СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Состав и значение сферы услуг"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состав и значение сферы услуг"

Просмотр содержимого документа
«"Состав и значение сферы услуг"»











































Урок географии в 9 классе по теме «Состав и значение сферы услуг»


Цели:


Сформировать представление о составе и роли третичного сектора в экономике страны.


Задачи:

  • Развивать мышление обучающихся, привлекая к анализу таблиц, обобщению материала и формулировке выводов. 

  • Развивать эмоциональную сферу личности и познавательные интересы школьников путем изложения дополнительного материала по проблемам развития инфраструктурного комплекса России.

  • Воспитывать организованность, внимание учащихся, стремление рационально использовать время.

  • Создать условия для организации внутригруппового сотрудничества и делового общения; совместной выработки решений; публичного выступления, презентации результатов работы;


Планируемые результаты:


Предметные: определять состав и значение сферы услуг; раскрывать зависимость развития сферы услуг от экономического освоения территории.

Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: сформирование ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;выполнять самоанализ полученных знаний.


Ход урока.


1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.


Учитель: Продолжаем знакомство с особенностями развития хозяйства России.

  • Вспомним, что называется хозяйством страны? (Хозяйство - совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющие потребности населения)

  • Синоним слова хозяйство (ЭКОНОМИКА)

  • Какие проблемы стоят перед экономикой любого государства?(что, как и для кого)

  • Пожалуйста, сформулируйте главную задачу хозяйства страны? (обеспечение населения благами)

  • главные субъекты экономической деятельности: это люди, фирмы, предприятия, учреждения.Они объединяются в отрасли, сферы, межотраслевые комплексы и сектора.

  • Вспомним, какие сектора выделяют по видам хозяйственной деятельности в экономике нашей страны. (Первичный и вторичный)

УчительКак еще называют этот первичный сектор?

Ученик: Его называют добывающим. 

Учитель: Главная задача этого сектора?

Ученик: Добыча полезных ископаемых и сырья.

Учитель: Следующий сектор хозяйственной деятельности.

Ученик: Вторичный сектор. 

Учитель: Чем он занимается?

Ученик: Переработкой сырья


Задания. 

1ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те, которые относятся к первичному сектору экономики: горнодобывающая промышленность, химическая промышленность, машиностроение, лесная промышленность, сельское хозяйство.

2 ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те которые относятся к вторичному сектору экономики: электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, машиностроение, рыбная промышленность, легкая промышленность

Учитель: Кроме первичного и вторичного сектора в экономике нашей страны есть еще один сектор?

Этот сектор называется - третичный.


III. Изучение нового материала


Учитель: Сегодня мы переходим к изучению Третичного сектора - отрасли, которого производят услуги. И как звучит тема нашего урока? Запишите тему урока в тетради «Состав и значение сферы услуг».

Обратите внимание, что его еще называют инфраструктурным комплексом. Термин инфраструктурный комплекс появился совсем недавно, в 40 годах 20 века. Это географическое понятие нам не известно. Но есть ребята в нашем классе, которые должны были найти определение понятия «Инфраструктура».

Ученики: Это понятие означает

1.Инфраструктура от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение.

2. Инфраструктура- это Термин для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство.

3. Инфраструктура - отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества (Словарь Ожегова)

4. Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения

Учитель: Как видим определений много, но в тетрадь мы запишем только одно из них. 

Третичный сектор или инфраструктурный комплекс стал преобладающей отраслью в экономике ведущих стран мира. Обратите внимание на таблицу 9 стр.63 учебника, которая показывает долю сферы услуг в экономике отдельных государств. Проанализируйте таблицу и сделайте вывод о тенденциях развития сферы услуг в США, Великобритании, ФРГ и России.

Ученик: Мы видим, что доля третичного сектора в экономике США, Великобритании и ФРГ очень высокая, она составляет более 70%, а в России 55%, можно сделать вывод, что развитие инфраструктурного сектора в нашей стране значительно отстает от ведущих стран мира.


Учитель: Почему такое отставание? Ведь наша страна имеет огромную территорию, богатый природно - ресурсный потенциал? Возникает проблема? Связаны ли между собой экономическое развитие страны и развитие третичного сектора? Мы можем решить эту проблему? Ученик: Нам не хватает знаний по этой теме.


Учитель: Следовательно, чтобы решить проблему, что мы должны узнать и понять сегодня на уроке. 

Ученик: 1. Чем занимается инфраструктурный комплекс, какую продукцию он производит.

2.Установить его отраслевой состав.

3.Рассмотреть особенности развития на территории России.

4.Показать роль в экономике.

5.Выявить проблемы развития комплекса.

6.Установить взаимосвязь между экономическим развитием страны и развитием инфраструктурного комплекса. 


Учитель: Этот жизненно важный комплекс состоит из двух взаимосвязанных групп отраслей: коммуникационной системы и сферы обслуживания. (рис.23; стр. 63).

Рассмотрим 1 часть инфраструктурного комплекса- сферу обслуживания.

Подумаем, какую продукцию производить инфраструктурный комплекс? И чем эта продукция отличается от продукции первичного и вторичного сектора.

Ученик: Инфраструктурный комплекс производит услуги.


Учитель: Что такое услуга? 

Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. (Запишем в тетрадь) 



Учитель: Какие виды услуг вы знаете, и являетесь ли вы их потребителями?

Ученик: Я считаю, что являюсь потребителем услуг потому, что каждый день хожу в магазин, езжу на автобусе в школу, а сейчас я получаю образовательные услуги

Ученик: Есть еще медицинские услуги, электроснабжения, теплоснабжения.

Учитель: Если бы вам предложили составить классификацию услуг, какие бы признаки, вы бы положили в основу классификации. Найдите интересующую нас информацию в таблицах учебника стр.61-62, таб. 7-8. И сделайте выводы.

Ученик: 1. Анализируя таблицу, я пришла к выводу, что услуг очень много. Их можно разделить по характеру, периодичности потребления и по широте потребления.

По характеру услуги бывают материальные и нематериальные. К материальным относятся такие как торговля, общественное питание, транспорт, связь. К нематериальным образование культура, здравоохранение, оборона, государственное управление. 

2.Ученик: продолжает. По периодичности получения все услуги можно с группировать в две группы. Первая группа – постоянные к ним относятся жилищное обслуживание, покупка продуктов, транспортное обслуживание и нужные иногда - парикмахерские, больницы, автосервис, ремонтные службы. Еще одна большая группа по широте потребления: нужные всем - покупка продуктов, многим- транспортные услуги, нужные немногим - автосервис.


Учитель: А теперь, ребята, проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг. У вас на партах лежат карточки с профессиями. Наша задача определить к каким отраслям, оказывающим услуги относятся эти профессии и какие виды услуг по характеру и периодичности они производят.

- Учитель. Моя профессия относится к отрасли – наука и образование. Значит моя услуга по характеру - нематериальная, по периодичности потребления – постоянная, по широте круга потребителей – нужная немногим.

- Парикмахер. Твоя профессия, к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)

Значит твоя услуга по характеру, какая? Материальная. По периодичности? Нужная иногда. По широте потребителей? Нужная всем

-Водитель автобуса. Моя профессия относится к отрасли транспорт. (По характеру - материальная, по периодичности получения- постоянная, по кругу потребителей –нужна многим

– Врач. Моя профессия относится к отрасли здравоохранение. По характеру – нематериальная, по периодичности – нужные иногда, по кругу потребителей - нужные немногим.

Учитель: Все эти отрасли объединяются в очень важную группу отраслей, которая называется сфера обслуживания. 


Самостоятельная работа.


Задание1. Составить перечень предприятий по отраслям производящим услуги и заполнить таблицу: 


Название отрасли

Предприятия, производящие услуги

Наука и образование


Здравоохранение и физкультура


Культура и искусство


Торговля и общественное питание


Бытовое обслуживание


Социальное обеспечение


Государственное управление


Финансово-кредитная сфера



Задание2. Составить перечень предприятий сферы услуг на территории микрорайона, в котором находиться наша школа.

Предполагаемый ответ: На территории нашего района есть много предприятий, которые оказывают услуги населению -это школы, детские сады, библиотеки, множество магазинов, спортивная площадка.


Задание 3 Используя статистические материалы, сделайте сравнительный анализ занятости инфраструктурой территории Центрального района и Дальнего Востока.


№ п/п


Название района


Доля инфраструктуры в территории, в%


1.


Центральный


10


2.


Дальневосточный


0,5


Предполагаемый ответ. Анализируя, развитие инфраструктуры. Я пришла к выводу, что чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений: дорог, линий электропередач, водопроводов, зданий, сооружений, жилья. Например, в наиболее развитом районе страны - Центральном – инфраструктурой занято10% территории, а на Дальнем Востоке – только 0,5%. Это можно объяснить тем, что в Центральном районе проживает больше людей, выше плотность населения и лучше развито хозяйство, чем на Дальнем Востоке.

Учитель: Действительно развитие отраслей сферы услуг во многом зависит от заселенности и экономического освоения территории. Одна из проблем в России- это слабое развитие инфраструктурного комплекса. 

И сейчас это приоритетная задача перед нашим государством. 


Учитель: Обратите Внимание на рис 23 стр. 63, что кроме сферы обслуживание в инфраструктурный комплекс входит еще одна группа отраслей. Что это за группа как она называется, чем занимается, какие отрасли включает? 

Ученик: Это коммуникационная система. Коммуникация - это пути сообщения, связь одного места с другим. Охватывает транспорт и связь. И главная задача доставка грузов и пассажиров и передача информации.


Учитель: Какие виды транспорта и связи вы знаете?

Ученик: Транспорт бывает автомобильный, железнодорожный, речной, морской, авиационный, трубопроводный, электронный. Связь бывает почтовая, телеграф, телефон, сотовая, Интернет. 


Учитель: Транспорт России-коммуникационная сфера хозяйства по перемещению в пространстве людей и грузов


Подведение итогов. 


Итак, решили ли мы проблему, поставленную в начале урока.

Учитель: Мы можем ответить на вопрос, какую роль играет третичный сектор в экономике? Связаны ли между собой экономическое развитие страны и развитие третичного сектора?

Ученики: Я считаю, что третичный сектор играет ключевую роль в развитии экономики государств. Мы убедились, чем выше уровень развития третичного сектора, тем лучше экономическое развитие, тем выше уровень жизни в стране. Если представить, что экономика единый организм, то Он является – основой фундаментом. Это скелет, кровеносная система хозяйства.


Учитель: Может ли сфера обслуживания и другие отрасли экономики обойтись без транспорта и связи?

Ученик: Я думаю, что не может обойтись без транспорта и связи. Например, наша школа не может обойтись без автомобильного транспорта, он доставляет продукты в столовую, не может она существовать и без связи: телефона, Интернета. 

Учитель: Вот почему ведущие страны мира вкладывают много сил и средств в развитие третичного сектора. Вот почему правительство России считает этот инфраструктурный комплекс самым проблемным в хозяйстве страны и его развитие станет приоритетным направление на ближайшие десятилетия. 


IV. Закрепление. Тестирование. 


1.Установите соответствие:


Частота спроса Вид услуг

1.Повседневные А. Химчистка, прачечная, парикмахерская

2.Эпизодические Б. Покупка мебели, бытовой техники

3.Периодические. В.Покупка продуктов


2. Выберите лишнее:

Сфера услуг включает отрасли: образование, пищевую промышленность, культуру, спорт, сельское хозяйство, транспорт, коммунальное обслуживание, искусство.


3.Дополните: Совокупность сооружений, систем, служб, обеспечивающих условия для нормальной работы населения — это ___________________


Домашнее задание: п.13


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!