Сотрудничество учителя-логопеда с родителями обучающихся с интеллектуальными нарушениями
актуальность проблемы
Взаимодействие с родителями является одной из актуальнейших в современной логопедии. Каждый учитель-логопед знает, что без сотрудничества с родителями, без их активной, действенной помощи не приходится надеяться на хорошие, стойкие или вообще какие-либо результаты в коррекционной работе с детьми. Многих родителей волнуют проблемы с обучением, но они мало внимания обращают на речь, зачастую не понимая, что без сформированных речевых навыков (лексических, звукопроизносительных, грамматических) нет и не может быть полноценного обучения.
Проблемы при организации работы с семьями
- педагогическая пассивность родителей: непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребёнку в образовательном учреждении и семье, игнорирование родителями того, что они выступают социальными заказчиками;
- несформированность у родителей педагогической рефлексии, то есть умения самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребёнка, посмотреть на ситуацию его глазами;
- отсутствие должного уровня психолого-педагогического знаний у родителей.
Барьеры непонимания, возникающие в процессе взаимодействия
Уровни непонимания
между логопедом и родителями
Фонематический барьер:
Подходы преодоления непонимания
Семантический барьер :
невнятная, быстрая речь, речь с акцентом, с использованием несоответствующей смыслу высказывания жестикуляцией.
Предоставление информации четкой дикцией и уместной жестикуляцией.
Стилистический (синтаксический) барьер:
использование непонятной научной, профессиональной терминологии; несогласованность представлений из-за разных уровней образования, профессии, индивидуальных особенностей
Владение информацией об аудитории, использование знакомых терминов, понятий, вдумчивое введение новых слов.
Логический барьер :
несоответствие словесной формы эмоциональному содержанию.
Умение правильно структурировать информацию, четко организовывать сообщение, используя перечисление, выделяя акценты.
возникает из-за неправильных или неразделяемых аргументов и логики собеседника.
Знание психологического, образовательного уровня слушателей. Для людей с высокой заинтересованностью, восходящая система аргументации (от частного к общему) и наоборот.
Принципы сотрудничества
- индивидуальный подход к каждой семье;
- гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции;
- преемственность согласованных действий;
- открытость отношений;
- поэтапность реализации задач сотрудничества;
- эффективность выбранных форм сотрудничества;
- обратная связь.
Организация коррекционной работы
с семьями различного типа
Типы семьи
Характеристика типа семьи
1. Семьи с устойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме.
Атмосфера в семье нравственно-положительная, родители осуществляют целенаправленное воспитание, активно сотрудничают с ОУ. Отношения в семье стабильные, доброжелательные.
2. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме
Работа с семьей
Высокая социальная направленность, родители активны, хорошие взаимоотношения между членами семьи. Но ситуация нестабильна: возникают трудности во взаимоотношениях, отрицательно влияющих на микроклимат в семье, вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров
1.Изучение и пропаганда опыта отношений, воспитания, семейных традиций.
2.Помощь специалистов по запросу родителей.
1.Помощь родителям в установлении устойчивых, стабильных взаимоотношений (привлечение к взаимодействию обоих родителей).
2.Знакомство родителей с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
3.Оказание педагогической, логопедической, психологической помощи при необходимости.
3. Семьи с неустойчивыми педагогическими условиями для психологической и практической подготовки детей к жизни в социуме
В семье не созданы необходимые условия, нет порядка в организации жизнедеятельности семьи. Типичны конфликты из-за несовпадения взглядов и требований к детям, атмосфера в семье авторитарная.
4. Семьи с безнравственным, асоциальным поведением
1.Обсуждение проблем развития и коррекции, совместный поиск их преодоления.
Родители не чувствуют ответственности за воспитание детей, не занимаются организацией их жизни и занятий. В таких семьях присутствую алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение
2.Вовлечение родителей в процесс воспитания, развития, коррекции (обоих родителей и индивидуально). Целесообразно давать практические задания, предварительно проконсультировав родителей, отмечать успехи и достижения детей (даже самые незначительные).
1.Индивидуальные формы общения, беседы, посещение родителями ОУ.
2.Привлечение общественности (соц. работника, руководителя ОУ, психолога и др.)
Цели и задачи коррекционно–развивающей работы в системе взаимодействия «логопед – родитель»
- оказание квалифицированной поддержки родителям, имеющим детей с нарушениями речи;
- создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка в образовательном учреждении;
- оказание поддержки в формировании адекватных взаимоотношений между родителями и их детьми в системе взаимодействия «родитель – ребенок».
Направления коррекционно–развивающей работы с семьей
1.Ознакомление родителей с результатами диагностики речевого и психического развития ребенка .
2. Изучение и коррекция родительских социально–психологических установок и формирование у родителей адекватной позиции по отношению к проблемам ребенка.
3. Ознакомление родителей с содержанием коррекционно–педагогической работы в школе.
4. Повышение педагогической компетентности родителей (обучение конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним).
5. Активное привлечение родителей к организации условий, способствующих эффективности коррекционно–развивающей работы с ребенком.
Реализация направлений сотрудничества
Родительские собрания.
Беседы.
Анкетирование.
Консультации:
- по итогам диагностики;
- по итогам коррекционного обучения;
- по организации работы учителя-логопеда;
- по использованию конкретных методов и приемов коррекции речи детей.
Информационный стенд «Речевой уголок».
Открытые индивидуальные занятия.
Проведение праздников и других совместных мероприятий.
родительское собрание – это важный элемент стратегии общения с семьёй, на нём закладываются основы сотрудничества и взаимопонимания, обеспечивается единство взглядов на воспитание и обучение детей.
Основные цели и задачи родительских собраний
- повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;
- привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, обучения, развития (в частности, речевого) и воспитания детей.
Осуществляются эти цели в постановке следующих задач:
- помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребёнка (в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей) и учитывать их в общении;
- осознать свою позицию в общении с детьми в рамках семейного воспитания;
- научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения;
- овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
- выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком;
- активизировать коммуникации в семье;
- стимулировать к активному взаимодействию с учителем-логопедом.
Правильно организованное собрание
- проходит с равной активностью родителей и педагогов;
- участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними;
- тематика собрания заранее известна всем;
- собраний не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными по времени;
- итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
Подготовка к родительскому собранию предполагает координацию усилий всех специалистов ОУ, поэтому создание и поддержание коллегиальных отношений является важным аспектом в работе учителя-логопеда.
Виды родительских собраний
- организационные;
- установочные (инструктивные);
- знакомящие с аналитическими материалами из жизни образовательного учреждения;
- консультативные;
- совместные с воспитанниками и родителями;
- связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям;
- тематические;
- собрания-диспуты;
- собрания-практикумы;
- отчётные (итоговые);
- информационно-просветительские.
Успешного сотрудничества!