Составление технологической карты учебного занятия по тематическому рисованию предметов с обучающимися начальных классов, в том числе компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Задание:
1. Составить технологическую карту урока изобразительного искусства для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) по предложенной теме и приведенной ниже форме
2. Разработать презентацию к уроку изобразительного искусства на тему в начальной школе. В презентации должна быть указана цель проведения урока, теоретическая часть урока и указания для практической работы обучающихся, могут содержаться иллюстрации, схемы и т.п. материалы.
Темы для составления технологических карт
4 класс, программа Кузина
Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2014/07/13/rabochaya-programma-po-izo-dlya-4-klassa-kuzin-vs
Ф.И.О. студента: Фрусина Дарья Вячеславовна
Класс: 4
Тема урока: Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»
Цель урока: формирование развития творческого воображения, умение понять произведение его сюжет, мораль и перенести ее на художественное полотно.
Задачи урока:
Дидактические: научить анализировать, выделять (главное, существенное). и сочетать
композицию по мотивам текста басен., учить правильно располагать рисунок на листе.
Коррекционно-развивающие: Развивать зрительное, слуховое восприятие, наблюдательность, воображение, речь, пространственную ориентировку и пространственные представления.
Воспитательные: воспитывать у обуч-ся, что решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;
Оборудование и материалы:
для педагога: иллюстрации басен И. А. Крылова, рисунки художников и учащихся;
для учащихся: художественные принадлежности для рисования красками
Планируемые результаты:
Личностные результаты: позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и проявляя бережное отношение к используемым материалам;
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
Коммуникативные УУД: анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.
Предметные результаты: Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Этап урока, его цель, примерное время | Методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельность (Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая) | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П - познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные) | Личностные |
Организационный этап(Обеспечение подготовки учащихся для работы на уроке.) 1-2 мин | Словесный Прием «Отсроченная отгадка» | -приветствую учащихся; -проверяю готовность обучающихся к уроку; раздаются карточки с текстом. Создает эмоциональный настрой | - приветствуют учителя; - занимают рабочие места; -слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока. | Ф | Раздаточный материал | Контроль учителя | ПР4,7 | Р2 К11 | Л2 |
Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. (Вызвать мотивацию самостоятельного овладения знаниями и их применение.) 2 мин | Словесный эвристическая беседа | Мотивирует учащихся. Содействует формулировке учащимися темы и цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Работают на слух. Отвечают на вопросы учителя. | ф | | Контроль учителя | ПР5 | К6,7 П12 | Л3 |
Актуализация знаний учащихся( получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания.) 2-3 мин | словесный | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Создает проблемную ситуацию. Выдвигает проблему. | актуализируют субъективный опыт; - отвечают на вопросы учителя с места; - высказывают своё мнение; Высказывают трудности. Определяют причины. | ф | | Контроль учителя | ПР3 | Р1 П9 К4 | Л2 |
Объяснение нового материала(Изучение оптимального объёма материала. Формирование умения пользоваться приобретёнными знаниями на практике.) 5 мин | Словесный, наглядный | Объясняет новый материал. Формулирует задание. | слушают сообщение по новой теме отвечают на вопросы учителя Читают текст. Работают на слух. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. | Ф п | Интерактивная доска | Контроль учителя | ПР8 | Р1 П3 К2 | Л3 |
Практическая художественно-творческая деятельность (развитие творческих способностей, воображения, навыков рисования и композиции у учащихся.) 25 мин | практический | Предлагает индивидуальные задания. Контролирует выполнение работы. Осуществляет индивидуальный контроль. Осуществляет выборочный контроль. Отмечает степень вовлеченности учащихся. | Выполняют задание. | И | Интерактивная доска | взаимоконтроль | ПР10 | Р4 К 11 П5 | Л4 |
Подведение итогов. Анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности учеников. (формирование целостной системы ведущих знаний по теме) 5 мин | Наглядный Словесный | Организует взаимопроверку. Организует коллективную проверку. Организует оценочные высказывания обучающихся. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников | Делятся впечатлениями. По очереди комментируют. Высказывают свое мнение. Осуществляют взаимооценку. Осуществляют самопроверку. | Ф И | Документ-камера | Контроль учителя | ПР14 | Р4 К1 П12 | Л7 |
Рефлексия деятельности. (вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности–ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.) 5 мин | словесный | Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Подводит обучающихся к выводу. Диктует домашнее задание | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Высказывают трудности | Ф И | Интерактивная доска | Контроль учителя | ПР3 | Р4 К2 П10 | Л7 |
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального
общего образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие
личностные результаты:
Л1 ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
Л2 ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
Л3 предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
Л4 положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности;
Л5 осознание своей ответственности за общее дело;
Л6 ориентация на оценку результатов коллективной деятельности;
Л7 уважение к чужому труду и результатам труда;
Л8 уважение к культурным традициям своего народа;
Л9 представление о себе как гражданине России;
Л10 понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей;
Л11 ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
Л12 понимание чувств окружающих людей;
Л13 готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся получит возможность научиться:
Р1-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Р2-осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
Р3-самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно – образном и словесно-логическом уровнях;
Р4-адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом.
Познавательные
Обучающийся научится:
П1-осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
П2-владеть общими приемами решения задач;
П3-работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа;
П4-находить информацию, заданную в тексте в явном виде;
П5-передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию;
П6-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
П7-находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
П8-умению смыслового восприятия познавательных текстов;
П9-выделять ряд признаков в изучаемых объектах, в т.ч. на основе их сравнения.
Обучающийся получит возможность научиться:
П10-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковые систем, медиа ресурсов;
П11-делать выписки из используемых источников информации;
П12-осуществлять синтез как составление целого из частей;
П13-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
П14-выделять ряд общих приемов решения задач.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
К1-допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
К2-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
К3-продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
К4-ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
К5-учитывать другое мнение и позицию;
К6-оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;
К7-адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
К8-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
К9-стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
К10-строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
К11-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
К12-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
ПР1-называть и описывать традиционные народные промыслы и ремесла своего края или России;
ПР2-выявлять особенности рукотворных предметов с точки зрения их соответствия окружающей обстановке;
ПР3-использовать отдельные правила создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
ПР4-организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
ПР5-отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида и сложности работы;
ПР6-соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
ПР7-соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.
ПР8-узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни;
ПР9-называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году;
ПР10-экономно расходовать используемые материалы;
ПР11-применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла);
ПР12-выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей;
ПР13-изменять способы соединения деталей конструкции;
ПР14-анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу;
ПР15-размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу;
ПР16-изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу.
ПР17-наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика);
Обучающийся получит возможность научиться:
ПР 18 понимать особенности проектной деятельности:
ПР19 осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта.
ПР20 выполнять символические действия моделирования под руководством учителя;
ПР21 прогнозировать промежуточные практические результаты выполнения работы.
ПР22 соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки;
ПР23создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя.
ПР24 писать и отправлять электронное письмо;
ПР25 соблюдать режим и правила работы на компьютере.
Этапы урока
Организационный этап
Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Актуализация знаний учащихся
Объяснение нового материала
Практическая художественно-творческая деятельность учащихся (индивидуальная работа с учениками, работа по предупреждению, выявлению, дифференциации и исправлению ошибок учеников; реализация методов по активизации художественно-творческой деятельности)
Подведение итогов. Анализ и оценка результатов художественно-творческой деятельности учеников.
Рефлексия деятельности.
Варианты формулировок задач урока
Дидактические задачи:
сформировать знания (УУД)...
учить.
научить.
закрепить.
подвести к выводу.
проанализировать степень усвоения материала.
сформировать понятие.
дать общую характеристику явления.
устранить пробелы в знаниях.
выработать знания и умения.
изучить основные этапы творческого пути.
исследовать зависимость….
научить анализировать, выделять (главное, существенное).
охарактеризовать содержание, основные положения, взгляды.
приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.
обобщить знания, умения.
проконтролировать степень усвоения следующих терминов и понятий, изученных и сформированных на предыдущих уроках;
сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие УУД по данному учебному материалу.
Развивающие задачи:
развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;
развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы;
формировать (закрепить, отработать) умение планирования и самоконтроля;
содействовать развитию воли и настойчивости;
развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);
развивать интерес к предмету;
развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;
учить вести и составлять конспекты, тезисы;
учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;
учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;
учить устанавливать межпредметные связи;
развивать у учащихся умения выделять главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;
развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;
формировать умение преодолевать трудности в учении. закалять волю.
Воспитательные задачи:
пробудить чувства учащихся (удивления. гордости, уважения, сопричастности);
пробудить чувство ответственности, долга;
вызвать чувство удивления и гордости.
подвести учащихся к выводу.
убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения;
дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя всё более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своём интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;
создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении всё более и более сложных заданий, упражнений и операций;
содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие следующих понятий: патриотизм. гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;
формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию
и другие
Варианты формулировок деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя
Мотивирует учащихся.
Приветствует учащихся.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Создает проблемную ситуацию.
Выдвигает проблему.
Создает эмоциональный настрой.
Формулирует задание.
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения задания
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет индивидуальный контроль.
Осуществляет выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся.
Диктует.
Комментарует домашнее задание.
Организует взаимопроверку.
Организует коллективную проверку.
Организует проверку выполнения упражнения .
Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
Организует оценочные высказывания обучающихся.
Организует обсуждение способов решения.
Организует поисковую работу обучающихся.
Организует самостоятельную работу с учебником.
Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
Подводит обучающихся к выводу.
Помогает выявить причинно-следственные связи.
Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
Деятельность учащихся
Приветствуют учителя.
Готовятся к уроку.
Записывают слова, предложения.
Классифицируют.
Выполняют упражнение в тетради.
Высказывают трудности.
По очереди комментируют.
Приводят примеры.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Работают на слух.
Составляют схемы.
Отвечают на вопросы учителя.
Выполняют задания по карточкам.
Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
Озвучивают понятие.
Выявляют закономерность
Анализируют.
Определяют причины.
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Работают в паре.
Работают в группе.
Сравнивают.
Читают текст
Составляют план.
Делают конспект.
Составляют определение.
Находят понятие, информацию.
Слушают доклад.
Делятся впечатлениями.
Высказывают свое мнение.
Осуществляют самооценку.
Осуществляют самопроверку.
Осуществляют взаимопроверку.
Осуществляют предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.