаболизма из тканей к органам выделения;

2) Задание классу: ответьте на вопросы:

1.К какому виду ткани относят кровь?

2.Сколько крови в организме человека?

3.Дайте характеристику крови и сделайте схему «Состав крови»

Состав крови

П лазма (около 60%) Форменные элементы (40%)

2О-90%, 10%- Эритроциты лейкоциты тромбоциты белки, жиры, углеводы, мин. соли)

4) охарактеризуйте плазму крови и её функцию. 5) познакомьтесь с форменными элементами крови и заполните правую часть таблицы «Форменные элементы крови»

Признаки

Форменные элементы



Эритроциты

Тромбоциты

Лейкоциты

Особенности строения

Безъядерные клетки, имеющие форму двояко­вогнутого диска, содержащие ге­моглобин

Бесцветные клет­ки, содержащие ядро

Фрагменты клеток непра­вильной формы без ядра

Функции

Транспортная (переносит О2 и СО2)


Защитная (фагоци­тоз, выработка антител)

Свёртывание крови

Количество в 1 мм

4,5- 5 млн.

до 200-400 тысяч

6-8 тысяч




Место образования

Красный кост­ный мозг

Красный костный мозг, лимфатиче­ские узлы, селезенка

Красный кост­ный мозг

Продолжитель­ность жизни

120 дней

1 день - несколько дней




Около 8 дней

6. начертите схему «Кроветворные органы»

Кроветворные органы

Красный костный мозг Лимфатические узлы Селезёнка



3.Лабораторная работа «Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки»

Цель: сравнить строение эритроцитов человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше О2

(Учащиеся согласно инструктивным карточкам выполняют работу в парах и формулируют вывод)

4.Закрепление знаний учащихся

А)Игра «Третий -лишний»

Лимфа эритроциты тромбоциты

тканевая жидкость плазма лейкоциты тромбоциты лейкоциты кровь Б) Задание: выбрать правильные утверждения и отметить их на карточке. Проверить правильность работы по ключу, выставить себе отметку по шкале.

  1. Кровь – жидкая соединительная ткань.

  2. Ткань – это группа клеток разных по строению и происхождению, но объединенных общей функцией.

  3. В лимфе присутствуют эритроциты и тромбоциты, а концентрация белков ниже, чем в плазме крови.

  4. Кровь и лимфа – это особые виды эпителиальной ткани.

  5. Лимфа – это просочившееся в лимфатические капилляры межклеточное вещество.

  6. Кровь состоит из форменных элементов.

  7. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют внутреннюю среду организма.

  8. Пространство между клетками заполнено межклеточной жидкостью.

  9. Нервная и гуморальная регуляция действуют независимо друг от друга.

  10. Лейкоциты образуются в красном костном мозге.

  11. Форма лейкоциты постоянна.

  12. .Для поддержания гомеостаза необходимо сохранение в организме постоянного количества воды и электролитов.

  13. Эритроциты – это бесцветные клетки, имеющие ядро.

  14. В 1мм3 крови содержится 4,5 -5 млн. эритроцитов

5. Рефлексия:

Подведение итогов урока, выставление оценок., высказывание учеников об уроке.

6. Домашнее задание.

Изучить параграфы 13,14, записи в тетрадях, ответить на вопросы рубрик «Проверьте свои знания», «Выберите правильный ответ».

Творческое - подготовить сообщение об И.И. Мечникове и подготовить мини-презентацию «Состав крови»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!