СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Составление индивидуальных корреционно - развивающих программ развития детей с интеллектуальной недостаточностью».

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

           «Составление индивидуальных корреционно - развивающих программ развития детей с интеллектуальной недостаточностью».

Просмотр содержимого документа
««Составление индивидуальных корреционно - развивающих программ развития детей с интеллектуальной недостаточностью».»

«Составление индивидуальных корреционно - развивающих программ развития детей с интеллектуальной недостаточностью».

Важное место в коррекционной работе занимает разработка индивидуальных корреционно - развивающих программ. Содержание этого вида деятельности рассмотрим на конкретном примере.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с учащимся «2 В» класса Сергеем Ч.

Краткие сведения: поступил во второй класс КРО на основании решения ПМПК округа, анамнез отягощен, занятия дефектолога ранее не посещал, на диспансерном учете у специалистов не состоит.

Проблемы: стойкие трудности формирования навыков чтения и письма.

Результаты обследования: см. дефектологическое представление.

Планируемые сроки реализации программы: сентябрь-январь с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут (40 занятий).

Дефектологическое представление на учащегося

Фамилия, имя, отчество: Сергей Ч.

Школа» __, класс: 2 класс КРО

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, появления негативизма, реакции на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций): в контакт вступает легко, адекватно реагирует на предлагаемые задания.

Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие мелких мышц руки.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает): испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования не сформирован, самостоятельно инструкцию прочитать не может.

Обучаемость:

-восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь): нуждается в помощи направляющего и обучающего характера;

-способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет частично, требуется дополнительное время на закрепление навыка.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/инертность действий, самоконтроль): основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляци учебно-познавательной деятельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания.

Темп работы (на учебном и неучебном материале): снижен в результате слабой организованности.

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): средняя, часто отвлекается, при этом интеллектуальную нагрузку выдерживает.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует нижней границе нормы.

Сформированность пространственно-временных представлений: сформированы недостаточно.

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости, дифференцированности зрительного восприятия, незначительное недоразвитие слухомоторной координации.

Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.

Особенности памяти: сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.

Особенности мышления:

-уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;

-словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.

Особенности конструктивной деятельности: испытывает трудности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определении правильного пространственного расположения частей, недостаточно руководствуется образцом.

Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низкая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.

Сформированность учебных навыков: затруднения в формировании и закреплении учебных навыков осложняются семейной ситуацией социально-педагогической запущенности.

Математика:

- сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;

-вычислительный навык: навык сформирован на уровне низкой границы программных требований;

-навык решения задач: испытывает трудности;

-характерные ошибки.

Русский язык:

-навык каллиграфического письма: не сформирован (не отвечает требованиям программы), не запоминает прописные буквы;

-навык орфографического письма под диктовку: не сформирован;

-списывание текста: трудности перекодировки печатных букв в прописные;

-выполнение грамматических заданий: выполняет устно некоторые задания;

-характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.

Чтение:

-темп чтения: не сформирован навык чтения;

-способ чтения -

-понимание прочитанного -

-навыки работы с текстом -

-характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.

Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): выражено не сформирована внутренняя позиция школьника, учебная мотивация, произвольность; учебные задачи принимает формально, не проявляет поисковой и познавательной активности.

Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.

Планируемые мероприятия специалиста: занятия с дефектологом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.


Дата обследования Подпись специалиста



Направления коррекционной работы


  1. Сенсомоторное развитие:

-развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв;

-развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;

-развитие тактильных ощущений;

-развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ;

-развитие тонкости и целенаправленности движений;

-развитие кинестетических основ движения;

-развитие межполушарного взаимодействия.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечеркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождения сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «Подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Змейка»; игра «Волшебный мешочек»; игра «Узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «Волшебный мешочек»).

  1. Формирование пространственных представлений:

-формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;

-формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);

-формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);

-развитие пространственного праксиса;

-развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения (ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; пространственный праксис (наглядный и речевой варианты проб Хеда); определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты).


  1. Развитие мнемических процессов:

-тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;

-произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;

-развитие тактильной и кинестетической памяти.

Средства: дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки», игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв).


  1. Развитие межанализаторных систем, их взаимодействие:

-развитие слухомоторной координации;

-развитие зрительно-моторной координации;

-развитие слухозрительной и зрительно-двигательной координации;

Средства: дидактические игры и упражнения (двигательное воспроизведение ритмических структур; графические диктанты (по словесной инструкции); выбор из предложенных вариантов условных графических изображений ритмических фигур одного, соответствующего слуховому образцу (проба Х. Бирча и Л. Бельмонт); выстукивание ритмической структуры по зрительному (графически представленному) образцу; графическое отображение (запись) воспринятой на слух ритмической структуры; срисовывание образцов узоров, точек; дорисовывание симметричных изображений букв, предметов; рисование серии изображений из полуовалов и линий по образцу, по памяти (методика С. Борель – Мезонни).


  1. Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности:

-регуляция простейших двигательных актов;

-формирование умения ориентировки в задании;

-формирование умения планирования этапов выполнения задания;

-формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;

-формирование умения осуществлять словесный отчет о совершаемом действии и результате.

Средства: : дидактические игры и упражнения (анализ инструкции к заданию, образца: «Что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «Что я буду сделать сначала? 9Ч6то я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «Сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «Что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: «Как я выполнял работу?»; игры «Найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «Помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.


  1. Формирование навыка письма.

Средства: развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу; заучивание графем, соотнесение с соответствующим звуком речи; актуализация и закрепление навыка звукобуквенного анализа слова; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); слуховые диктанты.


  1. Формирование навыка чтения.

Средства: заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктаты (схематическая запись слов, предложений).

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырех до шести направлений). Обязательными условиями при проведении занятий являются: планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, по- степенный переход от совместной деятельности с педагогом к совместной работе учащегося.

Здесь приведена лишь часть содержания коррекционной работы, которую учитель-дефектолог планирует на определенный период времени. По окончании этого периода на основе анализа результатов проведенной работы принимается решение либо об ее завершении, либо о продолжении. В последнем случае вносятся необходимые коррективы, могут быть включены другие направления, например, развитие и коррекция мыслительной деятельности. Коррекционно-развивающую работу с ребенком, кроме учителя-дефектолога, проводят и другие специалисты – логопед, психолог.


Протокол заседания школьного психолого-медико-педагогического консилиума: «Составление индивидуальной комплексной коррекционно-развивающей программы развития учащегося»

Повестка: составление индивидуальной комплексной коррекционно-развивающей программы развития учащегося 3 класса Павла Я.

Присутствовали: зам. директора по экспериментальной работе – председатель консилиума, зав. диагностико—консультативной лабораторией школы, психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, психиатр, учитель начальных классов (классный руководитель).

Заслушали: выступления специалистов, наблюдающих учащегося, учителя.


Заключение психиатра

Краткие сведения об учащемся: трудности поведения Павла Я. в школе отмечались с начала обучения. С первого класса учащийся был переведен на надомное обучение. Со второго класса и по настоящее время обучается в условиях системы КРО, состоит на диспансерном учете.

Ребенок остается двигательно расторможенным, раздражительным, аффективно возбудимым, нарушает дисциплину в классе. Невнимателен, внимание привлекаемо с трудом и на короткое время, быстро истощается.

Ребенок родился от первой, нормально протекавшей беременности, роды на сроке 36 недель, родился с обвитием пуповины вокруг шеи, закричал не сразу.

Раннее развитие своевременное, речевое развитие с задержкой. С 1,5-2 лет стал беспокойным, непослушным, чрезвычайно подвижным. Играть целенаправленно мог только при участии взрослых. С 3 лет поступил в ДОУ, где быстро адаптировался. В 4 года в связи с задержкой развития был переведен в группу для детей с ЗПР. Отмечалась неровность поведения, ребенок не подчинялся требованиям воспитателей, были конфликты с детьми. Мать заметила, что в 3,5 года поведение сына изменилось после ее развода с отцом ребенка. На ситуации развода свое внимание ребенок не фиксировал, о папе спрашивал редко, но стал непослушным, грубым, общаться с ним становилось все тяжелее.

Наблюдался невропатологом с рождения, были выявлены изменения на ЭЭГ, получал лечение и получает терапию до настоящего времени. Проходил лечение амбулаторно и в стационаре.

В настоящее время результаты ЭЭГ в пределах нормы, ЭХО-ЭГ – норма. В клинической картине имеет место задержка психоэмоционального развития, в структуре которой преобладает выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы в сочетании с расстройствами психопатоподобного круга (повышенная аффективная возбудимость, конфликтность, драчливость, двигательная расторможенность). Лечение получает.

Рекомендации: продолжить лечение, необходимы занятия с психологом, дефектологом.


Заключение дефектолога

Краткие сведения: Павел Я. обучается в классе КРО со 2 класса.

Медицинский статус: анамнез отягощен, состоит на ДУ психиатра..

Заключение обследования.

Специфические особенности учебной деятельности и трудности формирования учебных навыков ребенка обусловлены резидуально-органической симптоматикой поражения ЦНС и рядом энцефалопатических расстройств синдром психомоторной возбудимости, аффективная неустойчивость).

В основе структуры дефекта – нарушение произвольного компонента деятельности. Психическая активность слабоконтролируема ребенком, выраженно снижен уровень осознанной саморегуляции познавательной деятельности, нарушено произвольное внимание (его объем, устойчивость, концентрация, распределение, переключение).

В процессе выполнения тестовых заданий учащийся показал средний уровень продуктивности их выполнения (за исключением проб на внимание). Снижение некоторых показателей во многом было связано с большим количеством импульсивных действий. При организующей помощи педагога число ошибочных ответов сокращалось.

Сформированность высших психических функций.

Восприятие характеризуется малой дифференцированностью (что включает симптомокомплекс при синдроме дефицита внимания). Узнавание реалистических, зашумленных, наложенных изображений у ребенка не вызывало трудностей. Ошибки были допущены в тех заданиях, когда количество анализируемых объектов значительно увеличивалось. Пробы на слухомоторную координацию по подражанию были выполнены без ошибок. Затруднения возникали в пробах по речевой инструкции, что связано с недостаточностью речевой регуляции действий.

Пространственная ориентация сформирована на элементарном уровне. При назывании признаков времен года учащийся ограничился очевидными, затруднялся в дифференцировании схожих сезонных изменений.

Память: объем зрительной памяти – 7 единиц, слуховой – 4 единицы, что соответствует среднему значению (субтест Векслера).

Внимание. Пробы на внимание вызывали отказ от деятельности, негативную реакцию, возрастала нервозность, возникали вспышки гнева. Выполнение проб: обратный счет (субтест Векслера) – 2 единицы – соответствует низкому значению показателей внимания; таблица Шульте – 2 мин.17 сек.; нахождение фигуры по образцу из ряда подобных – не выполнил.

В мыслительной деятельности – развитие наглядно-образного мышления на уровне показателей возрастной нормы. При конструировании кубиков Коса отмечались трудности пространственного анализа расположения деталей.

Выполнение заданий словесно-логического плана вызывало определенные трудности. При установлении последовательности серии сюжетных картинок требовалась стимулирующая помощь взрослого (определение первой картинки последовательности). Трудности были связаны с импульсивностью, слабой направленностью внимания.

Учащийся затрудняется в понимании скрытого смысла сюжетной картинки, текста. Но при этом хорошо воспринимает помощь направляющего характера со стороны взрослого, правильно отвечает на наводящие вопросы педагога. Обобщение производит по функциональному признаку в сочетании с обобщением по существенному. На интуитивно-практическом уровне дал 70% правильных ответов, на словесно-логическом – 50%. Задание «Простые аналогии» выполнил правильно, работая самостоятельно.

В речевом развитии отмечаются трудности построения речевого высказывания, обусловленные нарушением функций программирования и контроля. Общее речевое развитие – в пределах нижней границы нормы.

Организация деятельности: структурные компоненты деятельности сформированы слабо (планирование, целеполагание, реализация, контроль), учащийся допускает много импульсивных реакций, у него слабо выражена способность к волевому усилию. Деятельность хаотична, отсутствует произвольный самоконтроль. Собственно учебная мотивация, уровень самостоятельной работы сформированы на низком уровне.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется неспособностью к волевому усилию, эмоциональной лабильностью, склонностью к аффективным реакциям (в ситуации неуспеха – слезы, агрессия). В процессе работы над заданиями быстро устает по причине высокой пресыщаемости.

Рекомендации: коррекция в условиях реализации комплексной программы развития (психолог, дефектолог, врач-психиатр).


Заключение логопеда

Словарный запас в пределах обиходно-бытовой тематики, звукопроизношение, фонематический слухи грамматический строй речи не нарушены. Отмечается недоразвитие связной речи.

На письме стойких ошибок, характерных для дисграфии, нет. Вместе с тем наблюдаются единичные несистематические пропуски букв, которые скорее обусловлены дефицитом внимания. Многочисленные орфографические ошибки и многократно сделанные исправления придают письменным работам крайне небрежный вид. В логопедических занятиях не нуждается, в то же время педагогу для работы на уроке следует рекомендовать:

1)сократить объем письменных работ с целью увеличения времени на отработку навыка аккуратного внимательного письма;

2).способствовать развитию функции самоконтроля, используя для этого опорные схемы, памятки, алгоритмы решения орфографических задач;

3)для тренировки функции внимания использовать дополнительные упражнения, основанные на грамматическом и лексическом материале.

Заключение психолога

Павел Я. воспитывался в неполной семье. Родители развелись, когда ребенку было 3 года, что послужило причиной изменений в поведении ребенка. Отношение мамы к проблемам ребенка скорее формальное. Рекомендации врачей, психолога, педагога выполняются ею частично. Большую часть времени ребенок проводит с дедушкой, который его часто ругает, наказывает.

Выполняя тест «Кинестетический рисунок семьи», Павел рисовал обстановку квартиры, при этом одного листа бумаги ему не хватило. В начале работы долго отказывался выполнять задание, не знал, что рисовать. В результате из членов семьи нарисовал одного дедушку, себя не нарисовал.

Личностные характеристики ребенка: высокий уровень тревожности, низкая самооценка, мотивационно-волевая сфера слабо сформирована. Результаты анкеты по изучению школьной мотивации показали низкий уровень ее сформированности. Несмотря на желание ходить в школу, учащийся не готов к волевому и длительному интеллектуальному усилию, преодолению трудностей. Павел негативно относится к неуспеху. Школа его привлекает переменами, возможностью общения, положительным контактом с педагогом.

Познавательная и учебная деятельность.

Ребенок правша. Выявлен низкий уровень произвольности и самоконтроля (методика «Запрещенные слова»). Интеллектуальное развитие в пределах нижней возрастной нормы.

Эмоциональный фон нестабилен, поведение агрессивно, повышена возбудимость двигательная и аффективная.

В деятельности повышена утомляемость, темп в начале работы средний, к концу – либо отказывается от ее продолжения, либо выраженно замедляет темп.

Коммуникативные навыки не развиты по возрасту: в общении используют стратегию конфликта, решает конфликт дракой, часто неадекватно обижается на детей. В рисунке человека проявляется стремление ребенка к общению. В беседе использует компенсаторное фантазирование, говоря, что у него много друзей в классе. Общий фон рисунков («Рисунок человека», «кинестетический рисунок семьи», «Несуществующее животное»): небрежное и неряшливое выполнение, что указывает на импульсивность, также отмечается тревожность, склонность к агрессии, проблемы с общением.

Рекомендуются: наблюдение у психиатра, работа дефектолога и психолога. Необходимо включение социального педагога для работы с семьей.

Заключение педагога

Основной проблемой, по которой Павел Я. испытывает трудности в школе, является его поведение на уроке. Учащийся не удерживает поведенческих норм и правил, нарушает дисциплину, может игнорировать замечания педагога, не выдерживает весь урок. Продуктивность работы на уроке и поведение часто зависят от настроения учащегося. Павел крайне негативно реагирует на неудачи, часто плачет. Эмоционально воспринимает оценку педагога. Во время урока может отказаться от выполнения не понравившихся ему заданий.

Учебные навыки сформированы на среднем уровне, любимый предмет – природоведение. Испытывает трудности по русскому языку, допуская большое количество орфографических ошибок. Орфографические правила учащийся понимает, но затрудняется в их использовании. По математике допускает ошибки при вычислениях, испытывает трудности при решении задач, т.к. торопится с ответом, не желает подумать. Чтение невыразительное, прочитанное понимает.

Самостоятельно работает плохо, требует одобрения, контроля взрослого.

С одноклассниками конфликтует.

Родители мало помогают ребенку, все сводится к изоляции и наказанию.

Заключение: требуется индивидуальное внимание, нарушено поведение, нуждается в коррекционных занятиях специалистов.


Планирование коррекционной работы специалистов,

составление комплексной индивидуальной программы развития и коррекции учебно-познавательной деятельности и личностной сферы учащегося


Рекомендации педагогу

  1. Следует создавать на уроках и во внеучебной деятельности ситуацию успеха, способствующую повышению самооценки школьника, посредством одобрения продуктивной работы, указания на хорошо выполненную часть задания и т.п. При этом необходимо оставаться объективным в оценке конечного результата работы, выставлении отметки.

  2. Отмечать и хвалить на уроке (или в конце урока) ребенка за правильное поведение, комментируя и одобряя его положительные поступки. В то же время постараться ограничить количество замечаний, не усиливая внимания учащегося на негативных поступках.

  3. Учить школьника ориентировке в задании, планированию предстоящих действий, требовать от него словесного отчета о проделанной работе. Развивать навык самоконтроля.

  4. Дозировать предъявляемую ученику помощь и внешний контроль, осуществляя постепенный переход от работы под контролем взрослого к самостоятельной работе.

  5. При переходе от одного вида деятельности к другому переключать внимание ребенка специальными приемами.




Программа коррекционной работы дефектолога

I блок. Коррекция произвольности экстериоризированных ( внутренний способ действий становится внешним) действий:

-умение произвольно направить свое внимание на мышцы, участвующие в движении (упражнения на праксис позы, пробы Хэда);

-умение различать и сравнивать мышечные ощущения (упражнения на кинестетический праксис, подражательное повторение действий ведущего: напряженных – расслабленных, резких – плавных, частых – медленных и др.);

-умение определять соответствующий характер ощущений, характер движений, сопровождаемых этими ощущениями: напряжение – расслабление, сила – слабость;

-умение менять характер движений, опираясь на контроль мышечных ощущений (по условным обозначениям, по словесной инструкции);

-умение волевой регуляции экстериоризированных действий: реакция выбора движения, конфликтная произвольная деятельность (кулак – палец).

II блок. Формирование произвольности интериоризированных действий.

1.Формирование активного произвольного внимания, волевого усилия.

Формирование свойств внимания:

-объем внимания («Найди два одинаковых предмета», «Точки»);

-переключение внимания («Найди отличия», модификация таблицы Шульте, корректурные пробы, кодирование, рисование одновременно правой и левой рукой);

-устойчивость и концентрация внимания (графические диктанты – «вышивка», срисовывание по клеточкам, «лабиринты», отыскивание слов в ряду букв).

2.Формирование «внимательного письма» на основе планомерно-поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина). Данная методика (Лидерс А.Г., 1992) направлена на формирование контрольных действий проверки ошибок в текстах по русскому языку как одного из компонентов внимательного письма.

III блок. Формирование целенаправленной деятельности:

-умение принимать и удерживать многозвеньевую инструкцию, воспринятую на слух и прочитанную самостоятельно;

-умение ориентироваться в задании;

-умение планировать предстоящие действия (работа по алгоритму; предварительное проговаривание предстоящих действий);

-умение внешнеречевого - контроля за выполняемой деятельностью (словесные отчеты – поэтапные и итоговые);

-умение производить операцию сличения с намеченным планом, образцом (промежуточный и итоговый контроль);

-умение осуществлять самоконтроль по результатам действий.

Используемые упражнения: игры на конструктивный праксис, выполнение заданий по образцу, аналитические задачи.


Программа психологических занятий

I этап программы направлен на формирование умения сконцентрировать внимание на самом себе, на собственных ощущениях. На этом этапе проводятся тактильные и сенсорные занятия (работа с песком и водой, размазывание глины и красок руками по разным поверхностям); произвольные игры в комнате для игровой терапии.

II этап программы включает в себя упражнения на релаксацию и дыхание, направленные на формирование умения расслабить свое тело, способствующие развитию навыка самоконтроля за своим состоянием («Драка», «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Подарок под елкой», и т.д.).

III этап программы включает игры на тренировку одной функции. Внимание «Найди отличия», «Запрещенное движение». Контроль двигательной активности: «Разговор руками». Контроль импульсивности: «Говори», «Съедобное - несъедобное».

Игры на тренировку двух и трех функций. Внимание и контроль импульсивности: «Кричалки – шепталки – молчалки», «Гвалт».

Внимание и контроль двигательной активности: «Колпак мой треугольный», «Расставь посты», «Замри».

По завершении трех этапов программы необходимо продолжение занятий в группе, повышающих самооценку и снижающих тревожность.

Решение консилиума:

  1. Принять за основу комплексной программы рекомендации специалистов, предложенное планирование коррекционной работы психолога, учителя-дефектолога.

  2. Проводить корреляцию результатов работы специалистов с учебными успехами ребенка, наблюдениями врача.

  3. Довести до сведения родителей решение и рекомендации консилиума, провести для мамы дополнительную разъяснительную консультацию с целью ее включения в коррекционно-развивающий процесс реабилитации ребенка.

  4. Установить динамическое наблюдение за развитием учебно-познавательной деятельности учащегося, его эмоционально-личностного и социального развития, о результатах которого докладывать на очередных заседаниях консилиума.

Приложения

Дефектологическое представление на учащегося

Фамилия, имя, отчество: Павел Я.

Школа №__класс КРО.

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (контактность, проявления негативизма, реакции на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций): эмоционально лабилен, в ситуации неуспеха реагирует аффективно, может заплакать, в контакт вступает легко.

Развитие общей и мелкой моторики: слабовыраженное недоразвитие мелких мышц руки.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает): инструкция в целом доступна, но иногда требуется разъяснение в связи с низкой речевой регуляцией действий.

Обучаемость:

-восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь): требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого; к помощи восприимчив;

-способность переноса на аналогичные задания: перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, наличие ориентировочного этапа, использование рациональных способов действий, импульсивность/инертность действий, самоконтроль): структурные компоненты деятельности сформированы слабо, допускает много импульсивных реакций, слабо выражена способность к волевому усилию. Деятельность хаотична, отсутствует самоконтроль.

Темп работы (на учебном и неучебном материале): нестабилен, средний - ниже среднего, снижение связано с особенностями эмоционально-волевой сферы, мотивацией.

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях): отмечаются быстрая истощаемость, пресыщаемость (в анамнезе органическая симптоматика).

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: соответствует нижней границе нормы.

Сформированность пространственно-временных представлений: ориентация в схеме тела, в ближайшем пространстве, понимание предлогов – не нарушены, слабая дифференцированность признаков времен года, некоторые трудности в понимании лексико-грамматических категорий.

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомоторная координация, стереогноз): зрительное восприятие и стереогноз без особенностей, трудности в пробах на слухомоторную координацию в связи с невозможностью удерживать речевые звенья инструкции

Особенности внимания: снижение уровня показателей свойств внимания; внимание низкопродуктивное.

Особенности мышления:

-уровень развития наглядных форм мышления: в пределах возрастной нормы;

- словесно-логическое мышление: трудности аналитико-синтетической деятельности, незначительное снижение функции обобщения.

Особенности конструктивной деятельности: трудности при анализе частей узора на ориентировочном этапе, в условиях оказания помощи планирующего характера задание выполняется на среднем уровне продуктивности.

Сформированность учебных навыков

Математика:

-сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;

-вычислительный навык: навык сформирован;

-навык решения задач: испытывает трудности;

-характерные ошибки: невнимателен, допускает много импульсивных действий.

Русский язык:

-навык каллиграфического письма: несформирован на достаточном для возраста уровне, работы крайне небрежные;

-навык орфографического письма под диктовку: допускает большое количество орфографических ошибок, присутствуют пропуски букв;

-списывание текста: множественные исправления, пропуски букв;

-выполнение грамматических заданий: доступно понимание грамматических категорий, при выполнении допускает ошибки;

-характерные ошибки: несформирован навык внимательного письма.

Чтение:

-темп чтения: средневозрастной;

-способ чтения: целые слова;

-понимание прочитанного: не нарушено;

-навыки работы с текстом: справляется с заданиями вида: «Озаглавить текст, разделить его на смысловые части»;

-характерные ошибки: затруднен последовательный пересказ (трудности программирования и контроля целенаправленной деятельности).

Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, способы учебной работы): собственно учебная мотивация снижена, низкий уровень самостоятельной работы, неспособность к волевому усилию, нарушены планомерность деятельности, самоконтроль, произвольность.

Заключение: специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные незрелостью эмоционально-волевой сферы, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Планируемые мероприятия специалиста: формирование структурных компонентов учебно-познавательной деятельности, коррекция произвольности экстериоризированных действий, формирование произвольности интериоризированных действий, формирование навыка внимательного письма, коррекция функции внимания.

Дата обследования Подпись специалиста


Психологическое представление на учащегося

Ф.И.О. ученика: Павел Я., возраст 9 лет.

Школа №__ класс: 3 класс.

Жалобы родителей: трудности в обучении и поведении.

Жалобы педагогов: неуправляемый, рассеянный, раздражительный, плаксивый.

Сведения о семье: неполная семья, родители в разводе, мать (28 лет).

Особенности поведения, общения, привычки, интересы: гиперрасторможен, испытывает трудности в общении с одноклассниками, повышена личностная тревожность.

Сформированность социально-бытовой ориентировки: сформирована в пределах возраста.

Моторная ловкость: неловок, тонкая моторика плохо сформирована.

Ведущая рука – правая; нога – правая; ухо – правое; глаз – правый.

Характеристики деятельности:

-мотивация: низкая;

-критичность: соответствует возрасту (к себе очень критичен);

-работоспособность: низкая;

-темп деятельности: средний в начале работы, медленный к концу или отказ.

Особенности внимания: низкая устойчивость и концентрация, плохая переключаемость.

Особенности памяти: низкая граница нормы.

Характеристика интеллектуального развития: средний уровень.

Сформированность представления о пространственных и временных отношениях: сформированы.

Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка: небрежность в работах, неряшливость.

Характерные ошибки:

-при письме: пропуски букв;

-при чтении: нет;

-при счете: редкие ошибки.

Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности: высокий уровень тревожности, низкая самооценка, мотивационно-волевая сфера слабо сформирована.

Заключение школьного психолога: уровень актуального развития в пределах возраста, нарушения эмоционально-личностного и волевого развития. Рекомендуется наблюдение у психиатра, работа дефектолога и психолога, необходимо включение социального педагога для работы с семьей.

Дата обследования Подпись специалиста


Педагогическое представление на учащегося


Ф.И.О. ученика: Павел Я., возраст 9 лет.

Школа №__ класс: 3 В класс.

Общее развитие ребенка:

Осведомленность о себе и о своей семье: сведения о семье недостаточные.

Знания и представления об окружающем: сформированы на среднем уровне.

Развитие моторики: ребенок расторможен, работы в тетради небрежные.

Развитие речи: речь эмоциональная, ребенок с любопытством относится к новым словам, старается сразу узнать их значение и использовать в речи.

Отношение к школе и учебной деятельности (желание идти в школу, любимые и нелюбимые предметы, отношение к оценкам, дублирование обучения и т.п.): в школу идет с желанием, все предметы любит, если по ним все получается; к оценкам относится с повышенным эмоциональным фоном, особенно любит природоведение.

Сформированность учебных навыков:

-по математике: навыки сформированы на среднем уровне;

-по чтению: чтение вялое, невыразительное, переходит в полушепот;

-по письму: при письме допускает множественные исправления и пропуски, орфографические правила понимает, но не может их применять при диктовке.

Сформированность школьно-значимых умений:

Умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать: сформировано плохо.

Способность понять инструкцию: самостоятельно с первого раза понять затрудняется и, как следствие, ошибается при выполнении задания.

Отношение к неудаче: резко негативное.

Темп работы: ниже среднего.

Особенности семейного воспитания (из бесед с родителями): в семье воспитанием практически не занимаются, все сводится к наказанию и изоляции ребенка.

Заключение и рекомендации по коррекционно-развивающему обучению: требуется индивидуальное внимание, нарушено поведение, нуждается в коррекционных занятиях специалистов.

Дата обследования Подпись специалиста



Логопедическое представление на учащегося

Ф.И.О. ученика: Павел Я.

Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи, двуязычие и т.п.): не отмечается недостатков речи у членов семьи.

Занятия с логопедом в дошкольном возрасте: нарушение звукопроизношения (ротацизм), исправлено.

Устная речь:

-фонематическое восприятие: нарушений нет;

-звукопроизношение: без особенностей;

-состояние словаря: в пределах обиходно-бытовой тематики;

-грамматический строй речи: не нарушен;

-связная речь: недоразвитие связной речи.

Письменная речь:

-чтение: читает целыми словами, прочитанное понимает, темп средний;

-письмо: на письме стойких ошибок, характерных для дисграфии, нет, вместе с тем наблюдаются несистематические пропуски букв, которые скорее обусловлены дефицитом внимания.

Заключение: в логопедических занятиях не нуждается.

Дата обследования Подпись специалиста



Организационно-методическая работа учителя-дефектолога


Организационно-методическая работа учителя-дефектолога заключается в тщательном оформлении и систематическом ведении указанной ниже документации, а также планировании содержания своей деятельности по всем направлениям работы: диагностическому, коррекционному, консультативно-просветительскому и т.д.

Перечень документации учителя-дефектолога.

  1. Протокол первичного обследования учащегося.

  2. Журнал учета обследуемых учащихся.

Дата

ФИО

Класс

Причина

обращения

Заключение и рекомендации

5.10.07

Ваня Л.

Первичное обследование

Специфические трудности формирования учебных навыков; зачислить на занятия в коррекционную группу


3.Карта динамического развития ребенка:

-протокол обследования;

-дефектологическое представление на учащегося;

-лист наблюдений за учащимися (отражает этапы и результат коррекционной работы, динамику занятий).

4.Список учащихся, нуждающихся в занятиях у специального педагога.

5. Состав групп.

6.Журнал посещаемости занятий.

7.Перспективный план работы с группой (по ведущему нарушению).

8.Перспективный план индивидуальной работы с ребенком.

9.Журнал движения ребенка.


ФИО/класс

Дата

зачисления

Направление коррекционной работы

Вид коррекционной

работы

Дата выпуска

Примечание

Катя П./2в

15.09.08

Формирование приемов умственной деятельности

Группа№3

25.05.09

Отмечена положительная динамика, требуется продолжение коррекционной работы в следующем учебном году


10.Расписание коррекционных занятий, утвержденное завучем (методистом).

11.График работы специалиста.

Понедельник

8.00-12.00

Вторник

13.00-17.00

Среда

11.00-15.00 и т.д.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!