Кружок изобразительного искусства
и декоративно-прикладного творчества
МКОУ " Гимназия Табасаранского района" с. Хучни,РД
Сценарий занятия
Тема занятия – «Составление декоративной композиции коврика – подушки по мотивам орнамента «Сафар »;
Тип занятия – комбинированный;
Вид деятельности – Декоративное рисование.
Цель занятия: Приобщение к национальной художественной культуре Табасарана ,выполнение орнаментальной композиции по мотивам коврового орнамента « Сафар» ,создание декоративного коврика-подушки на основе полученных продуктов творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные - обобщение опыта изучения теории и практики народного орнамента, закрепление знаний об особенностях ковровых рисунков , совершенствование умения составлять композиции узоров простых и сложных форм, формирование навыков исследовательской работы;
Развивающие – развитие глазомера, ассоциативного мышления, навыков декоративного рисования, развития умения классифицировать художественные средства по заданным признакам, развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;
Воспитательные – эстетическое воспитание средствами народного декоративно-прикладного искусства, развитие интереса к народной художественной культуре, воспитание патриотизма, художественного вкуса, укрепление коммуникативных способностей, умения работать в группах.
Оборудование:
Для педагога: компьютер, ЖК-телевизор, таблицы мотивов ковровых рисунков, таблицы с образцами ковров разных народов Дагестана из книги М.М. Байрамбекова «Дагестанский народный орнамент», мультимедийная презентация, учебный фильм об искусстве Табасарана ,образцы изделий ковровых подушек, стенд с работами детей по теме «ковровые орнаменты народов Дагестана», стенд «Табасаран» - фотографии ковров и вязаных изделий.
Для обучающегося: технический рисунок орнамента «Сафар» и фотография ковра «Сафар» ,альбом для рисования , бумага в клетку ,гуашь, тонкие кисти.
Ход занятия.
I этап. Организационно - мотивирующий.
1.Эмоциональная подготовка воспитанников к занятию, наличие необходимых учебных материалов.
На столах разложены альбомы , листы в клетку ,фотографии ковра «Сафар», фрагменты технического рисунка ,гуашь, кисти, палитры, фломастеры. На стенах кабинета развешены тематические плакаты. На экране телевизора большими буквами написана тема занятия: «Составление декоративной композиции коврика –подушки по мотивам орнамента «Сафар» . Занятие начинается с песни «Табасаран» ,музыка и слова Ахмеда Уруджева.
2. Сообщение общей цели занятия:
Педагог: Здравствуйте, ребята. Мы послушали песню «Табасаран» ,музыка и слова Ахмеда Уруджева . Как вы знаете, наше занятие посвящено искусству Табасарана и продолжает изучение народных художественных промыслов России и Дагестана.
3. Предварительная беседа ( Экспресс - опрос)
Педагог: Ребята, перед нашим занятием я попросила вас самих узнать о нашем народном искусстве. Кто поделиться с нами своими знаниями?
Ответы детей:
Табасаран известен во всем мире своими коврами;
Изделия табасаранских мастеров украшают интерьеры домов. Педагог: Молодец, а где еще мы можем увидеть табасаранские изделия?
Табасаранские ковры находятся во многих музеях Дагестана и мира;
У моей бабушки дома много разных ковров , они украшают стены дома ,пол и даже диван.
Педагог: Интересно было бы посмотреть , наверно смотрится очень самобытно и красиво.
В Табасаране ткут не только ковры-халачи ,а ещё паласы и сумахи ,вяжут шерстяные носки-джурабы и много разных изделий ;
Педагог: Правильно. Табасаранский традиционный костюм включает в себя и шерстяные носки – джурабы с очень красивым узором «алма- чешне». А где вы видели такие джурабы?
8 Моя бабушка их вяжет и дарит всем родственникам . В музее на кукле и в сувенирном магазине .
Педагог: Умничка. Кто-нибудь хочет что-то добавить про искусство ковроткачества?
Я выучила стихотворение про табасаранские ковры.
Педагог: А кто автор стихотворения, прочти нам его –
Это отрывок из стихотворения лакского поэта Казбека Мазаева –
Да тайны времени былого
Хранит Табасаран седой …
И я, как в сказке, околдован
Его чудесной красотой.
Какие всюду мастерицы
В аулах древних тут живут!
Не зря работа ковровщицы –
Здесь самый благородный труд.
Рябит в глазах от красок ярких
На сельской площади с утра…
И лучше не сыскать подарка –
Табасаранского ковра.
Педагог: Спасибо, а может кто-нибудь вспомнит слова Расула Гамзатова о дагестанских коврах?
Да будет мир над цепью гор,
Да не коснётся зло родного края.
Так, заклиная, ты ткала ковёр
За нитью нить в раздумье выбирая.
В узор вплетались горы и снега,
Крик журавлей и облачные перья,
Цветущие альпийские луга,
Старинные преданья и поверья.
И расцветал ковер к цветку цветок,
Как Дагестан родной в разгаре лета.
За нитью нить, так из прекрасных строк
Рождается творение поэта.
Педагог: Молодцы, ребята. Вижу, вы заинтересовались искусством нашего народа -ковроткачеством. Наш Табасаранский район действительно уникален своей историей и культурой.
II этап. Проверка опережающих заданий:
Сообщение по теме исследования с сопровождающим видеоматериалом.
Педагог: Готовясь к нашему занятию, некоторые из вас сделали свои мини-сообщения по теме коврового искусства, которые я представляю вашему вниманию.
1. Об истории возникновения промысла нам расскажет Мусаева Аминат.
(М.А.)Первый сохранившийся фрагмент табасаранского ковра, а также пряжа и пряслица были найдены во время раскопок женского захоронения бронзового века. Это говорит о том, что ковроделие было распространено еще в 2800–900 года до н.э. Удивительно, что спустя тысячелетия техника создания ковров практически не изменилась. В 1920-х годах в регионе появилось более 14 артелей. Некоторые из них позже превратились в мануфактуры, в которых работало более 2 тысяч женщин. Примерно столько же ткали на дому. На изготовление одного полотна (размером 1,2х1,8) уходило 2-3 месяца. В 1990-е годы, после развала СССР, древние технологии и традиционные ковры могли исчезнуть совсем. Их перестали изготавливать из-за отсутствия спроса и дороговизны материалов. Тогда было проще и дешевле купить синтетический коврик, чем полотно из натуральной шерсти.
Табасаранские ковры с традиционными этническими узорами вручную изготавливали в Южном Дагестане, в районе Табасаран. Для создания ворсовых и безворсовых ковров использовали натуральную овечью шерсть и природные, реже синтетические, красители. Ковроткачеством в нашем районе занимались только женщины. Это считалось почетным и достойным занятием. Каждую девочку с малых лет обучали тонкостям работы и посвящали в секреты создания красивого, прочного ковра. За окрашивание пряжи отвечали мужчины. Они использовали стойкие натуральные красители, которые получали из местных растений. Например, отваром из коры грецкого ореха шерсть окрашивали в насыщенный желтый цвет, пигментом из корня растения марены — в красный и т.д. Благодаря натуральным красителям, они получали более 12-15 цветов пряжи
Педагог: Молодец Аминат. Как ты правильно отметила в Табасаране ковроткачеством занимались только женщины и это считалось очень почётным занятием. Чтобы соткать ковёр ,нужно приложить много усилий.
Педагог: Следующая, кто выступит перед нами со своим мини-сообщением вызвалась Ахмедова Залина . (Залина подходит к своей таблице «Орнаменты табасаранских ковров»)
(А.З.) «Для своего сообщения я подготовила такую таблицу. В ней представлены разные виды ковровых орнаментов. Для табасаранских ковров характерны геометрические стилизации природы, животных, растений, чередующиеся медальоны, многоугольные остроконечные фигуры, розетки. Отличительные детали табасаранских ковров — маленькие узоры внутри больших, а те внутри более крупных фрагментов. Каждый узор выделен темной окантовкой. Светлые цвета на ковре не пересекаются друг с другом. Названия каждому узору давались по имени ковровщицы, придумавшей его или по тому, что изображает рисунок.
Самые распространенные узоры табасаранских ковров:
Сафар. Орнамент в виде стилизованных растений, овец и людей. По преданию, узор назван в честь ковровщицы по имени Сафар, потерявшей своего возлюбленного пастуха.
Мехер. Центральный мотив, в виде цветка с симметричными лепестками, шестиугольников или квадратов. Пустое пространство полотна заполнено мелкими геометрическими орнаментами.
Основные виды композиций южно-дагестанских ковров:
Каймовый. Бордюр (кайма) — главный элемент ковра. Остальное полотно заполнено мелкими узорами.
Центрический. Изображение медальона (центральной фигуры).
Фоновый. Весь орнамент состоит из средних или мелких узоров.
Каждый табасаранский ковёр неповторим.
Педагог: А почему неповторим? «Потому что мастерица каждый раз выдумывала что-то новое, добавляла какой то новый элемент узора , меняла цвета и т.д.»
Педагог: Молодец Залина , спасибо тебе. Дагестанские ковры богато орнаментированы . Многие узоры произошли от окружающих наших предков предметов.
III этап. Игровой момент (фронтальный опрос)
Педагог: А сейчас мы с вами поиграем в небольшую игру-разминку, и проверим ваши знания по народным художественным промыслам России и Дагестана. Включается слайды. Дети поднимают руки, педагог жестами вызывает их к ответу. Педагог старается спросить каждого ребенка.
Педагог: Молодцы, ребята все справились.
IV этап Практическая работа
Мотивация к учебному действию. Я в вас верю, у вас все получится. Вы хорошо знаете теорию народного искусства, а сейчас вам предстоит продемонстрировать свои практические умения и навыки составлять орнаментальные композиции , работать с кистями и красками.
2 .Практическая работа. Объяснение задания. Итак, мы с вами подошли непосредственно к практической работе. Перед вами на столах разложены альбомы , листочки в клетку , гуашь, кисти для работы , фотографии ковра « Сафар», таблицы с образцами ковровых изделий из книги Марата Мирзоевича Байрамбекова «Дагестанский народный орнамент». Ваша работа будет состоять из двух заданий. Сначала вы, как настоящие табасаранские мастерицы нарисуете по 1-2 элементы орнамента «Сафар » на листе в клетку, а затем разбившись на группы из трёх человек составите из них композицию декоративного коврика - подушки на сиденье стула. Мои дорогие мастерицы и мастера, начинаем творить красоту! Включается видеофильм, в котором демонстрируется весь процесс изготовления ковровых изделий от получения волокна (шерсти) до получения коврового изделия на ткацком станке. В ходе практической части педагог делает несколько важных замечаний, относительно технической стороны работы и особенностей выполнения рисунка на бумаге в клетку, предупреждает детей об аккуратности и взаимной вежливости в работе. Подходя к каждому ребенку, педагог отмечает его ошибки и хвалит за старательность и аккуратность в работе.
Педагог: Старайтесь не нажимать на кисточку, линия узора должна быть ровной, не прерывистой. Работайте кончиком кисти. Коврик нужно обрамлять каймой по краю, это придает узору законченность. Обращает внимание на ключевые моменты видеофильма
– Педагог: Обратите внимание , что орнамент «сафар» имеет характерную отличительную особенность . В нём нет традиционных медальонов . « Сафар» в переводе означает « звёздное небо» и состоит из мелких и крупных элементов разбросанных по фону ковра. В идеале фон ковра мастерицы ткали в тёмно-синем цвете, что очень напоминало звёздное небо. Также ковры «Сафар» имели белый и красный фон .
Педагог обозначает завершение первой части задания призывом к ребятам заканчивать начатую работу, чтобы перейти ко второй части – составлению декоративной композиции ковра-подушки . После первой части практической работы (выполнение элементов ковра), дети собирают и откладывают в сторону палитры, кисти и краски, раздают клеи-карандаши и, разбившись в группы по три человека (по местам) начинают отбирать лучшие работы, получившиеся в мини-группе с тем, чтобы лучшим образом расположить их на фоне.
Педагог, отвечая на вопросы ребят: Ребята, формат вашего фона квадратный - вы можете строить композицию, как по вертикали, так и по горизонтали соблюдая симметрию.
Готовые работы педагог собирает и вывешивает на мольберты для всеобщего рассмотрения.
V этап. Завершение работ. Подведение итогов
Рефлексия. Ребята, вы все молодцы, справились с работой. У вас получились замечательные композиции. Вам понравилось занятие? Как вы себя ощущали в роли табасаранских мастеров и мастериц? Поняли, как непросто создается красота? Сейчас наши традиционные ковры отошли в сторону уступая место турецким и иранским коврам . Это объясняется тем ,что они требуют постоянного ухода и не совсем вписываются в дизайн современных интерьеров. Но наши ковры красивы , имеют характерный колорит и долговечны в использовании .Хотелось бы вам иметь табасаранские ковровые изделия дома?
Молодцы, ребята, в завершении нашего занятия, я хочу вам сказать очень важные слова. Мы табасаранцы-наследники богатой древней художественной культуры, которую мы обязаны изучать и беречь, чтобы передать нашим потомкам. Вам я желаю увлечься нашей культурой, это очень интересное и увлекательное занятие. До свидания, успехов, спасибо за внимание и понимание.
Используемая литература:
1.М.М.Байрамбеков « Народный орнамент Дагестана», издание НИИ педагогики , Махачкала -2001г.
2.Дебиров П.М. « История орнамента Дагестана» ,издание «наука»2001г.
3.Интернет ресурсы