Коррекционное развитие речи
06.10 Тема урока: Составление текста из отдельных предложений. Определение темы, главной мысли текста.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим работать над разными видами деформированного текста, будем составлять тексты из отдельных предложений.
Как вы уже знаете, чтобы восстановить текст нужно прочитать предложения, расположить их так, чтобы получился последовательный рассказ (начало - вступление, середина - основная часть, конец - заключение).
Сегодня мы с вами разберём несколько примеров деформированных текстов:
Составление связного текста из данных предложений.
Расположите предложения так, чтобы получился связной рассказ.
Там укрылись серые ёжики.
Рядом бежит пёс Бимка.
По веткам скачут рыжие белки.
Мальчики Юра и Ваня идут в лес.
Под ёлкой норка.
Теперь расположим предложения в правильной последовательности:
Мальчики Юра и Ваня идут в лес.
Рядом бежит пёс Бимка.
По веткам скачут рыжие белки.
Под ёлкой норка.
Там укрылись серые ёжики.
У нас с вами получился связной текст, который можно озаглавить, например: «В лесу»
Составление связного текста из деформированных предложений.
часто, резкий, дует, ветер
деревьев, листья, жёлтые, с, опадают
днём, частый, и, ночью, дождь, моросит
небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей
Теперь из набора слов составим связной текст:
Часто дует резкий ветер.
С деревьев опадают жёлтые листья.
Днём и ночью моросит частый дождь.
В небе раздаётся грустный крик журавлей.
Составление связного текста из неполных предложений:
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые ________. Тёплым одеялом укроют _____землю.
Метели заметут _______ тропинки. А детям радости! Будут лепить _______, строить крепости из _______.
Слова для справок: снежинки, холодную, снеговика, лесные, снега.
Составляем цельный текст:
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые снежинки. Тёплым одеялом укроют холодную землю. Метели заметут лесные тропинки. А детям радости! Будут лепить снеговика, строить крепости из снега.
У нас с вами получился связной текст, который можно озаглавить, например: «Зима», определить тему: о чём говорится в тексте? – о скором приходе зимы. Определить главную мысль текста: что хотел сказать, показать автор? - показать красоту зимы и то сколько радости она принесёт детям.
Домашнее задание: выполните упражнение