СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составные высказывания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Составные высказывания»

Урок 78. Составные высказывания. Логическая связка «или».

Контрольный устный счёт № 5

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: рассмотреть область применения элементов математической логики, значение высказываний истины, лжи, отрицания; способствовать формированию умений решать арифметические задачи

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с правилами образования составных высказываний;

научатся образовывать составные высказывания с помощью логических связок «и», «или», «если…то…» и определять их истинность

Метапредметные:

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: умеют строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи

Личностные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками


Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.


– Найдите значения выражений:

48 : 4 36 : 3 72 : 6

46 : 2 96 : 3 90 : 5

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.


Ответы:

48 : 4 = 12 36 : 3 = 12 72 : 6 = 12

46 : 2 = 23 96 : 3 = 32 90 : 5 = 18

Выделять существенную информацию
из текста задачи. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

– Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными:

7203 = + 200 + 3

31015 = + 1000 + + 5

99099 = 90000 + 9000 + +

843001 = + 40000 + + 1

11001 = + +

Решение:


7203 = 7000 + 200 + 3

31015 = 30000 + 1000 +10 + 5

99099 = 90000 + 9000 + 90 + 9

843001 = 800000 + 40000 + 3000 + 1

11001 = 10000 + 1000 + 1

– Какие ошибки допущены при делении с остатком?

17 : 4 = 3 (ост. 5) 30 : 7 = 3 (ост. 2)

6 : 8 = 0 (ост. 8) 30 : 12 = 2 (ост. 7)

Решение:

17 : 4 = 4 (ост. 1) 30 : 7 = 4 (ост. 2)

6 : 8 = 0 (ост. 6) 30 : 12 = 2 (ост. 6)

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 36–37).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Прочитайте каждое высказывание и определите, истинно оно или ложно.

џ Составное высказывание с союзом «или» истинно, если истинно хотя бы одно из двух составляющих его высказываний. В остальных случаях оно ложно.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.


– Высказывание «Ель – лиственное дерево» – ложное.

– Высказывание «Ель – хвойное дерево» – истинное.

– Высказывание «Ель – лиственное или хвойное дерево» – истинное.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату

Задание 2.

– Определите, истинно или ложно составное высказывание
с союзом «или», если:

1) Первое высказывание истинно, а второе ложно. (Истинно.)

2) Первое высказывание ложно, а второе истинно. (Истинно.)

3) Оба высказывания истинные. (Истинно.)

4) Оба высказывания ложные. (Ложно.)

Задание 3.

– Прочитайте простые высказывания и укажите, истинны они или ложны. Соедините каждое из двух высказываний союзом «или». Какое высказывание получилось: истинное или ложное?

1) Высказывание «Буква э – гласная или буква э – согласная» – истинное.

2) Высказывание «Тринадцать больше тридцати или тринадцать меньше тридцати» – истинное.

3) Высказывание «В сутках 12 часов или в сутках 36 часов» – ложное.

4) Высказывание «Число 6 делится на 2 или число 6 делится на 3» – истинное.

Задание 4.

– Из каких двух высказываний образовано каждое составное высказывание?

– Истинно или ложно каждое из составных высказываний?

1) Высказывание «В одном часе 100 минут или 60 минут» – истинное.

2) Высказывание «Март – первый месяц весны или лета» – истинное.

3) Высказывание «Слоны обитают на северном или на южном полюсе» – ложное.

4) Высказывание «Разность чисел 960 и 180 равна 780 или 880» – истинное.

5) Высказывание «В одном метре 100 см или 10 дм» – истинное.

6) Высказывание «Основанием пирамиды может быть квадрат или семиугольник» – истинное.

Задание 5*

– Приведите примеры истинных и ложных составных высказываний, образованных с помощью союза «или»

Примеры высказываний:

– Осина – лиственное или хвойное дерево.

– В одном километре 1000 метров или 100 дециметров.

– Январь – весенний или летний месяц

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 41–42).

Задание 17.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.





– Вычислите. Проверьте сложение вычитанием, вычитание –сложением.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.




Ответы:

263127 + 736452 = 999579

728326 – 607314 = 121012

32736 + 398585 = 431321

900076 – 704977 = 195099

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала

Задание 18.

– Найдите значения выражений.

Ответы:

(15 · (178 + 5) + 90) · 7 = 19845

486 : 9 · (46 + 54) : 10 = 540

624268 – 13965 + 190008 = 800311

105 · (6 + 203) – 300 : 5 = 21885

(6275 – 1829) · 0 + 3500 = 3500

0 : (17068 + 91374) + 10000 = 10000

Задание 19.

– Выполните вычисления.

– Какие математические знания помогли вам выполнить это задание?

Ответы:

1) 35 · 104 – (320 : 80 + 156) : 160 = 3639.

2) 25 · (146 + 254) : 100 = 100.

Задание 20*

– Сумма трех чисел равна 30217. Первое слагаемое – наименьшее пятизначное число, второе – наибольшее четырехзначное. Чему равно каждое из слагаемых суммы?

10000 + 9999 + = 30217

19999 + = 30217

= 30217 – 19999

= 10218

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Понравилась ли вам работа на уроке?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий – если некоторые вопросы вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию, продолжают фразы

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!