СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сотрудничество семьи и школы в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас остро встаёт вопрос о взаимодействии, сотрудничестве семьи и школы. Дети много проводят времени дома и в школе. Поэтому важно, чтобы взаимодейсвие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринималось детьми. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками в вопросах воспитания подрастающего поколения, будут решать проблемы вместе согласованно, без противоречий и конфликтов.

Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество семьи и школы в вопросах воспитания подрастающего поколения.»

Сотрудничество школы и семьи в воспитании подрастающего поколения.

Мы знаем без сомненья:

продлится много дней

союз детей, родителей

и нас – учителей!

Проблема социальной активности подрастающего поколения особенно важна в современном обществе, современной школе. Время требует от молодых людей направленности личности на постоянное саморазвитие, самовоспитание, самореализацию. Проблема заключается в том, что молодые люди крайне редко бывают инициаторами и организаторами школьных дел. В общественной жизни занимают пассивно-исполнительскую позицию, не стремятся к достижению успеха. Этому способствует низкая личностная мотивация учащихся, довольно высокий процент подростков с заниженной самооценкой. Образовательное учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания без установления взаимовыгодного социального партнерства. Одной из мотиваций повышения социальной активности учащихся может стать использование семейных отношений как традиционной ценности семьи, брака, престижа материнства и отцовства, организации совместного досуга детей и родителей, выдвижение семей для участия в конкурсах и тд. В последнее время многие родители стали всё больше устраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на детский сад, школу, подменяя вакуум общения с детьми ложной любовью, страхом за ребёнка, желанием посытнее накормить, лучше одеть… И растут дети подчас сытыми, красиво одетыми, но бездуховными, недобрыми, чёрствыми, завистливыми, а иногда и жестокими, черпая в семье эту бездуховность, расхождение слов с делом, наблюдая чёрствость родителей в отношении друг к другу. А ведь в семье ребёнок получает исходные жизненные установки. Всё начинается с семьи и, когда дело касается воспитания, как раз семья является той почвой, на которой может вырасти либо цветок, либо сорняк. И в первую очередь это зависит от родителей. И в меньшей степени от школы. Но, если эту степень использовать на все 100%, то ребёнку можно во многом помочь определиться как личности. Педагоги понимают, как важно привлечь родителей к школе. Сильный союз Учитель, воспитатель – ребёнок – родитель поможет правильно организовать воспитательный и учебный процесс.

Сейчас остро встаёт вопрос о единстве семьи и школы. Несомненно, учреждение образования даёт много, но все исходные жизненные установки человек получает в семье. Сила воздействия родителей на детей огромна. Всё, что заложено в детстве, прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье так сильны, что от них трудно освободиться долго, даже в течение всей жизни. Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребёнка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Ребёнок проводит много времени в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались детьми. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками и будут решать вместе проблемы воспитания согласовано, без противоречий и конфликтов. Партнерство проявляется в совместной постановке задач развития, в подготовке и осуществлении конкретных мероприятий (чаще всего внеурочной), в распределении ответственности и координации усилий. Уникальный потенциал внеурочной деятельности расширяет возможности всей системы общего образования, играет определенную роль в её модернизации, а именно в обеспечении преемственности образовательных программ, усилении личностной, творческой, практической и социальной составляющих содержания образования, обеспечении детям шанса на успех в выбранном виде деятельности.

Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Однако современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот к проблемам и нуждам семей. С другой наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это и финансовое, и социальное расслоение, падение жизненного уровня определённых семей, когда родители озабочены в первую очередь решением проблем экономического выживания, в следствии чего усиливается тенденция самоустранения многих родителей от вопросов воспитания и личностного развития детей. Кроме того, отмечается рост разводов, увеличение неполных семей. Воспитание подрастающего поколения осуществляется порой интуитивно, вслепую. Значит, часть подростков отдаляется от родителей. В таких семьях нет прочных межличностных связей между детьми и родителями и, поэтому, авторитетом для ребёнка может стать представители негативного окружения, что приводит его к «выходу» из-под влияния семьи, что способствует росту детской преступности, наркомании, других негативных последствий. Следовательно, в сложных условиях, семье требуется систематическая и квалифицированная помощь. Кризисные явления в современном обществе сказываются на состоянии духовного, физического, нравственного развития, а также психического здоровья подрастающего поколения. Именно школа и семья, это та «почва», на которой произрастает целостная личность, способная преодолеть негативные поступки и проявления в поведении, сформировать правильные жизненные ориентиры.

Главной целью воспитательной работы в данном направлении и является организация социально-педагогической деятельности по повышению и развитию воспитательного потенциала семьи, созданию благоприятной семейной атмосферы для полноценного личностного развития ребёнка. Большинство родителей, конечно же, испытывают затруднения в воспитании детей, поэтому перед педагогами встаёт ряд задач по организации взаимодействия семьи и школы:

- обеспечить единство процесса воспитания в школе и семье.

- изучить воспитательские возможности каждой семьи для дальнейшей дифференциальной работы.

- повышать педагогическую культуру семьи.

- организовать совместную работу педагогов и родителей по созданию комфортной педагогической среды для каждого ребёнка.

- координировать усилия семьи и школы в вопросах воспитания.

Деятельность многих школ в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Это естественно, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно они должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящие обе стороны к сотрудничеству. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их участия будет зависеть во многом и качество образовательного процесса.

Макаренко подчёркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле… Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Семья – это ячейка, где ребёнок набирается народной мудрости, перенимает жизненный опыт своих родителей, учится понимать других (особенно в многодетных семьях), любить, заботиться о других членах семьи. Поэтому только с семьёй, где сформированы комфортные отношения с детьми, основанные на взаимопонимании, уважении, терпении и свободные от эмоциональной зависимости, только с такой семьёй можно выстраивать единую линию воспитания ребёнка, повышать его социальную активность.

Взаимодействие школы и семьи обуславливается их функциями. Школа – институт профессиональный, в ней работают люди со специальным образованием, в то время как родители воспитывают своих детей на базе любви, опыта, традиций, собственных воспоминаний детства. Поэтому главными принципами совместной деятельности по воспитанию детей должны быть доверие, сотрудничество, позиция участия, понимание, диалог, конфиденциальность. Учебно-воспитательский процесс в школе не будет иметь успеха без тесного контакта с родителями. В воспитательской деятельности должна присутствовать этика взаимодействия с родителями. Чтобы иметь влияние на родителей, надо с уважением относится к детям. Не критиковать личность учащегося перед родителями, анализировать недостатки и отрицательное поведение. Необходимо оказывать влияние на семью через учащегося. Родители должны видеть заботу о своём ребёнке, об ученическом коллективе. Нужно опираться на положительный семейный опыт, создавать такие условия, чтобы родители не опасались доверять педагогу любую информацию о детях. Часто родители нуждаются в квалифицированных советах, в товарищеской помощи, а не в поучениях и нотациях, жалобах и упрёках, назиданиях. Главное, чтобы воспитанник приносил из школы в семью радость, хороший настрой, позитив. И к этому нужно стремиться.

Для педагогов, постоянно стремящихся к созданию комфортного воспитательского процесса, очень важно, к каким выводам родители и воспитатели приходят сообща, что за этим следует, как это отражается на ребёнке, работает ли это на благо детей, семье и педагогу лично. Несомненно, без заинтересованности всех участников воспитательного процесса, невозможно добиться единства, целостности школьно-семейного воспитания, достичь эффективности воспитательной системы.

Однообразие форм всегда порождают серость, скуку, снижает силу воздействия на детей, отталкивает их, отторгает и родителей от участия в активной деятельности. Поэтому содержание и формы деятельности должны соответствовать возрасту детей, отличаться своим разнообразием, иметь выход на практический результат – приносить пользу и радость людям, быть эффективными.

И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. И только совместными усилиями, поддерживая и дополняя друг друга, школа и семья могут достичь желаемых результатов.

Семья и школа – незаменимый источник энергии, ресурсов для ребёнка. Человека создают любовью – любовью отца к матери, матери к отцу, к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека.

К сожалению, нельзя воспитать ребёнка нравственным, лишь разъясняя, что хорошо, что плохо. Он может знать, что нужно быть добрым, отзывчивым, но оставаться равнодушным, безучастным к чужой беде, знать, что лгать недопустимо, но говорить неправду. Стать мудрым другом и наставником ребёнку, стараться не навязчиво, мягко направлять мысли подростка в правильное русло, не уничтожая при этом его собственную инициативу, - вот условия настоящей, истинной родительской и учительской любви.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!