"Состав слова. Основа" Урок русского языка во 2 классе Учитель:Налётова Людмила Николаевна. Тема: «Состав слова. Основа» Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. Введение нового понятия. Место урока: Обобщение по теме «Состав слова» План урока разработан по блокам ( Блочную систему разработал Иофе Андрей Наумович) Цель урока : обобщить и систематизировать знания о составе слова, познакомить с понятием «основа». Задачи: Систематизировать и обобщить знания о составе слова в виде схемы, овладеть умением соотносить схемы и слова ,графически обозначать части слова Овладевать умением вычитывать информацию из разных источников и преобразовывать в другие формы, Овладение навыками анализа, сравнения, обобщения, умение соотносить информацию предоставленную в разных формах. Создание условий для развития речи. Оборудование: тетради у каждого ученика, проектор, презентация, карточки с частями слов, тексты, кроссворды. ХОД УРОКА Организационный блок. Учитель мотивационный настрой. Ученик(итог) У Мудреца, однажды, ученик спросил Что в моих ладонях? (он перед этим бабочку словил): – Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ? Жив мотылек в руках моих, иль нет? Ладони в этот миг легонько сжал... Плененный мотылек затрепетал. Блеснули искорки у мудреца в глазах: – Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
-Что будет в ваших руках, зависит от вас. Желаю вам на уроке удачи. 2.Информационныйблок
Актуализация знаний. (перевод информации)
СЛАЙД 2   ![]()  ? _______ .!![]() - В русском языке встречаются знаки . Разделить эти знаки на группы. Слайд3 Знаки препинания в конце предложения - . ! ? перевод из схемы текст Члены предложения - _____ Части слова – ![]() ![]() итог - Какая группа знаков лишняя и почему? (части слова, т.к. относится к разбору слов.) СЛАЙД 4 - Что обозначает первый значок? -Какая часть слова выделяется в квадратик? - Каким значком выделяется главная часть слова? - Что обозначают оставшимся значком? Актуализация изученного материала. Игра «Крестики-нолики». Работа по алгоритму (графический диктант) - Ребята, я предлагаю вам вспомнить , что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Х-О». Поле для игры находится у каждого на листах. -Правила игры: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка. СЛАЙД 5 Ученик Перевод информации, проверка знаний. 1. Корень – это главная часть предложения (-) 2. Родственные слова ещё называют однокоренными (+) 3. Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-) 4. Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+) 5. Окончание – это изменяемая часть слова.(+) 6. Суффикс помогает образовывать новые слова. (+) 7. Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-) 8. Корень – это общая часть родственных слов (+) 9. Суффикс – это часть речи. (-) Взаимопроверка(работа в паре) - Проверим ваши ответы. Поменяйтесь листами. Сравните рисунок с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок ( ответы верны.) Слайд 6 3 Аналитический блок Введение в тему урока Ученик -Кто может предположить тему нашего урока? Цели? -Повторить части слова Проблема? Работа по теме «Состав слова». 1) Работа с текстом. Словарная работа. СЛАЙД 7 - Посмотрите на экран. Прочитайте вслух. Что перед вами? (Текст.) Докажите - Докажите, что перед вами текст. (выслушиваются ответы ) - Этот текст записан на листах. В нашей стране можно встретить очень красивые города. Один из них Ангарск. Городские улицы полны красивых зданий. Мой друг живёт в пригороде Ангарска. У него есть загородный домик. Работа с терминами (извлечение новой информации) - Есть ли в тексте слова, которые вам не понятны? (пригород, загородный) - Кто попробует объяснить их значение? (ответы детей). 2) Нахождение родственных слов. (Работа в паре) - Возьмите карандаш и подчеркните однокоренные слова. (проверка выполнения задания) (Проверка работы на экране). СЛАЙД 8 - Выпишем эти слов.(в тетрадь) Города – городские загородный– пригород - Какие задания можно предложить к данной группе слов? ( возможные задания детей) - Предложить задание ,связанное с темой (разбор по составe) (Работа у доски и в тетрадях.) Введение нового термина Ученик (Вывод совместного понятия) Введение понятия «Основа слова» ? -Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания? (Конечно, та часть, в которой находится корень.) - Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться? Выслушиваются ответы детей. Основа. Да ,вы уже слышали это слово .Многие наверное запомнили каким значком она обозначается Показ на доске .Сравнение - А что такое основа? СЛАЙД 9 ![]() Чтение правила СЛАЙД 10 Часть слова без окончания называется основой слова. А без чего не может быть слова? Обобщение знаний , развитие умений. СЛАЙД 11 ![]()  ![]() -
   
 6.Физминутка для глаз. СЛАЙД 12 4.Рефлексионный блок Закрепление изученного материала. - Ребята перед вами карточки: Работа в группах (подложенная подушка) гриб езд ход лист пуск вод ок по на к ик за под н а ый ой и - Подумайте, что на них написано? (части слов) Вспомните тему урока. Разделите из на группы. - Верно. Прочитайте какая часть слова записана на красных карточках? (Гриб,езд, ход, пуск, вод – это корни слов.) - Прочитайте части слова на синих карточках. Что это за часть слов? (ый, а – это окончания) - Что записано на зелёных карточках? (ок, к, н – это суффиксы) - Какая часть слов записана на жёлтых карточках? (по, на, за, под – это приставки) - Задание: составьте свое слово используя как можно больше карточек. На доске (открываются заранее приготовленная таблица) |  |  |  | Под | вод | н | ый | на | ход | к | а | за | пуск | | | по | езд | | | | гриб | ок | | ![]() О С Н О В А - Давайте вспомним, что такое основа слова и отметим её внизу таблицы. - Подпишите, как называется эта часть слова. Обобщение изученных знаний. Тест. (Личный результат, алгоритм выполнения) - В завершении нашего урока я предлагаю вам выполнить тест. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать 1букву которую считаете правильной (столбиком на полях под счет) Внимание –залог успеха. Тест 1) Часть слова без окончания называетсяСЛАЙД 13 Е - корень У– основа 2) Чтобы найти корень надоСЛАЙД 14 Л– изменить форму слова М– подобрать однокоренные слова 3) Окончание – это СЛАЙД 15 Н– изменяемая часть слова П– неизменяемая часть слова 4) Суффикс служитСЛАЙД 16 И– для образования новых слов Ы– для образования формы слова 5) Приставка стоитСЛАЙД 17 Х - после корня К - перед корнем 6) Приставка, корень, суффиксСЛАЙД 18 И - образуют основу слова Я - не образуют основу слова (пробуем прочитать0 -Какое слово получилось? - Если у вас получилось слово УМНИКИ, тест выполнили верно. СЛАЙД 19 Итог: Что же осталось в ваших руках? (результаты знаний) 10.Домашнее задание: СЛАЙД 20 Реши кроссворд «Состав слова» |