СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав слова.Разбор слова по составу.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слова в русском языке состоят из морфем — корня, приставки, суффикса и окончания. Эти морфемы являются значимыми частями слова, потому что выражают определённое значение.Главная морфема — корень, без него слово не может существовать. От значения корня зависит лексическое значение слова.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова.Разбор слова по составу.»



"Состав слова. Основа"


Урок русского языка во 2 классе

Учитель:Налётова Людмила Николаевна.

Тема: «Состав слова. Основа»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Введение нового понятия.

Место урока: Обобщение по теме «Состав слова»


План урока разработан по блокам ( Блочную систему разработал Иофе Андрей Наумович)

Цель урока : обобщить и систематизировать знания о составе слова, познакомить с понятием «основа».

Задачи:

Систематизировать и обобщить знания о составе слова в виде схемы, овладеть умением соотносить схемы и слова ,графически обозначать части слова

Овладевать умением вычитывать информацию из разных источников и преобразовывать в другие формы, Овладение навыками анализа, сравнения, обобщения, умение соотносить информацию предоставленную в разных формах.

Создание условий для развития речи.

Оборудование: тетради у каждого ученика, проектор, презентация, карточки с частями слов, тексты, кроссворды.



ХОД УРОКА

  1. Организационный блок.

Учитель мотивационный настрой. Ученик(итог)


У Мудреца, однажды, ученик спросил Что в моих ладонях?

(он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!



-Что будет в ваших руках, зависит от вас.

Желаю вам на уроке удачи.

2.Информационныйблок



Актуализация знаний. (перевод информации)



СЛАЙД 2


? _______ .!


- В русском языке встречаются знаки . Разделить эти знаки на группы.


Слайд3


Знаки препинания в конце предложения - . ! ?

перевод из схемы текст


Члены предложения - _____


Части слова –


итог

- Какая группа знаков лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.)


СЛАЙД 4


- Что обозначает первый значок?

-Какая часть слова выделяется в квадратик?

- Каким значком выделяется главная часть слова?

- Что обозначают оставшимся значком?




Актуализация изученного материала. Игра «Крестики-нолики».

Работа по алгоритму (графический диктант)

- Ребята, я предлагаю вам вспомнить , что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Х-О». Поле для игры находится у каждого на листах.

-Правила игры: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.




СЛАЙД 5









Ученик Перевод


информации, проверка знаний. 1. Корень – это главная часть предложения (-)

2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+)

3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)

4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)

5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+)

6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)

7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит

для образования новых слов.(-)

8. Корень – это общая часть родственных слов (+)

9. Суффикс – это часть речи. (-)

Взаимопроверка(работа в паре)

- Проверим ваши ответы. Поменяйтесь листами. Сравните рисунок с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок ( ответы верны.)


Слайд 6


о

Х

о

Х

Х

Х

о

Х

о

3 Аналитический блок

Введение в тему урока Ученик

-Кто может предположить тему нашего урока? Цели?

-Повторить части слова Проблема?


Работа по теме «Состав слова».

1) Работа с текстом. Словарная работа.


СЛАЙД 7


- Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами? (Текст.) Докажите

- Докажите, что перед вами текст. (выслушиваются ответы )

- Этот текст записан на листах.


В нашей стране можно встретить очень красивые города. Один из них Ангарск. Городские улицы полны красивых зданий. Мой друг живёт в пригороде Ангарска. У него есть загородный домик.

Работа с терминами

(извлечение новой информации)

- Есть ли в тексте слова, которые вам не понятны? (пригород, загородный)

- Кто попробует объяснить их значение? (ответы детей).


2) Нахождение родственных слов. (Работа в паре)

- Возьмите карандаш и подчеркните однокоренные слова.

(проверка выполнения задания)

  • Города, городские, пригород, загородный.

(Проверка работы на экране).


СЛАЙД 8


- Выпишем эти слов.(в тетрадь)



Города

городские

загородный

пригород


- Какие задания можно предложить к данной группе слов?

( возможные задания детей)



  • Выделить корень во всех словах.

  • Поставить ударение.

  • Разделить на слоги.

  • Разбор по составу

- Предложить задание ,связанное с темой (разбор по составe)


(Работа у доски и в тетрадях.)


Введение нового термина Ученик (Вывод совместного понятия)



Введение понятия «Основа слова»


? -Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?

(Конечно, та часть, в которой находится корень.)

- Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?

Выслушиваются ответы детей.

Основа. Да ,вы уже слышали это слово .Многие наверное запомнили каким значком она обозначается Показ на доске .Сравнение

- А что такое основа?            


СЛАЙД 9



Чтение правила


СЛАЙД 10


Часть слова без окончания называется  основой слова.

А без чего не может быть слова?


Обобщение знаний , развитие умений.



СЛАЙД 11










6.Физминутка для глаз.


СЛАЙД 12


4.Рефлексионный блок

Закрепление изученного материала.


- Ребята перед вами карточки: Работа в группах (подложенная подушка)


гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и


- Подумайте, что на них написано? (части слов) Вспомните тему урока.

Разделите из на группы.


- Верно. Прочитайте какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб,езд, ход, пуск, вод – это корни слов.)

- Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов?

(ый, а – это окончания)

- Что записано на зелёных карточках?

(ок, к, н – это суффиксы)

- Какая часть слов записана на жёлтых карточках?

(по, на, за, под – это приставки)


- Задание: составьте свое слово используя как можно больше карточек.



На доске (открываются заранее приготовленная таблица)


Под

вод

н

ый

на

ход

к

а

за

пуск



по

езд




гриб

ок



О С Н О В А


- Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы.

- Подпишите, как называется эта часть слова.

 


Обобщение изученных знаний. Тест. (Личный результат, алгоритм выполнения)


- В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать 1букву которую считаете правильной (столбиком на полях под счет) Внимание –залог успеха.

Тест

1) Часть слова без окончания называетсяСЛАЙД 13

Е - корень

У– основа

2) Чтобы найти корень надоСЛАЙД 14

Л– изменить форму слова

М– подобрать однокоренные слова

3) Окончание – это СЛАЙД 15

Н– изменяемая часть слова

П– неизменяемая часть слова

4) Суффикс служитСЛАЙД 16

И– для образования новых слов

Ы– для образования формы слова

5) Приставка стоитСЛАЙД 17

Х - после корня

К - перед корнем

6) Приставка, корень, суффиксСЛАЙД 18

И - образуют основу слова

Я - не образуют основу слова (пробуем прочитать0

-Какое слово получилось?

- Если у вас получилось слово УМНИКИ, тест выполнили верно.

СЛАЙД 19

Итог: Что же осталось в ваших руках? (результаты знаний)


10.Домашнее задание:


СЛАЙД 20

Реши кроссворд «Состав слова»

(кроссворд записан у каждого ученика в тетради)








3















4








2





































1




















5

































1.Изменяемая часть слова.

2. Часть слова без окончания.

3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

4. Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.


Дополнительное домашнее задание (по желанию ученика):

- Сегодня я вам хочу дать ещё одно дополнительное задание. Но его можно выполнить не всем, а только желающим. Задание состоит в следующем:

- Подумайте, какой корень может быть в слове Самоделкин.



Рефлексия У меня на доске ладони .Давайте наполним их значимостью

(положите квадрат выбранного цвета)

СЛАЙД 21

- На этом наш урок окончен. Всем спасибо!