СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальное направление внеурочной деятельности Образовательная программа «Человек и здоровье»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальное направление внеурочной деятельности

Образовательная программа «Человек и здоровье»

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Социальное направление внеурочной деятельности Образовательная программа «Человек и здоровье»»

Социальное направление внеурочной деятельности

Образовательная программа «Человек и здоровье»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Человек и здоровье» составлена на основе авторской программы Н.И.Чупиной «Здоровье» г.Армавир, Краснодарский край, 2014 г. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность

Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.

Формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни воспитанников обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.

Модернизация системы образования требует внедрения кардинально нового подхода в обучении, который должен органично войти в повседневную деятельность школы и лежать в основе всего образовательного процесса. Программа “Здоровье” является комплексной, в ней особое внимание уделено медико-биологическим, психологическим, экологическим и социальным аспектам физического и нравственного здоровья детей.

Новизна программы в том, что организация образовательной деятельности воспитанников строится на основе валеологически структурированных занятий. Такой подход позволяет поддерживать физическую и умственную работоспособность обучающихся на оптимальном уровне в течение всей рабочей недели, не вызывая утомления, что, в свою очередь, дает положительный оздоровительный эффект, создает условия для формирования мотивации здоровья.

Программа направлена на формирование навыков сохранения здоровья через полученные знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и принципах здорового образа жизни. Она разработана с целью оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе образования учащихся и ориентирована на охрану и укрепление их здоровья, получение полноценного образования.

Путем реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в осуществлении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни, в формировании культуры здоровья воспитанников.

Цели и задачи

Цель программы: формирование, сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса в свете концепции модернизации Российского образованияосмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.







Программа “Здоровье” предусматривает следующие приоритетные направления:

1. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников, обучающихся в данном учебном заведении.

Основные задачи направления:

  • организация здоровьесберегающей деятельности, совершенствование системы физического воспитания с учетом индивидуального подхода к учащимся;

  • разработка комплекса мероприятий по воспитанию культуры здоровья детей и подростков;

  • формирование у воспитанников мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым;

  • построение образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся;

  • устранение негативных факторов образовательного процесса, отрицательно влияющих на здоровье.

2. Организация системы взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Основные задачи направления:

  • организация просветительской работы среди родителей;

  • формирование мотивации у родителей на ведение здорового образа жизни в семье;

  • привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в школе и профилактической работы с детьми.

3. Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья.

Основные задачи направления:

  • проведение мониторинга за состоянием здоровья учащихся ;

  • профилактическая работа по сохранению репродуктивного здоровья воспитанников;

  • работа по организации и проведению мероприятий по профилактике употребления психоактивных веществ;

  • осуществление адресной социально-педагогической, психологической и медицинской помощи воспитанникам;

  • организация активных форм досуга;

  • снижение заболеваемости и повышение успеваемости обучающихся.

4. Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Основные задачи направления:

  • формирование мотивации на сохранение и укрепление здоровья у участников образовательного процесса;

  • внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих педагогических технологий;

  • осуществление психолого-педагогического и медико-физиологического контроля показателей физического и психического здоровья воспитанников;

  • создание на базе учебного заведения “Школы здоровья”.

Сроки реализации программы

Программа для 4 класса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

К концу обучения дети

должны знать:

Учащиеся должны знать:

– строение тела человека;

– органы человека, правила сохранения и укрепления здоровья.

- анатомо-физические понятия: строение и роль кожи, терморегуляция

- понятия: опорно-двигательная система, мышцы, суставы, группы мышц.

- понятия питательные вещества, пищеварение; роль пищеварения

- органы выделения

и их функции

- о строении и функциях органов дыхания, газообмене, дыхательных движениях

- о строении и работе сердца, большом и малом кругах кровообращения.

- о строении и роли органов зрения, об их связи с нервной системой

- о строении и роли органов чувств (слуха, равновесия, обоняния, осязания, вкуса).

- о размножении как свойстве живых организмов

- об инфекционных заболеваниях и причинах их возникновения

Учащиеся должны уметь:

• характеризовать основные функции систем органов человека;

• измерять температуру тела, вес и рост человека;

• извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) об органах чувств человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

  • понимать необходимость использования знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов, правил безопасного поведения на природе

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

Планируемые результаты освоения программы

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели после предварительного обсуждения.

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами является формирование следующих умений.

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;

  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Содержание программы

Как работает организм человека (34ч)

      Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.



Формы и методы работы

  • деловая игра;

  • урок-аукцион;

  • игра;

  • путешествие;

  • смотр знаний и др.;

  • практическая работа


Форма учета результатов

Основной формой учёта внеурочных достижений обучающихся является портфолио, в которое оформляются итоговые и творческие работы.

Мониторинг

Оценка эффективность внеурочной деятельности школьников на каждом уровне достижения воспитательных результатов производится прежде всего с помощью диагностики личностного роста школьников





Тематическое планирование

№ п/п

Название темы, раздела

Кол-во часов

Теория

Практика

Как работает организм человека (34ч)

1

      Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

1

0.5

0.5

2

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий).

1

0.5

0.5

3

Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены.

1

0.5

0.5

4

Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи.

1

0.5

0.5

5

Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

1

0.5

0.5

6

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки.

1

0.5

0.5

7

Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе

1

0.5

0.5

8

Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав.

1

0.5

0.5

9

Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

1

0.5

0.5

10

Пищеварение. Органы пищеварения.

1

0.5

0.5

11

Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

1

0.5

0.5

12

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Что такое моча?

1

0.5

0.5

13

Органы дыхания.Гигиена дыхания.

1

0.5

0.5

14

Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

1

0.5

0.5

15

Круги кровообращения.

1

0.5

0.5

16

Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

1

0.5

0.5

17

Кровь и её транспортная функция внутри организма.

1

0.5

0.5

18

Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь?

1

0.5

0.5

19

Бесстрашные защитники в крови человека.

1

0.5

0.5

20

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы.

1

0.5

0.5

21

Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы.

1

0.5

0.5

22

Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения.

1

0.5

0.5

23

Гормон страха и опасности и его действие.

1

0.5

0.5

24

Органы чувств. Глаза – органы зрения.

1

0.5

0.5

25

Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте.

1

0.5

0.5

26

Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия.

1

0.5

0.5

27

Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

1

0.5

0.5

28

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери.

1

0.5

0.5

29

Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери.

1

0.5

0.5

30

Травмы. Микробы – возбудители болезней.

1

0.5

0.5

31

Бактерии и вирусы.

1

0.5

0.5

32

Клетки крови – пожиратели микробов.

1

0.5

0.5

33

Болезни современного общества.

1

0.5

0.5

34

Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

1

0.5

0.5



10