СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состояние природы Краснодарского края и ее охрана

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Состояние природы Краснодарского края и ее охрана»

Тема: «Состояние природы Краснодарского края и ее охрана»


Цель занятия: сформировать представление об исчезающих видах растений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы.

Задачи:

  1. Систематизировать знания учащихся о растительном мире КК.

  2. Воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы края, любовь ко всему живому.

  3. Формировать активную жизненную позицию.


Ход занятия:


  1. Организационный момент.

2. Изучение материала.

КК представляет собой подлинную жемчужину природы. Чрезвычайно богат и разнообразен его растительный. Богатство родной природы нужно не только разумно и бережно использовать, но и заботиться о сохранении их для будущих поколений. Неразумное хищническое истребление какого-либо вида, наносит большой вред природе. Загрязнение природной среды и интенсивное земледелие нарушило экологическое равновесие в природе. Под угрозой исчезновения находятся многие сообщества и виды. В Красную книгу края занесено 257 видов растений.

4. «Кто лучше знает».

В течение 2-3 минут необходимо записать в тетрадь названия растений, произрастающих в своей местности. Выигрывает тот, кто записал наибольшее количество названий и не допустил ни одной ошибки. При проверке задания учащиеся дополняют ответы друг друга.

5. Выступление обучающихся.

1-ый ученик:

Несколько сотен лет назад Азово-Кубанская равнина представляла собой целинную разнотравно-типчаково-ковыльную степь. Ныне более 70 процентов её площадей распахано, занято сельско-хозяйственными культурами.

С VI-VII вв. природные ресурсы начинают испытывать мощную антропогенную нагрузку. Идёт «война» против шумных дубрав, сосняков, каштанов Леса рубились беспощадно - на топливо, при строительстве укреплений, прокладывании дорог, заготовке веточного корма.

Лесопромышленник Вартан Буз-оглы по подряду английского торгового дома в 1873 г. получил разрешение на вырубку 40 тысяч пудов самшита в бассейне реки Сочи.Чтобы вывести этот самшит, потребовалось уничтожить120 тысяч пудов годовой древесины. Сегодня и самшит, и сосна пицундская занесены в Красную книгу.

2-ой ученик:

Птицы приносят большую пользу народному хозяйству, уничтожая вредных насекомых и грызунов. Например, одна ласточка ловит за день более тысячи вредителей растений. Сотни деревьев спасают дятлы, поедая личинки жуков, спрятавшихся под корой.

Сова за лето уничтожает тысячу мышей, а каждая мышь съедает в год 1 килограмм зерна. Выходит, что только одна сова сохраняет нам в год тонну хлеба. Загрязнённость почвы, воздуха привела к резкому сокращению численности насекомоядных птиц: скворцов, ласточек, воробьёв. Но увеличилось количество ворон, голубей.

Городские помойки служат им отличной кормовой базой. Почти исчезла из наших полей и садов божья коровка, а ведь именно она уничтожает личинки колорадского жука.

5. С целью сохранения редких и исчезающих видов представителей живого мира на территории края созданы особо охраняемые природные территории.

Существуют следующие особо охраняемые природные территории краевого значения:

. государственные природные заказники;

. памятники природы;

. дендрологические парки и ботанические сады;

. лечебно-оздоровительные местности и курорты.

7. Виртуальная экскурсия по Кавказскому государственному биосферному заповеднику (Просмотр электронной презентации).

8. Вопрос классу: Какое животное вы бы назвали царём Кавказского заповедника? Именно для спасения этого животного Кавказский заповедник и был создан. (Кавказский зубр) .

9. А теперь я предлагаю вам провести экскурсии по заказникам края.

Заказники степной и лесостепной зоны:

Новоберезанский заказник. Это зоологический заказник. Расположен В Брюховецком, Выселковском, Кореновском районах. Площадь – 10600 га. Охраняемые животные: дрофа, куропатка, фазан, перепел, лебедь, нутрия, ондатра, заяц-русак.

Заказники зоны лесов: В зоне лесов создано 12 заказников.

В заказнике Большой Утриш охраняется уникальная средиземноморская система - вековой можжевеловый и фисташковый лес, которого в России практически нигде не осталось.

В Крымском заказнике охраняется кавказский благородный олень и другие животные леса.

В Сочиском заказнике охраняются кабан, олень, косуля, серна, медведь, белка, куница, норка, выдра.

Заказники Приазовья: В недавнем прошлом здесь встречалось до 200 видов птиц, преимущественно болотных и водоплавающих. Среди них утки, гуси, лебеди-шипуны, цапли, пеликаны, кулики, чайки и многие другие.

Какой вывод мы можем сделать? Достаточно ли заказников на территории края для сохранения ландшафтов? Где бы вы создали ещё заказники?

10. Обсуждение материалов периодической печати и Интернет

Вступительное слово учителя. Мы познакомились с особо охраняемыми территориями КК. Их у нас в крае достаточно много:

- 1 заповедник

- 1 национальный парк

- 16 заказников

- 407 памятников природы.

Так ли благополучно обстоят дела с охраной природы? О каких проблемах упоминают СМИ?

. Ландшафтный заказник «Черногорье» существует лишь на бумаге. Рядом с пещерой «Каньон» члены комиссии обнаружили множество свежесрубленных пихт. Деревья высотой до 10 м. были срублены в целях добычи их вершин для новогодних ёлок, стволы деревьев были брошены на месте порубов.

. Продолжается вывоз необработанного леса ценных пород из КК за границу. Пользуясь «дырками» в нормативной базе и бездействием контролирующих органов, коммерсанты отправляют в Турцию древесину каштана, дуба и груши.

. На территории государственного заказника в Крымском районе КК неизвестные застрелили годовалого самца кавказского благородного оленя. На оленя охотились в лесу, который охраняется государством.

. Значительное количество первоцветов торговцы везут из южных регионов в Москву. А между тем эти цветы (подснежники, цикламены, морозники, иглицы, крокусы) находятся на грани полного исчезновения. Первоцветы варварски уничтожают, вырывая их целыми охапками, вместе с корнями.

В адрес главы администрации КК Ткачёва А. и председателя Законадательного собрания Бекетова направлено обращение общественности о необходимости срочных мер по спасению особо охраняемых природных территорий краевого значения.

Обращение к учащимся: Если бы вы были представителями законадательной власти КК, какие бы вы внесли предложения в законодательство по вопросам охраны природы?

А пока мы просто школьники. Давайте вспомним правила поведения на природе:

. Костёр надо разводить на старом кострище, а если такого нет, то на открытом месте, чтобы пламя не касалось листвы деревьев.

. Ни в коем случае нельзя сжигать отходы из пластика, нельзя оставлять в лесу стекло.

. Постарайтесь посадить несколько деревьев, вырастить свой цветник.

. Не разоряйте птичьи гнёзда и муравейники.

11: Составление синквэйна с ключевым словом «природа»

Правила написания «синквэйна»:

  1. Одно слово – существительное. Тема «синквэйна».

  2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.

  3. Три слова – глаголы.

  4. Четыре слова – предложение, которое выражает твоё отношение к первой строке – теме «синквэйна».

  5. Одно слово – ассоциация к первой строке, теме «синквэйна».

12. Подведение итогов.

Первичное закрепление:

. Какие редкие и исчезающие растения и животные своей местности вам известны?

. Какие мероприятия по охране растений и живого мира проводятся в крае?

. Какие особо охраняемые территории есть в пределах КК?

. Приведите примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу Кубани?

. Имеются ли в месте вашего проживания заповедники и заказники?

С какой целью они созданы?

. В каком году создан Кавказский биосферный заповедник?

Мне хочется завершить урок словами русского писателя Пришвина М. М. «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»

Давайте всем миром, казачьим народом

Родную природу любить и беречь.

Я думаю, что все, присутствующие здесь на уроке присоединяются к этому призыву. Только все вместе мы сможем спасти родную природу!

Домашнее задание: составить и изучить список редких и охраняемых растений своего края.

































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!