СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Состав слова" , 3 класс , русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети 1

: научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

получат возможность формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;  разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы;  овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Просмотр содержимого документа
«"Состав слова" , 3 класс , русский язык»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Ташёлка муниципального района Ставропольский

Самарской области





Методическая разработка урока

Русского языка в 3 классе с использованием

новых образовательных технологий

























Конспект урока № 36 русского языка в 3 классе

Тема: «Что такое корень слова?»

Дата: 20.10.2015г

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цели: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах.

Задачи:

  • научить распознавать однокоренные слова и группировать их;

  • различать однокоренные слова и синонимы; выделять в слове корень;

  • наблюдать над словами, у которых отсутствуют какие-либо части.

  • Развивать учебно-познавательную и коммуникативную, самообразовательную компетентность;

  • Способствование формированию положительной мотивации к обучению, коммуникативных качеств через работу в паре.

  • воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову; прививать любовь к русскому языку

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;

получат возможность формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение; разбирать слово по составу, опираясь на знание морфем, и выделять графически; учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы; овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.

Метапредметные: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы

Личностные: применение навыков культурного поведения при общении; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.).

Оборудование: учебник, кроссворд , карточки для обучающихся с заданиями, карточки для игры с однокоренными словами «Лев», презентация.




Ход урока

№п/п

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Формирование УУД

1

Организационный момент.


Представьте, что перед вами зеркало. Улыбнитесь себе. Скажите про себя, какой я умный, замечательный. У меня всё получится. Улыбнитесь мне и мысленно пожелайте всего наилучшего. Садитесь, пожалуйста. Начнём наш урок.

Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.


2

Минутка чистописания.


-  В начале урока давайте проведём Минутку чистописания:
- Сегодня на чистописании мы поработаем над буквами, которые очень похожи в написании. Вы сможете их узнать, если найдете одинаковые звуки в словах каждой строки.

Мир, нитка, лицо.

Шар, шалаш, чашка.

- Верно, это буквы И и Ш.

- Спишите.

И шиш Ш иши

- Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.

Поспешишь – людей насмешишь.

- Найдите орфограммы.



И шиш Ш иши


Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации.

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся


– Сегодня на уроке мы отправимся по Стране Знаний в царство Русского языка, где живут однокоренные слова, ещё раз познакомимся с частями слова.

На доскеР, С, М, Л, О, С, Ц, Т, А, Н, Х, В, Щ.

Если вы уберете не парные согласные, то прочитаете главное слово нашего урока. (Состав)

Какое значение может иметь слово “состав”?

Словарь Ожегова Состав – это (читает ученик из словаря).

Но мы на уроке русского языка. Состав чего мы можем изучать? (Состав слова)















Состав










Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о строении слова и его частях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания.

4

Физ. минутка

-Чтобы лучше запомнить знаки, которыми обозначаются части слов, выполним необычную физминутку.

-Встаньте. Нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой.

-Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими.

-Нарисуйте суффикс в воздухе носом.

-Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.

выполняют

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя.

5

Актуализация знаний.


Наблюдение над однокоренными словами.

Возьмите листочки. В первом задании выпишите спрятавшиеся слова. Прочитайте слова, которые вы нашли.

Рочтыпаужрморозбыотмалывьлпвут

понуяжфыхупморозецвобпыкухебво

итпамажурящазйморозныйвакцумизи

Что можно сказать об этих словах?

Почему?

Выделите корень в данных словах.

Чему мы должны сегодня научиться?

Перед нами Царство однокоренных слов. Чтобы в него попасть, нам надо выполнить второе задание на листке.





Мороз, морозец, морозный.


Они однокоренные

У них общее значение, общая часть - корень

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические – осуществляют поиск необходимой информации.

6

Первичная проверка понимания


1.Работа со стихотворением.

Прочитайте стихотворение.

Шёл я как - то мимо речки.

Вижу: рыбаки сидят на берегу,

Ловят рыбу, рыбку и рыбёшку.

И решил я: рыбачкам сейчас я помогу.

В рыбный суп почищу я картошку.

Выкипает в котелке вода.

Где же ты рыбацкая удача?

Не клюёт сегодня рыба, вот беда!


Выпишите однокоренные слова. Выделите корень. Какие однокоренные слова вам встретились? Почему эти слова однокоренные?


Назовите корень. Придумайте ещё слова с корнем РЫБ

Как вы думаете, что такое корень?

Проверьте по учебнику на странице 95, правильно ли мы сделали вывод? (работа с правилом)

2.Упражнение в нахождении лишнего слова

Прочитайте задание на карточке самостоятельно.

Что вы будете делать?


Лес, леска, лесной

Пар, париться, парочка.


Назовите лишнее слово в первой строчке. Докажите своё мнение.

Назовите два признака однокоренных слов.

а. Общее значение

б. Одинаковый корень

Мы попали в царство однокоренных слов. Нас встречает самая главная часть слова - Корень. Не зря в народе говорят «Смотри в корень», т.е. выдели самое главное.

3. Драматизация

Послушайте одну историю

- Вы кто такие?

- Я гусь, это - Гусыня, а это наши дети - Гусята.

-А ты кто? А я ваша родственница - Гусеница!

(по С. Иванову)

Права ли Гусеница назвав себя родственницей гусей. Почему? Давайте

докажем.

Запишите однокоренные слова, которые нам встретились в этой

истории. Выделите корень.

Подберите однокоренные слова к слову «гусеница».

Что нужно сделать, чтобы определить в слове корень?




Рыбаки

Рыбу

Рыбёшку

Рыбачкам

Рыбный

Рыбацкая






РЫБАЛКА, РЫБОЛОВ, РЫБОЧКА Корень - это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их значение.


Зачеркнём лишнее слово


В первой строчке лишнее слово - носильщик т.к. у него другое значение, а во второй строчке - храбрый, т.к. у него другой корень.













Гусеница, гусеничка, гусеничный.

подобрать однокоренные слова

Познавательные: общеучебные - осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о строении слова и его частях; формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных); дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.

Регулятивные: принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают учителя; строят понятные речевые высказывания.


7

Физ. минутка

  1. Игра «Лев».

«Лев» предлагает нам поиграть в игру.

Прошу выйти к доске «Льва». Наша задача назвать корень. Что надо сделать, чтобы найти в слове корень? (надо подобрать однокоренные слова)

Прошу выйти детей, у которых на карточках записаны однокоренные слова к слову «лев». Докажите что все слова однокоренные.

Прошу выйти к доске ученика со словом «чайник"

А теперь однокоренные слова к данному слову.

(чайный, чаепитие.) Назовите корень в этих словах.

Так же продолжается работа со словами «Дом», «Вода » «Лес».










(Выходят дети, у которых карточки со словами)

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, Личностные УУД:

-формирование навыков здорового образа жизни через включение в досуговую деятельность;


8

Первичное закрепление.



Работа с деформированным текстом.

В тайге растёт кедр кедровник - любимое место животных и птиц осенью в нём: созревают кедровые шишки ими лакомятся бурундуки, белки и медведи прилетает и кедровка птичка делает запасы орехов на зиму.


Разделите текст на предложения.

Запишите в тетрадь первое предложение и разберите его по членам предложения. Выпишите однокоренные слова. Поставьте в них ударение.

Работа по учебнику.


Самостоятельная работа.

Возьмите лист с заданием.

Напишите слова в порядке указанных значений.

ПОВАР, ВАРЕНИК, ВАРЕНЬЕ, ПОВАРЁШКА.

1. Ягоды, плоды, сваренные в сахаре.

2. Маленький варёный пирожок.

3. Мастер по приготовлению пищи.

4.Большая ложка для: разливания жидкой пищи.

Прочитайте слова в указанном порядке.




Кедр

Кедровник

Кедровые

Кедровка















(Варенье, вареник, повар, поварёшка.)



Познавательные: общеучебные - формулируют ответы на вопросы учителя; логические: осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного опыта, из учебника); анализируют объекты с выделением признаков (существенных и несущественных);

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа; ориентируются в карте урока.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывают свои действия с партнером, вступают в групповое учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, строят понятные речевые высказывания.

9


Подведение итогов урока

Рефлексия

– Назовите тему урока.

– Назовите части слова. 

– Что же называется приставкой? 

Работа по опорным схемам

– Что называется корнем? Суффиксом? Окончанием?.


Тест


Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний человека и принимают его.

Метапредметные УУД:

-объективно оценивать свой уровень усвоения знаний.


10

Домашнее задание



Выписать из словаря 2 односложных слова , подобрать однокоренные слова и разобрать по составу.



Записывают.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.









Приложение 1Презентация


Приложение 2





1.













2.









3.











4.













5.







6.












Замените каждое предложение одним словом.

1. Учебное помещение для занятий

2. Верхняя женская или мужская одежда

3. Корм для лошади

4. Защитник Отечества

5. Лиственное дерево с белым стволом

6. Красна девица сидит в темнице, а хвост на улице.



Рочтыпаужрморозбыотмалывьлпвут

понуяжфыхупморозецвобпыкухебво

итпамажурящазйморозныйвакцумизи









Прочитайте задание на карточке самостоятельно.

Что вы будете делать?

Нос, носильщик, носатый, носик.

Смелость, смелый, храбрый, осмелел.



Работа с деформированным текстом.

В тайге растёт кедр кедровник - любимое место животных и птиц осенью в нём: созревают кедровые шишки ими лакомятся бурундуки, белки и медведи прилетает, и кедровка птичка делает запасы орехов на зиму.





Самостоятельная работа.

Возьмите лист с заданием.

Напишите слова в порядке указанных значений.

ПОВАР, ВАРЕНИК, ВАРЕНЬЕ, ПОВАРЁШКА.

1. Ягоды, плоды, сваренные в сахаре.

2. Маленький варёный пирожок.

3. Мастер по приготовлению пищи.

4.Большая ложка для: разливания жидкой пищи.





3. Тест «Однокоренные слова»

Выбери правильный ответ и обведи его кружком.

  1. Корень передаёт …

а) основное значение родственных слов

б) название предметов

в) название признаков предметов

  1. Однокоренными называются слова ...

а) с похожим значением;

б) сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень;

в) с похожим звучанием и общим смыслом.

  1. Какие слова являются родственными?

а) старик, старый, старт

б) чистый, чистюля, чистка

в) гладить, глядеть, гладильщица

4. Укажи корень данных родственных слов.

Здоровье, здоровый, выздороветь

а) – здор –

б) – здоров –

в) - здоро –



Заместитель руководителя ГБОУ СОШ с. Ташелка________ /В.С.Татарова_/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!