Социальное направление внеурочной работы понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.
Связующим звеном социальной направленности внеурочной работы детей выступают различные мероприятия такие как:
В условиях общеобразовательного учреждения социальная направленность дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание.
Еще одна отличительная черта социальной направленности детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы - интерната, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Социальная направленность создаст "ситуацию успеха", помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как "троечника" или "трудного".
Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития детей в условиях школы – интерната. Ее важность объясняется необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.
Социальная направленность выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство школы.
Особое значение имеет для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.
Таковы основные особенности социальной направленности внеурочной деятельности детей, развивающихся в условиях школы – интерната.
Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом.
Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать, передавать те законы, по которым живет взрослый мир (различные соц. роли, межличностные отношения). И эта передача происходит всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.
выявление склонностей, способностей и интересов к тем или иным видам деятельности;
создание благоприятных условий для становления самостоятельности и развития способности к самоорганизации.
В современном образовательном пространстве педагог помогает ребёнку с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Название тем по датам | 1класс | 2класс | 3класс | 4класс | 5класс |
Сентябрь |
1 Само управление | Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика Дежурства на месяц. | Организация работы в классе Выбор администрации класса, составление графика дежурства в классе | Организация собрания по самоуправлению дежурства, в классе, в столовой. | Администрация класса Выбор администрации класса. Назначение министров и распределение обязанностей | Организация работы в школе Составление графика дежурство в классе, в столовой, в коридоре |
2 Соц.проба | Акция «Помоги учителю» Встреча с учителем биологии Экскурсия на пришкольный участок Сбор семян цветов, | Акция «Помоги учителю» Сбор семян цветов, сушка, упаковка, хранение | Акция «Помоги учителю» Работа на пришкольном участке Посильная помощь учителю биологии | Акция «Помоги учителю» «Береги зеленые насаждения» Уход за комнатными растениями в классе и в школе | Акция «Помоги учителю» «Научился сам – научи другого» Уборка пришкольного участка |
3 КТД | Знакомство с оригами Изготовление пакетиков для сбора семян | Изготовление упаковочного материала для хранения семян цветов | Изготовление папки-гербария «Мои любимые цветы» | Цветочная выставка «Бал цветов» | «Цветочный праздник» |
4 Соц.проект | Конкурс рисунков «Учительница первая моя», Подготовка номеров к поздравлению | Конкурс рисунков «Учительница первая моя», Подготовка номеров к поздравлению | Подготовка к празднованию Дня учителя. | Подготовка к празднованию Дня учителя (концертная программа, встречи с ветеранами педагогического труда) | Подготовка к празднованию Дня учителя (концертная программа, встречи с ветеранами педагогического труда) |
октябрь |
1 Самоуправление | Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика Дежурства на месяц. | «Порядок в классе, порядок в коридоре.» закрепление обязанностей каждого члена коллектива. | «Порядок в классе, порядок в коридоре.» Организация дежурства в классе, в коридоре, в столовой. | «Научился сам – научи другого» организация перемен с первоклассниками | «Научился сам – научи другого» организация перемен с первоклассниками |
2 Соц.проба | Акция «Откуда хлеб на стол пришёл?» Экскурсия на хлебопекарню | Акция «Откуда хлеб на стол пришёл?» Экскурсия на хлебопекарню | Акция «Как хлеб на стол пришёл?» Собрание историй о зерне. | Акция «Как хлеб на стол пришёл? От А до Я» Составление презентации с использованием собранной истории 3классниками. | Мероприятие, посвященное хлебу. |
3 КТД | Конкурсы рисунков «Моя малая родина в будущем», «Край, в котором я живу» | Конкурсы рисунков «Моя малая родина в будущем», «Край, в котором я живу» | Выставка поделок из природного материала | Выставка поделок из природного материала | Конкурс фотографий «Край, в котором я живу, природа в объективе». |
4 Соц.проект | «О маленьких ранах» (правила поведения на природе) «Друзья и враги леса» | «О маленьких ранах» (правила поведения на природе) «Друзья и враги леса» | «О больших ранах, которые наносят природе люди» создание газеты. | «О больших ранах, которые наносят природе люди» создание презентации | Конкурс рисунков «Природа в опасности» |
ноябрь |
Каникулы. |
2 Соц.проба | «Мы, наши имена, фамилии и отчества» (культура общения со взрослыми и сверстниками) | «Мы, наши имена, фамилии и отчества» (культура общения со взрослыми и сверстниками) | «Чем мы обязаны взрослым» Мероприятие | «Чем мы обязаны взрослым» Мероприятие | «Неразлучные друзья – взрослые и дети». Мероприятие |
3 КТД | Конкурс рисунков «Моя семья» | Конкурс рисунков «Моя семья» | Конкурс рисунков «Моя семья» | Конкурс рисунков «Моя семья» | Конкурс рисунков «Моя семья» |
4 Соц.проект | Акция «Здоровый образ жизни» мой распорядок дня дома. | Акция «Здоровый образ жизни» полезные и вредные продукты. | Акция «Здоровый образ жизни» «Витамины» Изготовление газеты | Акция «Здоровый образ жизни» составление викторины для малышей. | Акция «Здоровый образ жизни» мероприятие для малышей. |
декабрь |
1 Самоуправление | «Я сегодня молодец!» Мои успехи по работе в классе. | «Я сегодня молодец!» Мои успехи по работе в классе. | Подведение итогов по самоуправлению в классе: организации дежурств в классе, столовой. | Газета «Как я выполнял обязанности в жизни класса. | Диспут «Мои идеи по работе дежурства по школе, в классе» |
2 Соц.проба | «Новогоднее настроение» посещение театров, просмотр новогодних представлений | «Новогоднее настроение» посещение театров, просмотр новогодних представлений | «Новогоднее настроение» (оформление кабинета) | «Новогоднее настроение» (оформление кабинета, коридора школы) | «Новогоднее настроение» Новогодние игрушки для малышей – сирот. |
3 КТД | Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек. | Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек. | Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек. | Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек. | Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек. |
4 Соц.проект | Акция Покормите птиц зимой. изготовление кормушек | Акция Покормите птиц зимой. изготовление кормушек | Акция Покормите птиц зимой. изготовление кормушек | Акция Покормите птиц зимой. изготовление кормушек | Акция Покормите птиц зимой. изготовление кормушек |
январь |
2 Соц.проба | Трудовой десант Уборка класса. | Трудовой десант Уборка класса. | Трудовой десант Уборка класса. | Трудовой десант Уборка класса. | Трудовой десант Уборка класса. |
3 КТД | «Моя школьная жизнь» подбор фотографий | «Моя школьная жизнь» подбор фотографий. | «Моя школьная жизнь» Изготовление газеты. | «Моя школьная жизнь» Изготовление фотоальбома | «Наша школьная жизнь в будущем. использование презентаций. |
4 Соц.проект | Путешествие «По городу мастеров». посещение выставок, музеев | Путешествие «По городу мастеров». посещение выставок, музеев | Путешествие «По городу мастеров». Встреча с интересными людьми. | Путешествие «По городу мастеров». Знакомство с историей мастерства в нашем крае. | Путешествие «По городу мастеров». Собирание информации мастерства нашего города.. |
февраль |
1 Самоуправление | Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика Дежурства на месяц. | Продолжение работы по дежурству в классе, школе, столовой. | Продолжение работы в классе. | Санитарный рейд к первоклассникам «мои тетрадки и книжки в порядке. | Рейд во 2 класс «Мои тетрадки и книжки в порядке» |
2 Соц.проба | «Берегу школу» Составление правил сбережения школьного имущества | «Берегу школу» Мое отношение к школьному имуществу. | «Берегу школу» Как продлить жизнь мебели. Свод правил. | «Берегу школу» Газета – молния о нарушителях гос.имущества | «Берегу школу» Активная помощь плотнику, девочки – салфетки для кабинета СБО, |
3 КТД | Конкурс газет к 23 февраля, подготовка к празднику. | Конкурс газет к 23 февраля, подготовка к празднику. | Конкурс газет к 23 февраля, подготовка к празднику. | Конкурс газет к 23 февраля, подготовка к празднику. | Конкурс газет к 23 февраля, подготовка к празднику. |
4 Соц.проект | «Защитники отечества» встреча с героями отечества | «Защитники отечества» встреча с героями отечества | Игра «Зарница» встреча с героями отечества | Игра «Зарница» встреча с героями отечества | Игра «Зарница» встреча с героями отечества |
март |
1 Самоуправление | Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика Дежурства на месяц. | Продолжение работы в классе, дежурстве по школе | Продолжение работы в классе, дежурстве по школе | Продолжение работы в классе, дежурстве по школе | Продолжение работы в классе, дежурстве по школе |
2 Соц.проба | Как я помогаю дома близким? | Нужна ли помощь твоим близким от тебя? Обсуждение. | Мои обязанности дома. Анкетирование. | Хороший ли я помощник по дому? Диспут. | Хороший ли я хозяин в своем доме? Обсуждение. |
3 КТД | Изготовление газеты, выставка рисунков, с днем весны. | Изготовление газеты, выставка рисунков, | Изготовление газеты, выставка рисунков, | Изготовление газеты с использованием фотографий. | Приготовление презентации для малышей о весне. |
4 Соц.проект | Акция «День матери» подбор стихов. Чаепитие с мамами. | Акция «День матери» Профессии наших мам Встреча с мамами разных профессий | Акция «День матери» «Мамы разные нужны - мамы разные важны» Встреча с мамами разных профессий | Акция «День матери» Поэтический вечер для мам. | Акция «День матери» Праздник. Активное участие. |
апрель |
1 Самоуправление | Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников. | Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников. | Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников. | Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников. | Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников. |
2 Соц.проба | Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый» | Акция «Мой ш Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый» | Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый» | Акция «Мой ш Экологическая экспедиция кольный двор самый чистый» | Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый» |
3 КТД | Конкурс рисунков о космосе. | Конкурс рисунков о космосе. | Картина – аппликация из пластилина. | Газета о космосе. | Подготовка мероприятия ко дню космонавтики для малышей. |
4 Соц.проект | Акция «Светофор. Дорожные знаки» Встреча с инспектором по ПДД | Акция «СветофорДорожные знаки» Акция «Светофор. Дорожные знаки» | Акция «Светофор. Дорожные знаки» составление свода правил по ПДД | Акция «Светофор Дорожные знаки» составление викторины по ПДД для малышей. | Акция «Светофор. Дорожные знаки» Мероприятие для малышей. |
май |
1 Самоуправление | Утренник «Вот мы на год стали взрослее» | Подведение итогов «Мое участие в жизни класса. | Подведение итогов «Мое участие в жизни класса. Интересные моменты с использованием фото. | «Зажги свою свечу» Праздник прощание с начальной школой | Подведение итогов «Мое участие в жизни класса. Использование коллажа. |
2 Соц.проба | Экскурсия в музей боевой славы. | Поделки на память для участников ВОВ. | Встреча с ветеранами Вов. | Возложение цветов к памятникам ВОВ | Поздравление ветеранов Вов. |
3 КТД | Конкурс рисунков ко дню рождения города, подбор стихов и песен. | Конкурс рисунков ко дню рождения города подбор стихов и песен. | Газета «Успехи нашего города» ко дню рождения города | Презентация «Мой город», с использованием подборки поэзии младшими классами.. | Конкурс фотографий «Город, в котором я живу». |
4 Соц.проект | Акция «История моего города» Посещение музея | Акция «История моего города» посещение исторических мест. | Акция «История моего города» знакомство с выдающимися людьми. | Акция «История моего города» Сбор информации. Презентация памятники истории | Акция «История моего города» мероприятие для малышей. |