«Составление технологической карты организации
и проведения сюжетно-ролевой игры»
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский В. А
Дорогие педагоги, что является средством развития личности дошкольников и средством их общения? Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения? Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим?
Совершенно верно – это ИГРА.
Игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Существуют следующие виды сюжетно-ролевых игр:
1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.
2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта и т.п.).
3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Лунтика и Кузю, в фиксиков (по содержанию мультфильмов), человека - паука (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
-Уважаемые коллеги, как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры? (Ответы участников).
- Какие трудности вы испытываете при организации сюжетно-ролевой игры?
(Ответы участников, Например, отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки – заместители, доводить игру до логического завершения.)
Конечно, многие педагоги сталкивалась с такими же проблемами. Как правило, все они сводятся к основной проблеме – проблеме организации сюжетной игры (формированию инициативности и самостоятельности детей).
Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих. Кроме этих методов, предлагаем вам в своей практике использовать технологические карты сюжетно-ролевой игры.
Технологическая карта – это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием применяемых средств. В образовательной практике обязательно указываются также цели, задачи и предполагаемые результаты.
Технологическая карта помогает педагогам освоить структуру образовательной деятельности с позиции технологии деятельностного подхода.
Использование технологической карты в организации сюжетно-ролевой игры поможет педагогам определить структуру образовательной деятельности, выбрать наиболее эффективные методы и решить многие другие задачи.
Педагогически правильно организованная сюжетно-ролевая игра детей, способствует развитию интереса, эмоционально-положительного отношения к противоположному полу, будущей роли, освоению опыта мужского и женского поведения в семье и обществе, умений взаимодействовать, договариваться с противоположным полом, строить длительные доброжелательные взаимоотношения, а также оказывает положительное влияние на ход общего развития детской личности, игровой деятельности в целом.
В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игровые сюжеты, отражающие типично женские интересы: моду, домашние дела и обязанности женщины, женские профессии. Мальчики предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм, отважность, мужские взаимоотношения). Игровые интересы мальчиков связаны с социокультурным пространством жизни, т. к. они многое заимствуют для игр из мультфильмов, рекламы, кино; игровые интересы девочек связаны с современным бытовым пространством жизни взрослых.
Технологическая карта
Цель, задачи | Предварительная работа для организации и обогащения сюжетно-ролевой игры | Определение основных и сопутствующих ролей в сюжетно-ролевой игре | Определение игровых действий сюжетно-ролевой игры | Развитие и усложнение основной и сопутствующей сюжетной линии сюжетно-ролевой игры( | Руководство игрой (основные и косвенные приёмы, обеспечивающие развитие и усложнение игры) | Обогащение и преобразование пространственной предметно-игровой среды) |
Образовательные Развивающие Воспитательные Активизация словаря | | | | | | |
Технологическая карта игры предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель, воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.