Социальное направление внеурочной деятельности
Образовательная программа «Человек и здоровье»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Человек и здоровье» составлена на основе авторской программы Н.И.Чупиной «Здоровье» г.Армавир, Краснодарский край, 2014 г. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Актуальность
Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.
Формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни воспитанников обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.
Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса. Программа “Здоровье” является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.
Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе валеологически структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.
Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.
Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.
Цели и задачи
Цель программы: формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса в свете концепции модернизации Российского образованияосмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Программа “Здоровье” предусматривает следующие приоритетные направления:
1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в данном учебном заведении.
Основные задачи направления:
организация здоровьесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания с учетом индивидуального подхода к учащимся;
разработка комплекса мероприятий по воспитанию культуры здоровья детей и подростков;
формирование у воспитанников мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым;
построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;
устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье.
2. Организация системы взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Основные задачи направления:
организация просветительской работы среди родителей;
формирование мотивации у родителей на ведение здорового образа жизни в семье;
привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в школе и профилактической работы с детьми.
3. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья.
Основные задачи направления:
проведение мониторинга за состоянием здоровья учащихся ;
профилактическая работа по сохранению репродуктивного здоровья воспитанников;
работа по организации и проведению мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ;
осуществление адресной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи воспитанникам;
организация активных форм досуга;
снижение заболеваемости и повышение успеваемости обучающихся.
4. Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Основные задачи направления:
формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса;
внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих педагогических технологий;
осуществление психолого-педагогического и медико-физиологического контроля показателей физического и психического здоровья воспитанников;
создание на базе учебного заведения “Школы здоровья”.
Сроки реализации программы
Программа для 4 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
К концу обучения дети
должны знать:
Учащиеся должны знать:
– строение тела человека;
– органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья.
- анатомо-физические понятия: строение и роль кожи, терморегуляция
- понятия: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц.
- понятия питательные вещества, пищеварение; роль пищеварения
- органы выделения
и их функции
- о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях
- о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения.
- о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой
- о строении и роли органов чувств (слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса).
- о размножении как свойстве живых организмов
- об инфекционных заболеваниях и причинах их возникновения
Учащиеся должны уметь:
• характеризовать основные функции систем органов человека;
• измерять температуру тела, вес и рост человека;
• извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
Планируемые результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами является формирование следующих умений.
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Содержание программы
Как работает организм человека (34ч)
Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.
Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.
Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.
Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.
Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?
Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.
Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.
Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.
Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.
Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.
Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.
Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.
Формы и методы работы
деловая игра;
урок-аукцион;
игра;
путешествие;
смотр знаний и др.;
практическая работа
Форма учета результатов
Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио, в которое оформляются итоговые и творческие работы.
Мониторинг
Оценка эффективность внеурочной деятельности школьников на каждом уровне достижения воспитательных результатов производится прежде всего с помощью диагностики личностного роста школьников
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов | Теория | Практика |
Как работает организм человека (34ч) |
1 | Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | 1 | 0.5 | 0.5 |
2 | Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). | 1 | 0.5 | 0.5 |
3 | Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. | 1 | 0.5 | 0.5 |
4 | Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. | 1 | 0.5 | 0.5 |
5 | Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах. | 1 | 0.5 | 0.5 |
6 | Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. | 1 | 0.5 | 0.5 |
7 | Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе | 1 | 0.5 | 0.5 |
8 | Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. | 1 | 0.5 | 0.5 |
9 | Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека. | 1 | 0.5 | 0.5 |
10 | Пищеварение. Органы пищеварения. | 1 | 0.5 | 0.5 |
11 | Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры. | 1 | 0.5 | 0.5 |
12 | Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Что такое моча? | 1 | 0.5 | 0.5 |
13 | Органы дыхания.Гигиена дыхания. | 1 | 0.5 | 0.5 |
14 | Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких. | 1 | 0.5 | 0.5 |
15 | Круги кровообращения. | 1 | 0.5 | 0.5 |
16 | Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови. | 1 | 0.5 | 0.5 |
17 | Кровь и её транспортная функция внутри организма. | 1 | 0.5 | 0.5 |
18 | Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? | 1 | 0.5 | 0.5 |
19 | Бесстрашные защитники в крови человека. | 1 | 0.5 | 0.5 |
20 | Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. | 1 | 0.5 | 0.5 |
21 | Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. | 1 | 0.5 | 0.5 |
22 | Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. | 1 | 0.5 | 0.5 |
23 | Гормон страха и опасности и его действие. | 1 | 0.5 | 0.5 |
24 | Органы чувств. Глаза – органы зрения. | 1 | 0.5 | 0.5 |
25 | Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. | 1 | 0.5 | 0.5 |
26 | Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. | 1 | 0.5 | 0.5 |
27 | Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам. | 1 | 0.5 | 0.5 |
28 | Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. | 1 | 0.5 | 0.5 |
29 | Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. | 1 | 0.5 | 0.5 |
30 | Травмы. Микробы – возбудители болезней. | 1 | 0.5 | 0.5 |
31 | Бактерии и вирусы. | 1 | 0.5 | 0.5 |
32 | Клетки крови – пожиратели микробов. | 1 | 0.5 | 0.5 |
33 | Болезни современного общества. | 1 | 0.5 | 0.5 |
34 | Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека. | 1 | 0.5 | 0.5 |
10