КГБУ «Каменский центр помощи детям,
оставшимся без попечения родителей»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ № 40
по теме «Подготовка к проживанию в замещающей семье и самостоятельной жизни»
Отведённое время 30-40 минут
Тема занятия: «Счастливая семья»
Цель занятия: воспитывать понимание истинной ценности семьи для человека
Задачи:
образовательная: расширить знания детей о понятии «семья»;
развивающая: развивать речь детей, расширять активный словарный запас;
воспитывающая: воспитывать понимание значимости каждого члена семьи.
Форма организации занятия: составление портрета семьи
Оснащение занятия: ноутбук, разрезные картинки, рамка для фото, клей.
Основное содержание занятия
Организационный момент
Начнём занятие сейчас.
Пусть всё получится у нас.
Сели все сейчас красиво,
И ведём себя учтиво.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!
Мотивационно – целевой этап
Деятельностный этап
Беседа
Слайдовая презентация
- Что такое «семья»? Семья – это дом, это родители, дети, дедушки и бабушки, это любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции. Семьи бывают разные: большие и маленькие, родные и приёмные. А что такое дом?
Дом, как известно всем давно, Это не стены, и не окно.
Даже не стулья за столом, это не дом.
Дом – это там, куда готов ты возвращаться
Вновь и вновь, яростным, нежным Добрым и злым еле живым…
Дом – это там, где вас поймут, Там, где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом – это твой дом! (слайд)
- Вы разгадали ребус, семья это всегда целых 7 Я? (видео 1)
Сегодня я вам предлагаю составить портрет одной счастливой семьи. (слайд 3 шт.)
Составление портрета
А) Какая будет семья
- Для начала решим, какая это будет семья. К каждой букве слова «семья» подбираем прилагательное (с – счастливая, е –единая, м – милая, я – яркая)
Б) Глава семьи
- Кого обычно считают главой семьи? Почему?
- Какие обязанности у главы семьи?
- Давайте прочитаем стихотворение «Когда отец пришёл с работы»
Когда отец с работы Под вечер входит в дом Мы в этот миг до неба От радости растём! И весело снимаем С отцовских плеч пиджак. И маленький братишка От папы ни на шаг. Мы держим полотенце, И мыло подаём, И как дела у папы По взгляду узнаём. Он у станка за смену, Конечно устаёт, Но весел взгляд – и значит, Как надо всё идёт! | А мама ставит ужин И ласково глядит: У всей семьи рабочей Прекрасный аппетит! Потом проверит папа Уроки и дневник, Увидев «тройку» скажет: - В чём дело, ученик? «Пятёрку» встретит молча, Лукав у папы взгляд: Мол, что же тут такого? Но сам он очень рад. …Придёт отец с работы, И сразу – полон дом! И мы – и мы до неба От радости растём. |
- Как дети встречают папу? Почему?
- Как папа реагирует на оценки детей, полученные в школе? (на портрет изображение папы)
В) Мама
- Кто является хранительницей семейного очага? Почему?
- Какие на маме лежат обязанности?
- К кому бежит испугавшийся малыш? Почему?
- Если мама заставляет вас умываться, мыть руки, кушать, убирать за собой комнату, то вы всё это делает для неё или для себя? В чём проявляется мамина забота?
Четыре буквы, только два слога – «мама»
Самое первое в жизни слово – «мама»
Слово, важное, пусть и короткое, - «мама»
Кто тебя песней баюкал в зыбке?
Мама! Нежная мама!
Кто научил тебя первым шагам?
Мама! Счастливая мама!
Когда ты нечаянно больно ушибся,
Кто слёзы твои платком вытирал
Мама! Добрая мама!
Главное надо о мамах сказать,
Сказать лишь двумя словами
Родину мы называем «мать»,
А маму нежно «мама». (на портрет изображение мамы)
Г) Дети
- Но какая же семья без детей? А дети, как известно, бывают разные.
- Для чего в семье дети? Какая почётная миссия возложена на детей? (продолжение рода, помощь родителям в старости)
- У детей есть обязанности? Какие? А права? Какие?
Я бедный и бледный, поставленный в угол.
Неправда, не трогал я Танькиных кукол!
Не дёргал я Ленку за обе косы,
И на стене не чертил полосы.
Не грыз у Серёги его карандаш,
Не обливал керосином гараж,
За это неделю мне дома сидеть.
Я плакать не буду. Я буду реветь.
- Знакома вам такая ситуация? За что наказан мальчик?
- Осознал ли он, что наказание заслуженное?
-Но не все дети такие хулиганы.
- Чтение стихотворения «Мой любимый брат»
Младший братик мой Иван
Делает из стульев кран.
Не какой-нибудь, подъемный,
Братик мой на все способный.
Время кушать нам идти,
Только стульев не найти —
Неудобно стоя есть.
Говорю я: «Выход есть.
Будем кушать на ковре,
Словно мы на корабле».
Я братишку не ругаю,
Обожаю, защищаю.
Давайте узнаем, какими бывают дети
(д – деловые, е – ершистые, т – талантливые, с – самостоятельные, т – трудолюбивые, в – воспитанные, о – ответственные).
- Вот видите, сколько качеств есть у детей (портрет ребёнка)
- А что может связывать членов семьи, кроме кровного родства? (слайд)
- Конечно, это семейные традиции, и увлечения, и совместное времяпрепровождение. А что связывает нас в нашей семейной группе? (ответы детей).
- Как вы думаете, чтобы семья была счастливой, какие человеческие качества должны быть у членов семьи? На экране будут появляться слова, а вы мне объясните, для чего эти качества нужны в семье. (слайд)
- От кого зависит семейное счастье? (слайд)
- От чего зависит семейное счастье? (слайд)
- (слайд) Так о какой семье идёт речь в этом стихотворении?
- Кого ещё мы не поместили на наш портрет счастливой семьи?
- Поместим на фото тех, кто является фундаментом любой семьи. Бабушку и дедушку. (портреты)
Оценочно-рефлексивный этап
Итак, у нас получился портрет семьи. Так что же такое «счастливая семья»?
Семья – это то, что мы делим на всех
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и паденье, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём! (видео 2)