Урок географии в 9 классе по теме «Состав и значение сферы услуг»
Цели:
Сформировать представление о составе и роли третичного сектора в экономике страны.
Задачи:
Развивать мышление обучающихся, привлекая к анализу таблиц, обобщению материала и формулировке выводов.
Развивать эмоциональную сферу личности и познавательные интересы школьников путем изложения дополнительного материала по проблемам развития инфраструктурного комплекса России.
Воспитывать организованность, внимание учащихся, стремление рационально использовать время.
Создать условия для организации внутригруппового сотрудничества и делового общения; совместной выработки решений; публичного выступления, презентации результатов работы;
Планируемые результаты:
Предметные: определять состав и значение сферы услуг; раскрывать зависимость развития сферы услуг от экономического освоения территории.
Метапредметные: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков.
Личностные: сформирование ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;выполнять самоанализ полученных знаний.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
Учитель: Продолжаем знакомство с особенностями развития хозяйства России.
Вспомним, что называется хозяйством страны? (Хозяйство - совокупность предприятий и учреждений, удовлетворяющие потребности населения)
Синоним слова хозяйство (ЭКОНОМИКА)
Какие проблемы стоят перед экономикой любого государства?(что, как и для кого)
Пожалуйста, сформулируйте главную задачу хозяйства страны? (обеспечение населения благами)
главные субъекты экономической деятельности: это люди, фирмы, предприятия, учреждения.Они объединяются в отрасли, сферы, межотраслевые комплексы и сектора.
Вспомним, какие сектора выделяют по видам хозяйственной деятельности в экономике нашей страны. (Первичный и вторичный)
Учитель: Как еще называют этот первичный сектор?
Ученик: Его называют добывающим.
Учитель: Главная задача этого сектора?
Ученик: Добыча полезных ископаемых и сырья.
Учитель: Следующий сектор хозяйственной деятельности.
Ученик: Вторичный сектор.
Учитель: Чем он занимается?
Ученик: Переработкой сырья
Задания.
1ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те, которые относятся к первичному сектору экономики: горнодобывающая промышленность, химическая промышленность, машиностроение, лесная промышленность, сельское хозяйство.
2 ученик. Из предложенного перечня отраслей выбрать, те которые относятся к вторичному сектору экономики: электроэнергетика, горнодобывающая промышленность, машиностроение, рыбная промышленность, легкая промышленность
Учитель: Кроме первичного и вторичного сектора в экономике нашей страны есть еще один сектор?
Этот сектор называется - третичный.
III. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы переходим к изучению Третичного сектора - отрасли, которого производят услуги. И как звучит тема нашего урока? Запишите тему урока в тетради «Состав и значение сферы услуг».
Обратите внимание, что его еще называют инфраструктурным комплексом. Термин инфраструктурный комплекс появился совсем недавно, в 40 годах 20 века. Это географическое понятие нам не известно. Но есть ребята в нашем классе, которые должны были найти определение понятия «Инфраструктура».
Ученики: Это понятие означает
1.Инфраструктура от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение.
2. Инфраструктура- это Термин для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство.
3. Инфраструктура - отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества (Словарь Ожегова)
4. Инфраструктура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения
Учитель: Как видим определений много, но в тетрадь мы запишем только одно из них.
Третичный сектор или инфраструктурный комплекс стал преобладающей отраслью в экономике ведущих стран мира. Обратите внимание на таблицу 9 стр.63 учебника, которая показывает долю сферы услуг в экономике отдельных государств. Проанализируйте таблицу и сделайте вывод о тенденциях развития сферы услуг в США, Великобритании, ФРГ и России.
Ученик: Мы видим, что доля третичного сектора в экономике США, Великобритании и ФРГ очень высокая, она составляет более 70%, а в России 55%, можно сделать вывод, что развитие инфраструктурного сектора в нашей стране значительно отстает от ведущих стран мира.
Учитель: Почему такое отставание? Ведь наша страна имеет огромную территорию, богатый природно - ресурсный потенциал? Возникает проблема? Связаны ли между собой экономическое развитие страны и развитие третичного сектора? Мы можем решить эту проблему? Ученик: Нам не хватает знаний по этой теме.
Учитель: Следовательно, чтобы решить проблему, что мы должны узнать и понять сегодня на уроке.
Ученик: 1. Чем занимается инфраструктурный комплекс, какую продукцию он производит.
2.Установить его отраслевой состав.
3.Рассмотреть особенности развития на территории России.
4.Показать роль в экономике.
5.Выявить проблемы развития комплекса.
6.Установить взаимосвязь между экономическим развитием страны и развитием инфраструктурного комплекса.
Учитель: Этот жизненно важный комплекс состоит из двух взаимосвязанных групп отраслей: коммуникационной системы и сферы обслуживания. (рис.23; стр. 63).
Рассмотрим 1 часть инфраструктурного комплекса- сферу обслуживания.
Подумаем, какую продукцию производить инфраструктурный комплекс? И чем эта продукция отличается от продукции первичного и вторичного сектора.
Ученик: Инфраструктурный комплекс производит услуги.
Учитель: Что такое услуга?
Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. (Запишем в тетрадь)
Учитель: Какие виды услуг вы знаете, и являетесь ли вы их потребителями?
Ученик: Я считаю, что являюсь потребителем услуг потому, что каждый день хожу в магазин, езжу на автобусе в школу, а сейчас я получаю образовательные услуги
Ученик: Есть еще медицинские услуги, электроснабжения, теплоснабжения.
Учитель: Если бы вам предложили составить классификацию услуг, какие бы признаки, вы бы положили в основу классификации. Найдите интересующую нас информацию в таблицах учебника стр.61-62, таб. 7-8. И сделайте выводы.
Ученик: 1. Анализируя таблицу, я пришла к выводу, что услуг очень много. Их можно разделить по характеру, периодичности потребления и по широте потребления.
По характеру услуги бывают материальные и нематериальные. К материальным относятся такие как торговля, общественное питание, транспорт, связь. К нематериальным образование культура, здравоохранение, оборона, государственное управление.
2.Ученик: продолжает. По периодичности получения все услуги можно с группировать в две группы. Первая группа – постоянные к ним относятся жилищное обслуживание, покупка продуктов, транспортное обслуживание и нужные иногда - парикмахерские, больницы, автосервис, ремонтные службы. Еще одна большая группа по широте потребления: нужные всем - покупка продуктов, многим- транспортные услуги, нужные немногим - автосервис.
Учитель: А теперь, ребята, проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг. У вас на партах лежат карточки с профессиями. Наша задача определить к каким отраслям, оказывающим услуги относятся эти профессии и какие виды услуг по характеру и периодичности они производят.
- Учитель. Моя профессия относится к отрасли – наука и образование. Значит моя услуга по характеру - нематериальная, по периодичности потребления – постоянная, по широте круга потребителей – нужная немногим.
- Парикмахер. Твоя профессия, к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)
Значит твоя услуга по характеру, какая? Материальная. По периодичности? Нужная иногда. По широте потребителей? Нужная всем
-Водитель автобуса. Моя профессия относится к отрасли транспорт. (По характеру - материальная, по периодичности получения- постоянная, по кругу потребителей –нужна многим
– Врач. Моя профессия относится к отрасли здравоохранение. По характеру – нематериальная, по периодичности – нужные иногда, по кругу потребителей - нужные немногим.
Учитель: Все эти отрасли объединяются в очень важную группу отраслей, которая называется сфера обслуживания.
Самостоятельная работа.
Задание1. Составить перечень предприятий по отраслям производящим услуги и заполнить таблицу:
Название отрасли | Предприятия, производящие услуги |
Наука и образование | |
Здравоохранение и физкультура | |
Культура и искусство | |
Торговля и общественное питание | |
Бытовое обслуживание | |
Социальное обеспечение | |
Государственное управление | |
Финансово-кредитная сфера | |
Задание2. Составить перечень предприятий сферы услуг на территории микрорайона, в котором находиться наша школа.
Предполагаемый ответ: На территории нашего района есть много предприятий, которые оказывают услуги населению -это школы, детские сады, библиотеки, множество магазинов, спортивная площадка.
Задание 3 Используя статистические материалы, сделайте сравнительный анализ занятости инфраструктурой территории Центрального района и Дальнего Востока.
№ п/п | Название района | Доля инфраструктуры в территории, в% |
1. | Центральный | 10 |
2. | Дальневосточный | 0,5 |
Предполагаемый ответ. Анализируя, развитие инфраструктуры. Я пришла к выводу, что чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений: дорог, линий электропередач, водопроводов, зданий, сооружений, жилья. Например, в наиболее развитом районе страны - Центральном – инфраструктурой занято10% территории, а на Дальнем Востоке – только 0,5%. Это можно объяснить тем, что в Центральном районе проживает больше людей, выше плотность населения и лучше развито хозяйство, чем на Дальнем Востоке.
Учитель: Действительно развитие отраслей сферы услуг во многом зависит от заселенности и экономического освоения территории. Одна из проблем в России- это слабое развитие инфраструктурного комплекса.
И сейчас это приоритетная задача перед нашим государством.
Учитель: Обратите Внимание на рис 23 стр. 63, что кроме сферы обслуживание в инфраструктурный комплекс входит еще одна группа отраслей. Что это за группа как она называется, чем занимается, какие отрасли включает?
Ученик: Это коммуникационная система. Коммуникация - это пути сообщения, связь одного места с другим. Охватывает транспорт и связь. И главная задача доставка грузов и пассажиров и передача информации.
Учитель: Какие виды транспорта и связи вы знаете?
Ученик: Транспорт бывает автомобильный, железнодорожный, речной, морской, авиационный, трубопроводный, электронный. Связь бывает почтовая, телеграф, телефон, сотовая, Интернет.
Учитель: Транспорт России-коммуникационная сфера хозяйства по перемещению в пространстве людей и грузов.
Подведение итогов.
Итак, решили ли мы проблему, поставленную в начале урока.
Учитель: Мы можем ответить на вопрос, какую роль играет третичный сектор в экономике? Связаны ли между собой экономическое развитие страны и развитие третичного сектора?
Ученики: Я считаю, что третичный сектор играет ключевую роль в развитии экономики государств. Мы убедились, чем выше уровень развития третичного сектора, тем лучше экономическое развитие, тем выше уровень жизни в стране. Если представить, что экономика единый организм, то Он является – основой фундаментом. Это скелет, кровеносная система хозяйства.
Учитель: Может ли сфера обслуживания и другие отрасли экономики обойтись без транспорта и связи?
Ученик: Я думаю, что не может обойтись без транспорта и связи. Например, наша школа не может обойтись без автомобильного транспорта, он доставляет продукты в столовую, не может она существовать и без связи: телефона, Интернета.
Учитель: Вот почему ведущие страны мира вкладывают много сил и средств в развитие третичного сектора. Вот почему правительство России считает этот инфраструктурный комплекс самым проблемным в хозяйстве страны и его развитие станет приоритетным направление на ближайшие десятилетия.
IV. Закрепление. Тестирование.
1.Установите соответствие:
Частота спроса Вид услуг
1.Повседневные А. Химчистка, прачечная, парикмахерская
2.Эпизодические Б. Покупка мебели, бытовой техники
3.Периодические. В.Покупка продуктов
2. Выберите лишнее:
Сфера услуг включает отрасли: образование, пищевую промышленность, культуру, спорт, сельское хозяйство, транспорт, коммунальное обслуживание, искусство.
3.Дополните: Совокупность сооружений, систем, служб, обеспечивающих условия для нормальной работы населения — это ___________________
Домашнее задание: п.13