СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление и реализация программ с использованием массивов

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме"Составление и реализация программ с использованием массивов"

Просмотр содержимого документа
«Составление и реализация программ с использованием массивов»

План-конспект урока по теме «Составление и реализация программ с использованием массивов»

Тип урока: урок обобщения и систематизации;

Цели:

Образовательные:

- повторение основных понятий, формул, правил написания программ с использованием массивов;

- углубление, обобщение и систематизация знаний по темам «Арифметические действия над элементами массива», «Преобразование элементов массива» и «Поиск элементов массива».

Развивающая:

- развитие познавательного интереса, умений выделять основное;

Воспитательная:

- воспитывать дисциплинированность и усидчивость.



Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Структура урока:

  1. Организационный момент (2 мин);

  2. Обобщение и систематизация знаний (20 мин);

  3. Решение задач (20 мин.);

  4. Подведение итогов (3 мин.).



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент (2 мин.)



Здравствуйте!

Присаживайтесь.

Отметим отсутствующих.

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Повторить §5 - §10

2

Обобщение и систематизация знаний (20 мин.)



Откройте тетради и запишите дату и тему: «Составление и реализация программ с использованием массивов»



Сегодня на уроку мы повторим основные понятия, формулы, правила написания программ с использованием массивов;



И так, начнём с описания, заполнения и вывода массива.



Ответьте на следующие вопросы:



  1. Какими способами можно задавать массив?

Константой, генератором случайных чисел, ввести с клавиатуры.


  1. Как сформировать массив из 10 элементов, через константу.

Const A:array[1..9] of integer = (9, 10, 8, 7, 8, 6, 9, 9, 5, 7, 10, 6);


  1. Опишите массив из 9 элементов, в котором хранятся отметки 9-го «А» класса, не используя констант.

Var a: array[1..9] of integer;


Перед вами фрагмент кода программы:

Program massiv;

Var Arr: array [1..12] of integer;

i, k, s: integer;

Sred: real;



Что за раздел программы вы видите?

Массив из 12 элементов, переменные.


Какое имя у массива?

Arr


Сколько элементов в массиве?

12


Какие переменные и каких типов описаны?

i, k, s – целочисленный,

Sred – вещественный.


Сейчас вам будут представлены фрагменты кодов программ, вам нужно будет ответить, что выполняет каждый из них.



  1. Что находит данный фрагмент кода программы?

k:=0;

for i:= 1 to N do k:=k+1;

writeln(k);

Количество элементов


  1. Что находит данный фрагмент кода программы?

S:=0;

for i:= 1 to 10 do

if A[i]

writeln(S);

Сумму отрицательных элементов


  1. Что находит данный фрагмент кода программы?

P:=1;

for i:= 1 to 14 do

if A[i]0 then P:=P*A[i];

writeln(P);

Произведение положительных элементов


  1. Что выполняет данный фрагмент кода программы?

S:=0;

for i:= 1 to 10 do

if A[i] mod 5=0 then S:=S+A[i];

writeln(S);

Сумму элементов кратных пяти.


  1. Что выполняет данный фрагмент кода программы?

for i:= 1 to 12 do

if A[i]

Поиск и вывод элементов, меньших 6


  1. Что находит данный фрагмент кода программы?

k:=0;

for i:= 1 to 10 do

if A[i] mod 2=0 then k:=k+1;

writeln(k);

Количество чётных элементов


  1. Что выполняет данный фрагмент кода программы?

for i:= 1 to 15 do

begin

A[i]:=A[i]*3;

Write (A[i]:4);

Увеличивает элементы в 3 раза и выводит в новый массив


  1. Что выполняет данный фрагмент кода программы?

for i:= 1 to 5 do A[i]:=random(21);

for i:= 1 to 5 do write (A[i]:4);

writeln;

B:=A[3]; A[3]:=A[5]; A[5]:=B;

for i:= 1 to 5 do write (A[i]:4);

Вывод массива до замены. Меняет местами 3-ий и 5-ый элементы массива и выводит все элементы после замены.


Исходя из всего что, мы повторили. Какие команды обработки массива вы знаете на сегодняшний момент?

- выполнение арифметических действий над элементами массива;

- преобразование элементов массива;

- поиск элементов массива;


Решение любой задачи с помощью компьютера содержит несколько этапов:

I. Определение исходных данных (что дано?).

II. Определение результатов (что требуется найти?).

III. Описание переменных (определение типов данных).

IV. Составление алгоритма решения задачи.

V. Написание и отладка программы.

VI. Тестирование программы.



А теперь с помощью данных этапов, разберём пример 3 в учебнике на стр. 60.



В лабораторной работе измеряют массу m и ребро a образцов кубической формы (рис. 2.10). Составить программу для расчета плотности вещества. Данные измерений вводятся с клавиатуры. Результаты измерений и вычислений выводятся в таблицу.




И так, по плану первый пункт это исходные данные. Что дано нам в данной задаче?

I. Исходными данными являются количество образцов, масса и размер каждого из них. Будем вводить эти данные с клавиатуры и помещать соответственно в массивы m и a. Индексом массивов будет номер образца от 1 до 5.



Второй пункт, определение результатов. Что требуется найти в этой задаче?

II. Требуется вычислить и вывести в таблицу плотность вещества каждого образца. Чтобы не создавать еще один массив, будем производить вычисления непосредственно при выводе в процедуре writeln().



Третий пункт, описание переменных. Какие типы данных и для чего мы будем использовать в нашей задаче?

III. Масса измеряется в граммах, а размер в сантиметрах с точностью до одного десятичного знака (вещественный тип). Таким образом, переменные могут быть описаны так:

var m, a: array[1..5] of real;

i: integer;



Четвёртый пункт, составление алгоритма решения задачи.

IV. Алгоритм решения задачи основан на использовании формулы плотности вещества

d = m/v = m/a3 .

Вычисление и вывод результатов в таблицу производятся в цикле for.



Пятый пункт, необходимо написать программу. Нам облегчили нашу задачу, она уже написана.

V. Программа имеет вид:

program Primer;

var m, a : array[1..5] of real;

i: integer;

begin

writeln(‘попарно вводите массу (в г) и ребро (в см) образцов’);

for i:=1 to 5 do readln (m[i], a[i]);

writeln('образец : масса : ребро : плотность');

for i:=1 to 5 do

writeln(i:4, m[i]:10:2, a[i]:9:2, m[i]/(a[i]*a[i]*a[i]):10:2);

end.


А что у нас последним пунктом? У вас на компьютерах, так же загружена данная задача, протестируете её.

VI. Протестировать программу.

4.

Решение задач (20 мин.)



Хорошо, самое главное вспомнили теперь закрепим ваши знания самостоятельным решением задач. (Раздаю карточки)

Не забываем, что, первая задача у вас загружена на компьютерах, вам необходимо её протестировать.

Присаживайтесь за компьютеры, и приступайте к решению задач.



Задание 1.

Сформировать массив n (n

-2. Вывести элементы массива до и после замены.


Program primer;

var A: array[1..50] of integer;

n, i: integer;

begin

write('введите количество чисел (

read(n);

for i:=1 to n do {заполнение массива случайными числами}

A[i]:=random(41)-20; {на промежутке [ – 20, 20]}

for i:=1 to n do write (A[i]:4);{вывод элементов до замены}

writeln; {курсор с новой строки}

for i:=1 to n do

if A[i]0 then A[i]*-2;

for i:=1 to n do write (A[i]:4);{вывод элементов после замены}

end.



Задание 2. Сформировать массив n (n

Program primer;

var A: array[1..50] of integer;

max, n, i: integer;

begin

write('введите количество чисел (

read(n);

for i:=1 to n do {заполнение массива случайными числами}

A[i]:=random(41)-20; {на промежутке [ – 20, 20]}

for i:=1 to n do write (A[i]:4);{вывод элементов до замены}

writeln; {курсор с новой строки}

max:=A[1];

for i:=1 to n do

if A[i]max then A[i]:=max;

writeln(max);

end.


Задание 3. На складе хранятся товары. Известна цена и количество каждого товара. Составить программу для определения суммарной стоимости всех товаров.


program Primer;

var cena, K: array[1..20] of integer;

n, i, Sum: integer;

begin

write(‘введите количество видов товаров (n

read(n);

writeln('товар цена к-во');

for i:=1 to n do

begin

write(i:3,' '); read(cena[i], K[i]);

end;

Sum:=0;

for i:=1 to n do

Sum:=Sum + cena[i]*K[i] ;

writeln(‘суммарная стоимость товаров = ’, Sum);

end.

5.

Подведение итогов (3 мин.)



Молодцы, сегодня все хорошо поработали на уроке, вспомнили всё, что необходимо для написания самостоятельной работы. У кого-нибудь есть ко мне вопросы по материалу?

(Выставляю отметки)

Урок окончен. До свидания!




Студент практикант Андросюк С.В.

Учитель по информатике Шабанова О.Я

Методист по информатике Савчук Л.Н.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!