СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взаимодействие с родителями является одной из важнейших проблем в современной логопедии. Очень важно знать, как правильно организовать такое взаимодействие.

Просмотр содержимого документа
«Сотрудничество учителя-логопеда с родителями обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

 Сотрудничество учителя-логопеда  с родителями обучающихся  с интеллектуальными нарушениями

Сотрудничество учителя-логопеда с родителями обучающихся с интеллектуальными нарушениями

 актуальность проблемы  Взаимодействие с родителями является одной из актуальнейших в современной логопедии. Каждый учитель-логопед знает, что без сотрудничества с родителями, без их активной, действенной помощи не приходится надеяться на хорошие, стойкие или вообще какие-либо результаты в коррекционной работе с детьми. Многих родителей волнуют проблемы с обучением, но они мало внимания обращают на речь, зачастую не понимая, что без сформированных речевых навыков (лексических, звукопроизносительных, грамматических) нет и не может быть полноценного обучения.

актуальность проблемы

Взаимодействие с родителями является одной из актуальнейших в современной логопедии. Каждый учитель-логопед знает, что без сотрудничества с родителями, без их активной, действенной помощи не приходится надеяться на хорошие, стойкие или вообще какие-либо результаты в коррекционной работе с детьми. Многих родителей волнуют проблемы с обучением, но они мало внимания обращают на речь, зачастую не понимая, что без сформированных речевых навыков (лексических, звукопроизносительных, грамматических) нет и не может быть полноценного обучения.

 Проблемы при организации работы с семьями  - педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребёнку в образовательном учреждении и семье, игнорирование родителями того, что они выступают социальными заказчиками;  - несформированность у родителей педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребёнка, посмотреть на ситуацию его глазами;  - отсутствие должного уровня психолого-педагогического знаний у родителей.

Проблемы при организации работы с семьями

- педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребёнку в образовательном учреждении и семье, игнорирование родителями того, что они выступают социальными заказчиками;

- несформированность у родителей педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребёнка, посмотреть на ситуацию его глазами;

- отсутствие должного уровня психолого-педагогического знаний у родителей.

Барьеры непонимания, возникающие в процессе взаимодействия

Уровни непонимания

между логопедом и родителями

Фонематический барьер:

Подходы преодоления непонимания

Семантический барьер :

невнятная,  быстрая речь, речь с акцентом, с использованием несоответствующей смыслу высказывания жестикуляцией.

Предоставление информации четкой дикцией и уместной жестикуляцией.

Стилистический (синтаксический) барьер:

использование непонятной научной, профессиональной терминологии; несогласованность представлений из-за разных уровней образования, профессии, индивидуальных особенностей

Владение информацией об аудитории, использование знакомых терминов, понятий, вдумчивое введение новых слов.

Логический барьер :

несоответствие словесной формы эмоциональному содержанию.

Умение  правильно структурировать информацию, четко организовывать сообщение, используя перечисление, выделяя акценты.

возникает из-за неправильных или неразделяемых аргументов и логики собеседника.

Знание психологического, образовательного уровня слушателей. Для людей с высокой заинтересованностью, восходящая система аргументации  (от частного к общему) и наоборот.

 Принципы сотрудничества  - индивидуальный подход к каждой семье;  - гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции;  - преемственность согласованных действий;  - открытость отношений;  - поэтапность  реализации задач сотрудничества;  - эффективность выбранных форм сотрудничества;  - обратная связь.  

Принципы сотрудничества

- индивидуальный подход к каждой семье;

- гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции;

- преемственность согласованных действий;

- открытость отношений;

- поэтапность  реализации задач сотрудничества;

- эффективность выбранных форм сотрудничества;

- обратная связь.

 

Организация коррекционной работы

с семьями различного типа           

Типы семьи

Характеристика типа семьи

1.    Семьи с устойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме.

                                         

Атмосфера в семье нравственно-положительная, родители осуществляют целенаправленное воспитание, активно сотрудничают с ОУ. Отношения в семье стабильные, доброжелательные.

2. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме

Работа с семьей

Высокая социальная направленность, родители активны, хорошие взаимоотношения между членами семьи. Но ситуация нестабильна: возникают трудности во взаимоотношениях, отрицательно влияющих на микроклимат в семье, вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров

1.Изучение и пропаганда опыта отношений, воспитания, семейных традиций.

2.Помощь специалистов по запросу родителей.

1.Помощь родителям в установлении устойчивых, стабильных взаимоотношений (привлечение к взаимодействию обоих родителей).

2.Знакомство родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

3.Оказание педагогической, логопедической, психологической помощи при необходимости.

3. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме В семье не созданы необходимые условия, нет порядка в организации жизнедеятельности семьи. Типичны конфликты из-за несовпадения взглядов и требований к детям, атмосфера в семье авторитарная. 4. Семьи с безнравственным, асоциальным поведением 1.Обсуждение проблем развития и коррекции, совместный поиск их преодоления. Родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни и занятий. В таких семьях присутствую алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение 2.Вовлечение родителей в процесс воспитания, развития, коррекции (обоих родителей и индивидуально). Целесообразно давать практические задания, предварительно проконсультировав родителей, отмечать успехи и достижения детей (даже самые незначительные). 1.Индивидуальные формы общения, беседы, посещение родителями ОУ. 2.Привлечение общественности (соц. работника, руководителя ОУ, психолога и др.)

3. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме

В семье не созданы необходимые условия, нет порядка в организации жизнедеятельности семьи. Типичны конфликты из-за несовпадения взглядов и требований к детям, атмосфера в семье авторитарная.

4. Семьи с безнравственным, асоциальным поведением

1.Обсуждение проблем развития и коррекции, совместный поиск их преодоления.

Родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни и занятий. В таких семьях присутствую алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

2.Вовлечение родителей в процесс воспитания, развития, коррекции (обоих родителей и индивидуально). Целесообразно давать практические задания, предварительно проконсультировав родителей, отмечать успехи и достижения детей (даже самые незначительные).

1.Индивидуальные формы общения, беседы, посещение родителями ОУ.

2.Привлечение общественности (соц. работника, руководителя ОУ, психолога и др.)

   Цели и задачи коррекционно–развивающей  работы в системе взаимодействия  «логопед – родитель»    - оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями речи;  - создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка в образовательном учреждении;  - оказание поддержки в формировании адекватных взаимоотношений между родителями и их детьми в системе взаимодействия «родитель – ребенок».

Цели и задачи коррекционно–развивающей работы в системе взаимодействия «логопед – родитель»

- оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями речи;

- создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка в образовательном учреждении;

- оказание поддержки в формировании адекватных взаимоотношений между родителями и их детьми в системе взаимодействия «родитель – ребенок».

 Направления коррекционно–развивающей  работы с семьей  1.Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого и психического развития ребенка .  2. Изучение и коррекция родительских социально–психологических установок и формирование у родителей адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка.  3. Ознакомление родителей с содержанием коррекционно–педагогической работы в  школе.  4. Повышение педагогической компетентности родителей (обучение конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним).  5. Активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы с ребенком.

Направления коррекционно–развивающей работы с семьей

1.Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого и психического развития ребенка .

2. Изучение и коррекция родительских социально–психологических установок и формирование у родителей адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка.

3. Ознакомление родителей с содержанием коррекционно–педагогической работы в  школе.

4. Повышение педагогической компетентности родителей (обучение конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним).

5. Активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы с ребенком.

Реализация направлений сотрудничества  Родительские собрания.  Беседы.  Анкетирование.  Консультации:  - по итогам диагностики;  - по итогам коррекционного обучения;  - по организации работы учителя-логопеда;  - по использованию конкретных методов и приемов коррекции речи детей.  Информационный стенд «Речевой уголок».  Открытые индивидуальные  занятия.  Проведение праздников и других совместных мероприятий.

Реализация направлений сотрудничества

Родительские собрания.

Беседы.

Анкетирование.

Консультации:

- по итогам диагностики;

- по итогам коррекционного обучения;

- по организации работы учителя-логопеда;

- по использованию конкретных методов и приемов коррекции речи детей.

Информационный стенд «Речевой уголок».

Открытые индивидуальные  занятия.

Проведение праздников и других совместных мероприятий.

родительское собрание – это важный элемент стратегии общения с семьёй, на нём закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение детей.

родительское собрание – это важный элемент стратегии общения с семьёй, на нём закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение детей.

 Основные цели и задачи  родительских собраний  - повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;  - привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, обучения, развития (в частности, речевого) и воспитания детей.  Осуществляются эти цели в постановке следующих задач:  - помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребёнка (в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей) и учитывать их в общении;  - осознать свою позицию в общении с детьми в рамках семейного воспитания;  - научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения;  - овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;  - выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком;  - активизировать коммуникации в семье;  - стимулировать к активному взаимодействию с учителем-логопедом.

Основные цели и задачи родительских собраний

- повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;

- привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, обучения, развития (в частности, речевого) и воспитания детей.

Осуществляются эти цели в постановке следующих задач:

- помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребёнка (в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей) и учитывать их в общении;

- осознать свою позицию в общении с детьми в рамках семейного воспитания;

- научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения;

- овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;

- выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком;

- активизировать коммуникации в семье;

- стимулировать к активному взаимодействию с учителем-логопедом.

 Правильно организованное собрание  - проходит с равной активностью родителей и педагогов;  - участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними;  - тематика собрания заранее известна всем;  - собраний не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными по времени;  - итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.  Подготовка к родительскому собранию предполагает координацию усилий всех специалистов ОУ, поэтому создание и поддержание коллегиальных отношений является важным аспектом в работе учителя-логопеда.

Правильно организованное собрание

- проходит с равной активностью родителей и педагогов;

- участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними;

- тематика собрания заранее известна всем;

- собраний не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными по времени;

- итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.

Подготовка к родительскому собранию предполагает координацию усилий всех специалистов ОУ, поэтому создание и поддержание коллегиальных отношений является важным аспектом в работе учителя-логопеда.

 Виды родительских собраний  - организационные;  - установочные (инструктивные);  - знакомящие с аналитическими материалами из жизни образовательного учреждения;  - консультативные;  - совместные с воспитанниками и родителями;  - связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям;  - тематические;  - собрания-диспуты;  - собрания-практикумы;  - отчётные (итоговые);  - информационно-просветительские.

Виды родительских собраний

- организационные;

- установочные (инструктивные);

- знакомящие с аналитическими материалами из жизни образовательного учреждения;

- консультативные;

- совместные с воспитанниками и родителями;

- связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям;

- тематические;

- собрания-диспуты;

- собрания-практикумы;

- отчётные (итоговые);

- информационно-просветительские.

 Успешного сотрудничества!

Успешного сотрудничества!