1.1.Организует выделение особенностей текста-описания в художественном стиле:
-Положите перед собой карточку №1 (Приложение 1). Прочитайте текст.
-К какому типу относится данный текст? По каким признакам Вы это определили?
-Какие слова помогли представить одуванчик? (Слайд 3)
-Самостоятельно прочитайте последний абзац. Что он содержит?
1.2.С целью выделения последнего признака организует дискуссию о том, в каких из предложенных на выставке в классе книгах можно встретить тексты-описания в художественном стиле.
- По ходу ответов детей прикрепляет на доску демонстрационные карточки с особенностями текста-описания в художественном стиле (Приложение 2):
-Наличие средств художественной выразительности.
-Передача авторского отношения.
-Используется в художественных произведениях.
|
1.1.Читают текст, выделяют особенности текста-описания в художественном стиле:
-Есть эпитеты, сравнения.
-В последнем абзаце автор выражает свое отношение к одуванчику.
1.2.Рассматривают книги, читают имена авторов, названия книг. Высказывают собственное мнение и обсуждают мнения одноклассников. В итоге делают вывод, что подобные тексты встречаются в художественных произведениях.
1.3.Составляют целостный образ текста-описания в художественном стиле.
|
2.1.Положите пред собой карточку №2 (Приложение 3). Прочитайте текст. О чём он? (Слайд 3)
-Можно ли его назвать текстом-описанием? Докажите.
-Чем описание одуванчика во втором тексте отличается от описания одуванчика в первом тесте?
-Присутствуют ли в этом тесте средства художественной выразительности, отношение автора?
-В каких из книг, представленных на выставке, можно встретить такие тексты?
- По ходу ответов детей прикрепляет на доску демонстрационные карточки с особенностями текста-описания научном стиле (Приложение 2):
-Употребление терминов, точныхнаучных фактов.
-Сообщение сведений, имеющих познавательный характер.
-Используется в научной литературе.
|
2.1.Читают текст. Понимают, что перед ними также текст-описание, но другого стиля.
Выделяют особенности текста-описания в научном стиле: употребление терминов, точных научных фактов.
сведения имеют познавательный характер, используется в справочниках, энциклопедиях.
2.2.Составляют целостный образ текста-описания в научном стиле.
|
4.1.Организует определение темы текста:
-С чего начнём составление текста?
-Отгадайте загадку:
В поле из зёрнышка
выросло солнышко:
Круглое, яркое,
Только не жаркое. (Слайд 5)
4.2. Организует составление плана текста:
-Тема определена. Что дальше?
-Составить план нам поможет текст №2. Кто догадался, как можно составить план?
-Составлять план будете в парах.
4.3.Организует представление полученных планов классу.
-Как озаглавили первую часть? У кого по- другому? Можно ли озаглавить так? (Слайд 6)
-Как озаглавили вторую часть? У кого по- другому? Можно ли озаглавить так? (Слайд 6)
-Как озаглавили третью часть? У кого по- другому? Можно ли озаглавить так? (Слайд 6)
4.4.Откройте тетради, запишите число, тему и план текста-описания в тетрадь. Вы можете воспользоваться планом на слайде, можете оставить свой план, если он верно отражает содержание текста.
4.5.Организует составление текстов.
-План составили. Что дальше? Что поможет составить текст?
Если дети затрудняются в определении того, что в составлении теста могут помочь опорные слова, то учитель предлагает положить перед собой лист №3 и прочитать написанное на нём (Приложение 4).
-Что вы видите на листе?
4.6. Как рационально можно организовать работу?
Учитель выслушивает предложения детей. Если ученики не предлагают организовать работу в группах, то предлагает эту форму работы сам, чтобы уложиться во временные рамки урока. Важно обратить внимание детей на то, что для составления второй части выбираются два человека.
-Выберите руководителя группы и распределите обязанности.
Учитель проверяет, как выполнена эта организационная работа:
-Поднимите руки руководители.
-Поднимите руки те, кто описывает общее представление о растении.
-Поднимите руки те, кто описывает внешний вид растения.
И т.д.
Можно приступать к работе.
Дети записывают свои части текста на узкие полоски листка, которые затем наклеиваются по порядку на лист формата Ф4 и получается общий текст, составленный группой.
4.7.Организует выделение детьми оснований для проверки составленных частей текста в группах (Приложение 5), которые также прикрепляются учителем на доску, исправление ошибок:
-Что будете делать в то время, когда Ваш товарищ будет читать свою часть текста?
-Что будете делать, если найдёте ошибку?
4.8.После проверки все части текста склеиваются на один лист и группа готовит выступающего.
|
4.1.Вспоминают, что для составления текста нужно определить тему.
Определяют, что тема текста «Подсолнух».
4.2.Вспоминают, что необходим план текста.
Дети отвечают, что нужно читать тест по абзацам и определять микротемы. В тексте три абзаца, значит, в плане будет три части.
Работая в парах читают тексты по абзацами фиксируют план в специально предусмотренной ячейке рядом с текстом №2 (Приложения 3).
4.3.Зачитывают получившиеся планы, обсуждают.
4.4.Оформляют записи в тетради.
4.5. Можно приступать к составлению текста. Вспоминают, что составить текст могут опорные слова.
Читают запись на листе №3, отвечают, что видят таблицу, в которой к каждому пункту плана даны опорные слова.
4.6.Предлагают организовать работу в группах: один человек будет составлять описание по одному из пунктов плана.
Выбирают руководителя группы и распределяют обязанности, приступают к работе.
4.7.Дети выделяют основания для проверки составленных частей текста:
-соответствие своему пункту плана;
-правильность построения предложений;
-соответствие научному стилю и др.
-Если найдём ошибку, поможем сформулировать правильно и т.п.
4.8.Выбирают и готовят выступающего.
|
5.1. Организует проверку составленных группами текстов:
-Выделите, что будете анализировать в текстах одноклассников.
Учитель обращает внимание, что при знаки текста описания, план текста расположены на доске и на экране, и ими можно и нужно пользоваться.
5.2.По очереди вызывает представителей групп, организует обсуждение.
|
5.1.Ученики выделяют основания для проверки составленных текстов других групп: соответствие научному стилю, соответствие плану, правильность построения предложений и употребления слов и др.
5.2.Представители групп по очереди зачитывают составленные тексты, остальные слушают, высказываются.
|