Практическая работа № 2
Построение организационной структуры управления организацией и производственным участком. Составление текущего и перспективного плана
работы производственного участка
Цель работы: выработать практические навыки в области разработки и проектирования структур управления организацией; научиться выстраивать взаимосвязи внутри организационных структур, научиться планировать деятельность по руководству организацией или ее подразделением.
Общие положения
Проектируя новую организационную структуру управления, нельзя забыть о требованиях, предъявляемых к организационным структурам, и принципах их построения:
-
целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;
-
четкое обособление составных частей оргструктуры (состава ее подразделений, потоков информации и т.д.);
-
обеспечение способности к быстрой реакции на изменение в управляемой системе;
-
приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организации в целом и к внешней среде в частности.
Основные типы организационных структур:
-
Линейная структура – линейный руководитель единолично отвечает за работу нижестоящих подразделений, непосредственно подчиняясь вышестоящему начальнику. Используется в малом бизнесе с несложным производством.
-
Функциональная структура – руководство осуществляется линейным руководителем через руководителей функциональных подразделений, специализирующихся в определенной области деятельности, которые дают непосредственные распоряжения производственным подразделениям по вопросам, находящимся в их компетенции.
-
Линейно-функциональная структура – линейный руководитель принимает решения относительно любых действий своих подчиненных, в функциональные руководители консультируют его и помогают принять правильное решение.
-
Дивизиональная структура – структура, в которой в качестве основного структурного элемента выделяются производственные отделения во главе с менеджером, в подчинении которого находятся функциональные службы. Выделение структурных подразделений происходит в зависимости от критерия: по видам товаров и услуг; по группам потребителей; по географическим регионам.
-
Матричная структура – структура, основанная на принципах двойного подчинения. Исполнители подчиняются руководителю проекта и руководителям функциональных отделов, где работают постоянно.
Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства продукции.
Главными элементами производственной структуры предприятия считаются рабочие места, участки, цеха.
Первичным звеном производственной организации производства служит рабочее место.
Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной производственной или обслуживающей операции и оснащенное соответствующим оборудованием.
В случае использования сложного оборудования в отраслях с использованием аппаратных процессов рабочее место становится комплексным, т. к. обслуживается группой людей с определенным разделением функций при выполнении процесса.
Участок – производственное подразделение, объединяющее ряд рабочих мест, сгруппированных по определенным признакам, осуществляющее часть общего производственного процесса по изготовлению продукции или обслуживанию процесса производства. На производственном участке помимо основных и вспомогательных рабочих имеется руководитель (мастер участка). Участки связаны между собой постоянными технологическими связями и объединяются в цеха.
Цех – наиболее сложная система, входящая в производственную структуру, в которую входят в качестве подсистем производственные участки и ряд функциональных органов. В цехах возникают сложные взаимосвязи, они характеризуются достаточно сложной структурой и организацией с развитыми внутренними и внешними взаимосвязями.
Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Он наделяется определенной производственной и хозяйственной самостоятельностью, является обособленной в организационных, технических и административных отношениях производственной единицей. Каждый цех получает от заводоуправления единые плановые задания, регламентирующие объем выполняемых работ, качественные показатели и предельные затраты на запланированный объем работ.
Все цехи и хозяйства предприятия можно разделить на цехи:
основного производства - цехи, изготавливающие основную продукцию;
вспомогательного производства – цехи, изготавливающие инструмент, запчасти и энергетические ресурсы;
обслуживающие цехи занимаются обслуживанием основного производственного процесса.
Число уровней управления зависит от масштаба предприятия, который определяет структуру управления производственным процессом. Структура может быть:
-
Корпусная, применяемая на крупных предприятиях и предусматривает в качестве основной структурной единицы основного производства - корпус, возглавляемый начальником производства (корпуса), в состав которого входит несколько цехов.
-
Цеховая структура - производство состоит из цехов, возглавляемых начальником цеха. Цех состоит из участков, руководимых мастерами.
-
Безцеховая структура применяется на небольших предприятиях и предполагает наличие двух звеньев управления: старшие мастера и мастера, возглавляющие производственные участки, подчиненные непосредственно руководителю или главному инженеру предприятия
Производственная структура АТП
Производственная структура автотранспортного предприятия формируется следующим составом:
Основное производство на автомобильном транспорте — выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.
Вспомогательное производство автотранспортного предприятия — это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.
Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта.
Автотранспортное предприятие состоит из администрации и основных служб:
-
эксплуатационной — организует и осуществляет перевозки грузов и пассажиров в соответствии с установленными планами и заданиями.
-
технической — обеспечивает техническую готовность автомобилей к работе на линии, возглавляется главным инженером.
-
обслуживающей — обеспечивает производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, уборку помещений и территории, контролирует качество технического обслуживания и ремонта.
Техническая служба включает следующие подразделения:
-
производственно-вспомогательные цехи или участки: (агрегатный, слесарно- механический, электротехнический, аккумуляторный, топливной аппаратуры, ремонта холодильных установок, шиномонтажный, кузнечно- рессорный, мойки и смазки, сварочный, медницкий, кузовной, малярный);
-
зону текущего ремонта;
-
зону первого технического обслуживания;
-
зону второго технического обслуживания;
-
зону ежедневного осмотра.
К обслуживающей службе относятся: гараж-стоянка, АЗС, контрольно- технический пункт.
Технологический процесс ТО и ремонта автомобиля осуществляется на рабочих постах. Различают два метода организации работ:
-
на универсальных постах — все работы данного вида ТО или ремонта производится на одном посту группой рабочих-универсалов, либо рабочих разных специальностей,
-
на специализированных постах — объём работ данного вида ТО или ремонта расчленён с учётом однородности работ или рациональной их совместимости.
Работы на постах могут быть организованы параллельно, либо образовывать поточную линию.
Методы организации производственных подразделений ТО и ТР
автомобилей в АТП
Наибольшее применение в АТП получили три метода организации производства ТО и ТР автомобилей:
-
– метод специализированных бригад;
-
– метод комплексных бригад; 3 – агрегатно-участковый метод.
Организация производства ТО и ТР автомобилей по методу специализированных бригад предусматривает формирование производственных подразделений по их технологической специализации, по видам ТО и ТР (рис. 1).
Производственно-технический персонал разбивается на несколько специализированных бригад во главе с бригадирами. Каждая из них выполняет один вид ТО или ТР (ЕО, ТО-1, Д-1, Д-2, ТО-2, ТР (замена агрегатов на постах зоны ТР), ремонт агрегатов в цехах (РУ), ремонт шин (РШ)) по всем автомобилям АТП.
Рисунок 1 – ОПС при организации по методу специализированных бригад
В бригаду входят рабочие всех профессий (слесари-регулировщики, электрики по ТО и Р систем питания и т.д.), которые необходимы для выполнения данного вида ТО или ТР.
При организации производства ТО и ТР по методу комплексных бригад
производственные подразделения формируются по их предметной специализации.
При данном методе часть автомобилей АТП (например, автоколонны) закрепляется постоянно за какой-то одной комплексной бригадой (рис. 2), которая выполняет по ним ТО-1, ТО-2, ТР (постовые работы (замена агрегатов)).
Таких бригад в АТП в может быть создано несколько (по числу автоколонн, отрядов).
Рисунок 2 – ОПС при организации по методу комплексных бригад
ЕО, Д-1, Д-2, ремонт агрегатов (РУ), ремонт шин (РШ) сварочные, кузнечно- рессорные, жестяницкие и др. цеховые работы выполняются централизованно в специализированных подразделениях.
Комплексные бригады укомплектовываются исполнителями различных специальностей и оборудованием, необходимым для выполнения всех видов ТО и ТР автомобилей, закрепленных за бригадой.
В основу агрегатно-участкового метода организации производства ТО и ТР автомобилей в АТП положен предметный принцип.
Его сущность состоит в том, что создаются специализированные производственные участки во главе с мастерами.
Каждый из производственных участков выполняет все работы по всем видам ТО и ТР по одному или нескольким агрегатам (механизмам, системам) по всем автомобилям в АТП.
Количество производственных участков зависит от мощности АТП. В крупных АТП создается 8 участков, в небольших предприятиях – 6 или даже 4.
Распределение работ ТО и ТР по участкам (рис. 3).
Рисунок 3 – ОПС при агрегатно-участковом методе
Планирование индивидуальной работы – один из важнейших элементов работы руководителя. Индивидуальный план работы руководителя должен быть тесно связан с комплексным планом данного конкретного участка (объекта) управления, отражающим цели, которые должны быть достигнуты, а также средства их достижения. В процессе руководства целесообразно постоянно согласовывать свои планы работы с другими руководителями, находящимися на одном (горизонтальном) уровне управления. Это дает возможность точнее увязывать содержание и сроки комплексных планов.
Система представления руководителя о комплексном развитии своего участка управления показана на рисунке 4.
Рисунок 4 – Система представлений руководителя о развитии своего участка
-
– положение участка управления в системе предприятия, основные цели участка работы;
-
– мероприятия, осуществляемые для достижения целей; представления о логических и временных связях между мероприятиями, включая действия по преодолению трудностей;
-
– проблемы в знаниях (задач, трудностей, необходимых материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов);
-
- обобщение нерешенных проблем, трудностей;
-
– действия, принимаемые для решения проблем и трудностей;
-
– представления о возможностях достижения успеха, о мероприятиях, от которых можно отказаться;
-
– представления о критериях и масштабах оценки положения на участке управления, о поставленных целях и ожидаемых результатах;
-
– вид и характер трудностей, связанных с целенаправленным решением;
-
– мероприятия по решению традиционных задач и существующие альтернативы решений;
-
– имеющиеся и потенциальные ресурсы для решения задач;
-
– основные задачи участка управления в настоящее время и в будущем;
-
– план мероприятия (на 3-5 лет) по поэтапному и систематическому решению задач на участке управления.
Выполнение работы
Задание 1. Исходные данные (на выбор) – Автотранспортное предприятие, Станция технического обслуживания
Работник АТП: директор, заместитель директора по эксплуатации, отдел эксплуатации, диспетчеры, начальники автоколонн, водители, главный механик, техническая служба, ремонтные рабочие, начальник гаража, бухгалтерия, отдел кадров, отдел снабжения, кладовщики, сторожевая охрана.
Работники СТО: директор, главный инженер, мастер - приемщик, начальники комплексных участков, мастер зоны ТО, рабочие диагностического поста, мастер зоны ТР, ремонтные рабочие, бухгалтерия, кассир, отдел кадров, отдел снабжения, кладовщики, сторожевая охрана.
-
На основе данных об организации, согласно полученному варианту, опишите вид ее деятельности.
-
Постройте схему организационной структуры организации. Определите вид организационной структуры, дайте ее характеристику.
-
Опишите основные функции подразделений.
Задание 2. Используя таблицу, распределить виды выполняемых работ по видам производства для автотранспортных предприятий (АТП) и станций технического обслуживания (СТО).
Виды выполняемых работ | Тип производства |
Основное производство | Вспомогательное производство | Обслуживающее производство |
АТП | СТО | АТП | СТО | АТП | СТО |
Выполнение грузовых перевозок по заявкам | | | | | | |
Доставка работников служебным автобусом до места работы | | | | | | |
Доставка запасных частей, оборотных агрегатов, материалов транспортом АТП | | | | | | |
Доставка продуктов в столовую организации | | | | | | |
Ремонт автомобилей | | | | | | |
Ремонт оборудования | | | | | | |
Ремонт зданий | | | | | | |
Работа котельной на территории | | | | | | |
Кузовные работы | | | | | | |
Текущий ремонт автомобилей | | | | | | |
Автостоянка на территории | | | | | | |
Задание 3. Постройте структуру производственной бригады из шести человек с полной взаимозаменяемостью работников и бригадиром-координатором во главе. К какому классу относится данная структура?
Задание 4. Постройте схему организации производства при агрегатно- участковом методе. Участок выберите самостоятельно.
Задание 5. Исходные данные (на выбор) – Участок ТО, Участок ТР, Кузовной участок, Окрасочный участок, Агрегатный участок.
-
Дайте характеристику производственного участка.
-
Выделите основные задачи участка управления в настоящее время и в будущем.
-
Составьте текущий и перспективный план по развитию участка по форме: План мероприятий развития производственного участка
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные |
1 | | | |
2 | | | |
Эти планы должны содержать задачи, соответствующие уровню руководства (участок, цех, предприятие), рассчитанные на перспективу до 10 лет, а также задачи, рассчитанные на год, квартал, месяц, которые учитывают новые задачи и проблемы, не включенные в перспективный план.