СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Социальная адаптация подростков средствами психологического тренинга"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под социально-психологической адаптацией  мы понимаем такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности со средой, которое характеризуется:

  • осознанием необходимости для личности постепенных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения;

-    приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся условиям.

Просмотр содержимого документа
«"Социальная адаптация подростков средствами психологического тренинга"»

Социальная адаптация подростков средствами психологического тренинга (технологический аспект).

Рязанова Д.В.,

Институт теории образования и педагогики РАО,

к.п.н., н.с. лаборатории дидактики.


Под социально-психологической адаптацией мы понимаем такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности со средой, которое характеризуется:

  • осознанием необходимости для личности постепенных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения;

- приспособлением, которое рассматривается и как процесс, и как результат деятельности личности в отношении к изменившимся (меняющимся) условиям среды.1

Основная цель работы по социальной адаптации – помочь подростку в построении целостного образа «Я», в формировании адекватной самооценки, в построении взаимоотношений со сверстниками и значимыми взрослыми, а также в том, чтобы научить подростков совершать выбор, принимать решения и нести за них ответственность. Рассмотрим подростковый тренинг как наиболее распространенную технологию работы по социальной адаптации.

Под образовательной технологией мы понимаем упорядоченную систему действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению целей образования2.

Особенность технологии тренинга – в специфике проводимых занятий, в отличии роли ведущего от роли учителя. На этих занятиях ведущий – не носитель новых знаний, а организатор процесса по самопознанию и социальной адаптации.

Особенность тренинга для подростков, в отличие от тренингов для взрослых, – в большей ответственности ведущего. Это диктуется возрастными особенностями подростков, незавершенностью формирования личности, подростковой эмоциональностью. Ведущий не может оставлять подростка с нерешенной проблемой. Необходимо сотрудничество с семьей подростка, с учителями и другими взрослыми, воспитывающими его. Также подростковый тренинг отличает большая динамичность, более частая смена видов деятельности в организационном плане. В содержательном плане – темы, посвященные профессиональному самоопределению, отношениям с родителями, поведению на экзаменах.

Технология организации тренинговых занятий для подростков.

Важное место в технологии проведения всех тренинговых занятий имеют ритуалы начала и завершения работы. Например, в начале работы подростки подходят друг к другу, делятся своими переживаниями. В завершении занятия можно встать в круг, взявшись за руки, можно подойти к тому человеку, с которым было приятно работать.

Правила группы дают ощущение психологической безопасности, а следовательно, – и самораскрытия участникам, возможность ведущему избрать демократический стиль, апеллируя к правилам, а не к своему авторитету. Правила принимаются всеми участниками, в том числе – и ведущим, и другими взрослыми, пришедшими на тренинг.

Я-высказывания помогают участникам брать на себя ответственность за свои чувства и свое поведение, отличать свое отношение от отношения другого человека, следовательно, – с большим уважением относиться к другому. Для начала предлагаются определенные схемы, например: «Когда ты…., то я чувствую…», «Мне кажется, что…».

Работа проводится в разных форматах: обсуждение в общем кругу, работа в командах (по 8 – 10 человек), работа в микрогруппах (по 3 – 5 человек), работа в парах и индивидуальная работа. Состав групп всегда разный, что дает возможность подросткам получить опыт общения с разными людьми.

Ролевые игры, моделирующие жизненные ситуации, помогут отработать свое поведение, получить обратную связь от ведущего и других участников, побывать в роли другого человека, понять его.

Релаксация – традиционная техника тренингов, дает возможность расслабиться, посмотреть со стороны на себя, на ситуацию, на других людей, найти ресурсы для решения проблемы.

Обратная связь – необходимый элемент тренинга, позволяющий и ведущему, и участникам отслеживать общий групповой процесс. Это могут быть и высказывания в кругу после упражнения, и специальные жесты, и письменные работы.

Игры – это не только моделирование житейских ситуаций, но и деловые, и психологические игры, позволяющие наиболее полно отработать предлагаемую тему.

Технология работы ведущего подросткового тренинга.

Приемы прерывания призваны дать место в работе группы каждому участнику.

Включение в работу стеснительных подростков или ребят, привлекающих внимание группы как раз невключением в общую работу – важная деталь тренинговой работы.

Управление вниманием – это использование приемов, позволяющих отслеживать, что происходит на группе в каждый момент времени и управлять происходящим. К проблемным ситуациям относятся проявление в группе агрессии одним или несколькими участниками, монополизация внимания, сопротивление, застенчивые и неработающие участники, нарушение конфиденциальности, ссоры, массовый выход из группы.

На основании опыта работы из проблемных нами были выделены кризисные ситуации в группе. В отличие от проблемных, кризисные ситуации могут быть опасными для работы всей группы. Кризисные ситуации могут повредить работе группы, повлечь за собой ее распад, а могут, напротив, продвинуть группу на новый этап работы. Кризисные ситуации – это открытая конфронтация между участниками или между участником и ведущим (частный случай агрессии); отчужденность педагога и детей, потеря у детей интереса к занятиям (при факультативных занятиях эта отчужденность может выражаться в резком оттоке детей); сильная эмоциональная реакция одного – двух человек; выяснение подростками во время занятий отношений либо с ведущим, либо между собой (это можно рассматривать как частный случай монополизации внимания).




Программа «Я и мой мир» предназначена для подростков 10 – 13 лет и для юношей и девушек 14 –17 лет. Программа имеет общую цель и конкретные задачи для каждого возраста.

Основная цель программы - формирование образа «Я» у юношества, работа над простраиванием временных перспектив, работа над осмыслением отношений с близкими людьми. Задача преподавателя – помочь подростку в формировании целостного образа «Я» и адекватной самооценки, в построении взаимоотношений со сверстниками и значимыми взрослыми, а также в том, чтобы научить подростков принимать решения, совершать выбор и нести за него ответственность.

Задача подросткового возраста (10 –13 лет) в личностном плане – поиск идентичности (кто я? какой я?), начало сознательного самоизменения, саморазвития. В социальном плане – построение отношений в группе сверстников, формирования как чувства принадлежности к группе, так и независимости от нее.

Задача юношеского возраста (14 – 17 лет) – формирование образа «Я», установление глубоких и близких отношений, простраивание временных перспектив, построение отношений с противоположным полом.

Занятия направлены на развитие социальных умений, так необходимых подросткам:

  • Умение сказать «нет» и принять «нет».

  • Умение представить себя.

  • Умение работать в группе и следовать групповым правилам.

  • Умение свободно выражать свои мысли и чувства.

  • Умение слушать других.

Во время занятий ребята учатся справляться со своими эмоциями, всесторонне исследуют свой характер, смотрят на себя со стороны, пытаются понять причины своих поступков, задумываются о своем будущем.

Разыгрывая ситуации, моделирующие поведение, дети осваивают психологически грамотное поведение в ситуациях общения со сверстниками и взрослыми.

Основные формы работы: психологические игры, проигрывание ситуаций, емкие беседы, рисование, составление коллажей.

1 «Подросток на перекрестке эпох». – М, «Генезис», 1997 г.

2 Д.Г.Левитес «Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит», М., - Воронеж, 2001.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!