СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 09.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление текущего и перспективного плана работы производственного участка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: выработать практические навыки в области разработки и проектирования структур управления организацией; научиться выстраивать взаимосвязи внутри организационных структур, научиться планировать деятельность по руководству организацией или ее подразделением.

Просмотр содержимого документа
«Составление текущего и перспективного плана работы производственного участка»

Практическая работа № 2


Построение организационной структуры управления организацией и производственным участком. Составление текущего и перспективного плана

работы производственного участка


Цель работы: выработать практические навыки в области разработки и проектирования структур управления организацией; научиться выстраивать взаимосвязи внутри организационных структур, научиться планировать деятельность по руководству организацией или ее подразделением.


Общие положения


Проектируя новую организационную структуру управления, нельзя забыть о требованиях, предъявляемых к организационным структурам, и принципах их построения:

  • целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;

  • четкое обособление составных частей оргструктуры (состава ее подразделений, потоков информации и т.д.);

  • обеспечение способности к быстрой реакции на изменение в управляемой системе;

  • приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организации в целом и к внешней среде в частности.

Основные типы организационных структур:

  1. Линейная структура – линейный руководитель единолично отвечает за работу нижестоящих подразделений, непосредственно подчиняясь вышестоящему начальнику. Используется в малом бизнесе с несложным производством.

  2. Функциональная структура – руководство осуществляется линейным руководителем через руководителей функциональных подразделений, специализирующихся в определенной области деятельности, которые дают непосредственные распоряжения производственным подразделениям по вопросам, находящимся в их компетенции.

  3. Линейно-функциональная структура – линейный руководитель принимает решения относительно любых действий своих подчиненных, в функциональные руководители консультируют его и помогают принять правильное решение.

  4. Дивизиональная структура – структура, в которой в качестве основного структурного элемента выделяются производственные отделения во главе с менеджером, в подчинении которого находятся функциональные службы. Выделение структурных подразделений происходит в зависимости от критерия: по видам товаров и услуг; по группам потребителей; по географическим регионам.

  5. Матричная структура – структура, основанная на принципах двойного подчинения. Исполнители подчиняются руководителю проекта и руководителям функциональных отделов, где работают постоянно.

Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции.

Главными элементами производственной структуры предприятия считаются рабочие места, участки, цеха.

Первичным звеном производственной организации производства служит рабочее место.

Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции и оснащенное соответствующим оборудованием.

В случае использования сложного оборудования в отраслях с использованием аппаратных процессов рабочее место становится комплексным, т. к. обслуживается группой людей с определенным разделением функций при выполнении процесса.

Участок – производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства. На производственном участке помимо основных и вспомогательных рабочих имеется руководитель (мастер участка). Участки связаны между собой постоянными технологическими связями и объединяются в цеха.

Цех – наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехах возникают сложные взаимосвязи, они характеризуются достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями.

Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационных, технических и административных отношениях производственной единицей. Каждый цех получает от заводоуправления единые плановые задания, регламентирующие объем выполняемых работ, качественные показатели и предельные затраты на запланированный объем работ.

Все цехи и хозяйства предприятия можно разделить на цехи:

основного производства - цехи, изготавливающие основную продукцию;

вспомогательного производства – цехи, изготавливающие инструмент, запчасти и энергетические ресурсы;

обслуживающие цехи занимаются обслуживанием основного производственного процесса.

Число уровней управления зависит от масштаба предприятия, который определяет структуру управления производственным процессом. Структура может быть:

  • Корпусная, применяемая на крупных предприятиях и предусматривает в качестве основной структурной единицы основного производства - корпус, возглавляемый начальником производства (корпуса), в состав которого входит несколько цехов.

  • Цеховая структура - производство состоит из цехов, возглавляемых начальником цеха. Цех состоит из участков, руководимых мастерами.

  • Безцеховая структура применяется на небольших предприятиях и предполагает наличие двух звеньев управления: старшие мастера и мастера, возглавляющие производственные участки, подчиненные непосредственно руководителю или главному инженеру предприятия

Производственная структура АТП

Производственная структура автотранспортного предприятия формируется следующим составом:

Основное производство на автомобильном транспорте — выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.

Вспомогательное производство автотранспортного предприятия — это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.

Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта.

Автотранспортное предприятие состоит из администрации и основных служб:

  • эксплуатационной — организует и осуществляет перевозки грузов и пассажиров в соответствии с установленными планами и заданиями.

  • технической — обеспечивает техническую готовность автомобилей к работе на линии, возглавляется главным инженером.

  • обслуживающей — обеспечивает производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, уборку помещений и территории, контролирует качество технического обслуживания и ремонта.

Техническая служба включает следующие подразделения:

  • производственно-вспомогательные цехи или участки: (агрегатный, слесарно- механический, электротехнический, аккумуляторный, топливной аппаратуры, ремонта холодильных установок, шиномонтажный, кузнечно- рессорный, мойки и смазки, сварочный, медницкий, кузовной, малярный);

  • зону текущего ремонта;

  • зону первого технического обслуживания;

  • зону второго технического обслуживания;

  • зону ежедневного осмотра.

К обслуживающей службе относятся: гараж-стоянка, АЗС, контрольно- технический пункт.

Технологический процесс ТО и ремонта автомобиля осуществляется на рабочих постах. Различают два метода организации работ:

  • на универсальных постах — все работы данного вида ТО или ремонта производится на одном посту группой рабочих-универсалов, либо рабочих разных специальностей,

  • на специализированных постах — объём работ данного вида ТО или ремонта расчленён с учётом однородности работ или рациональной их совместимости.

Работы на постах могут быть организованы параллельно, либо образовывать поточную линию.

Методы организации производственных подразделений ТО и ТР

автомобилей в АТП

Наибольшее применение в АТП получили три метода организации производства ТО и ТР автомобилей:

  1. – метод специализированных бригад;

  2. – метод комплексных бригад; 3 – агрегатно-участковый метод.

Организация производства ТО и ТР автомобилей по методу специализированных бригад предусматривает формирование производственных подразделений по их технологической специализации, по видам ТО и ТР (рис. 1).

Производственно-технический персонал разбивается на несколько специализированных бригад во главе с бригадирами. Каждая из них выполняет один вид ТО или ТР (ЕО, ТО-1, Д-1, Д-2, ТО-2, ТР (замена агрегатов на постах зоны ТР), ремонт агрегатов в цехах (РУ), ремонт шин (РШ)) по всем автомобилям АТП.


Рисунок 1 – ОПС при организации по методу специализированных бригад


В бригаду входят рабочие всех профессий (слесари-регулировщики, электрики по ТО и Р систем питания и т.д.), которые необходимы для выполнения данного вида ТО или ТР.

При организации производства ТО и ТР по методу комплексных бригад

производственные подразделения формируются по их предметной специализации.

При данном методе часть автомобилей АТП (например, автоколонны) закрепляется постоянно за какой-то одной комплексной бригадой (рис. 2), которая выполняет по ним ТО-1, ТО-2, ТР (постовые работы (замена агрегатов)).

Таких бригад в АТП в может быть создано несколько (по числу автоколонн, отрядов).


Рисунок 2 – ОПС при организации по методу комплексных бригад


ЕО, Д-1, Д-2, ремонт агрегатов (РУ), ремонт шин (РШ) сварочные, кузнечно- рессорные, жестяницкие и др. цеховые работы выполняются централизованно в специализированных подразделениях.

Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями различных специальностей и оборудованием, необходимым для выполнения всех видов ТО и ТР автомобилей, закрепленных за бригадой.

В основу агрегатно-участкового метода организации производства ТО и ТР автомобилей в АТП положен предметный принцип.

Его сущность состоит в том, что создаются специализированные производственные участки во главе с мастерами.

Каждый из производственных участков выполняет все работы по всем видам ТО и ТР по одному или нескольким агрегатам (механизмам, системам) по всем автомобилям в АТП.

Количество производственных участков зависит от мощности АТП. В крупных АТП создается 8 участков, в небольших предприятиях – 6 или даже 4.

Распределение работ ТО и ТР по участкам (рис. 3).

Рисунок 3 – ОПС при агрегатно-участковом методе


Планирование индивидуальной работы – один из важнейших элементов работы руководителя. Индивидуальный план работы руководителя должен быть тесно связан с комплексным планом данного конкретного участка (объекта) управления, отражающим цели, которые должны быть достигнуты, а также средства их достижения. В процессе руководства целесообразно постоянно согласовывать свои планы работы с другими руководителями, находящимися на одном (горизонтальном) уровне управления. Это дает возможность точнее увязывать содержание и сроки комплексных планов.

Система представления руководителя о комплексном развитии своего участка управления показана на рисунке 4.

Рисунок 4 – Система представлений руководителя о развитии своего участка


  1. – положение участка управления в системе предприятия, основные цели участка работы;

  2. – мероприятия, осуществляемые для достижения целей; представления о логических и временных связях между мероприятиями, включая действия по преодолению трудностей;

  3. – проблемы в знаниях (задач, трудностей, необходимых материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов);

  4. - обобщение нерешенных проблем, трудностей;

  5. – действия, принимаемые для решения проблем и трудностей;

  6. – представления о возможностях достижения успеха, о мероприятиях, от которых можно отказаться;

  7. – представления о критериях и масштабах оценки положения на участке управления, о поставленных целях и ожидаемых результатах;

  8. – вид и характер трудностей, связанных с целенаправленным решением;

  9. – мероприятия по решению традиционных задач и существующие альтернативы решений;

  10. – имеющиеся и потенциальные ресурсы для решения задач;

  11. – основные задачи участка управления в настоящее время и в будущем;

  12. – план мероприятия (на 3-5 лет) по поэтапному и систематическому решению задач на участке управления.


Выполнение работы


Задание 1. Исходные данные (на выбор) – Автотранспортное предприятие, Станция технического обслуживания

Работник АТП: директор, заместитель директора по эксплуатации, отдел эксплуатации, диспетчеры, начальники автоколонн, водители, главный механик, техническая служба, ремонтные рабочие, начальник гаража, бухгалтерия, отдел кадров, отдел снабжения, кладовщики, сторожевая охрана.

Работники СТО: директор, главный инженер, мастер - приемщик, начальники комплексных участков, мастер зоны ТО, рабочие диагностического поста, мастер зоны ТР, ремонтные рабочие, бухгалтерия, кассир, отдел кадров, отдел снабжения, кладовщики, сторожевая охрана.

    1. На основе данных об организации, согласно полученному варианту, опишите вид ее деятельности.

    2. Постройте схему организационной структуры организации. Определите вид организационной структуры, дайте ее характеристику.

    3. Опишите основные функции подразделений.


Задание 2. Используя таблицу, распределить виды выполняемых работ по видам производства для автотранспортных предприятий (АТП) и станций технического обслуживания (СТО).


Виды выполняемых работ

Тип производства

Основное

производство

Вспомогательное

производство

Обслуживающее

производство

АТП

СТО

АТП

СТО

АТП

СТО

Выполнение грузовых перевозок

по заявкам







Доставка работников служебным

автобусом до места работы







Доставка запасных частей, оборотных агрегатов,

материалов транспортом АТП







Доставка продуктов в столовую

организации







Ремонт автомобилей







Ремонт оборудования







Ремонт зданий







Работа котельной на территории







Кузовные работы







Текущий ремонт автомобилей







Автостоянка на территории







Задание 3. Постройте структуру производственной бригады из шести человек с полной взаимозаменяемостью работников и бригадиром-координатором во главе. К какому классу относится данная структура?


Задание 4. Постройте схему организации производства при агрегатно- участковом методе. Участок выберите самостоятельно.


Задание 5. Исходные данные (на выбор) Участок ТО, Участок ТР, Кузовной участок, Окрасочный участок, Агрегатный участок.

  1. Дайте характеристику производственного участка.

  2. Выделите основные задачи участка управления в настоящее время и в будущем.

  3. Составьте текущий и перспективный план по развитию участка по форме: План мероприятий развития производственного участка

п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1




2





Эти планы должны содержать задачи, соответствующие уровню руководства (участок, цех, предприятие), рассчитанные на перспективу до 10 лет, а также задачи, рассчитанные на год, квартал, месяц, которые учитывают новые задачи и проблемы, не включенные в перспективный план.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!