В данном файле находится разработка социальной практики (пробы) для учащихся 7 класса.
Зачастую мы, взрослые, оказываемся в различных ситуациях, решение которых мы не можем найти в момент их возникновения.
Чтобы помочь в этом нашим детям, мы создаем так называемый «Клуб сюжетно-ролевых игр – от игры к реальности». Учащиеся не только разыгрывают жизненно важные для них социальные роли, но и имеют прекрасную возможность смоделировать проблемную ситуацию, разобрать её и создать свою стратегию поведения, свой сюжет решения данной задачи.
Просмотр содержимого документа
«Социальная практика "Ролевые игры"»
ПРОЕКТНАЯ РАЗРАБОТКА
Социальная практика
«Ролевые игры»
Хозиева Кристина Игоревна,
учитель информатики МАОУ ООШ №20 г. Губаха
Направление работы, в рамках которого реализуется программа – развитие коммуникативной компетенции.
Категория учащихся, для которой предназначена данная программа – учащиеся 7-х классов.
Количество часов – 5, из них:
аудиторная работа – 1 часов;
практическая работа – 3 часов;
самостоятельная работа – 1 часов.
время проведения – в течение одной учебной четверти;
режим проведения – 2 часа в неделю;
место проведения – в пределах МАОУ ООШ №20 (классные комнаты, спортивный зал); за пределами образовательного учреждения (улицы, магазины и т.д.).
2. Ожидаемые результаты реализации программы
Результат | УУД | Критерии и показатели результативности программы |
Приобретение подростком умения выбора способа поведения в зависимости от жизненной ситуации с учетом различных социальных ролей. | Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение Умение действовать в проблемной, нестандартной ситуации, находить эффективный выход из сложного положения. | 90 % учащихся проработали карту личных жизненных ситуаций. 90 % учащихся принимали участие в разработке сюжетов реализации личных социальных ролей. 80 % учащихся участвовали в моделировании и разыгрывании игры. 75 % учащихся исполнили выбранную социальную роль соответственно коммуникативной задаче. |
3. Объекты оценивания и критерии их оценки
(критерии оценки деятельности учащихся)
№ | Объекты оценивания | Критерии оценки | Баллы |
-
| Карта личных жизненных ситуаций. | Наличие разработанной карты жизненных ситуаций. | 1 |
Количество жизненно-важных ситуаций (не более 5). | За каждую ситуацию – 1 |
Наличие ситуаций, которые ориентированы на решение будущих ситуаций учащихся. | 2 |
-
| Сюжеты реализации личных социальных ролей подростков. | Участие в разработке сюжетов. | 2 |
Наличие собственных разработок наиболее жизненно важных ситуаций учащегося (не более 5). | За каждую разработку – 1 |
-
| Сценарий игры, созданный детьми. | Участие в написании сценария игр в зависимости от их количества: | 1 2 3 |
Качество сценария: | 1 1 2 3–5 |
-
| Соответствие игровых коммуникативных действий подростка социальной роли. | Использование адекватных ситуации речевых фраз и клише. | 1-3 |
-
| Использование адекватных ситуации неречевых действий (жесты, мимика и т.д.). | 1-3 |
-
| Эмоциональный фон игры в целом: | 4 4 |
-
| Выполнение поставленной коммуникативной задачи. | Отсутствие/нахождение общего решения поставленной задачи. | 5-10 |
| Всего: | Максимальное количество баллов – 50. |
Зачастую мы, взрослые, оказываемся в различных ситуациях, решение которых мы не можем найти в момент их возникновения. И нам приходится тщательно обдумывать наши дальнейшие действия, мы начинаем взвешивать все «за» и «против», в итоге мы принимаем решения и очень часто нам в этом помогает наш собственный опыт. Но подросткам в силу специфики возраста очень трудно принять взвешенное решение и эффективно вести себя в проблемных ситуациях.
Чтобы помочь в этом нашим детям, мы создаем так называемый «Клуб сюжетно-ролевых игр – от игры к реальности». Учащиеся не только разыгрывают жизненно важные для них социальные роли, но и имеют прекрасную возможность смоделировать проблемную ситуацию, разобрать её и создать свою стратегию поведения, свой сюжет решения данной задачи.
Особым достоинством сюжетно-ролевых игр является непредсказуемость развития ситуации. Это учит подростков самостоятельно мыслить, делать выбор, оценивать собственные поступки и действия других.
В процессе работы клуба учащиеся общаются с педагогом, специалистами и, конечно, друг с другом, что обеспечивает развитие коммуникативной компетенции у подростков. Правильно разработанный сценарий игры позволяет учащимся подобрать именно те коммуникативные действия, которые понадобятся им в данной ситуации, а затем проанализировать, в каких ситуациях они также могут быть употреблены.
Главное – это желание учиться не только у педагога, но и у своих товарищей, потому что именно в совместной деятельности, общаясь друг с другом, мы перейдём «от игр к реальности».
№ | Название раздела | Часы | Способы деятельности педагога и учащихся | Объекты оценивания |
1. | «Я и общество». | 1 | Анализ СМИ, видеороликов, жизненного опыта подростка с целью составления карты жизненных ситуаций. Составление карты личных жизненных ситуаций. | Карта личных жизненных ситуаций. |
3. | Создание игры подростками. | 2 | Выбор сюжета для разработки игры. Моделирование игры (определение правил игры, выделение ролей, постановка коммуникативной задачи и т. д.). | Сценарий игры, созданный детьми. |
4. | Игровая деятельность. | 1 | Распределение ролей. Разыгрывание разработанной ситуации. | Соответствие игровых коммуникативных действий подростка социальной роли. |
5. | Анализ результатов игровой деятельности. | 1 | Обсуждение степени соответствия роли подростка его действиям. Обсуждение соответствия действий поставленной коммуникативной задаче. | Выполнение поставленной коммуникативной задачи. |
Короткометражные фильмы (www.youtube.ru ).
Статьи местных газет («Уральский шахтёр», «Новый век»).
Примерная карта личных жизненных ситуаций.
Спортивный зал учебного учреждения.
Классные комнаты.
Проектор, ноутбук, колонки.
Команда разработчиков сюжетов игр.
Группа наблюдателей за игрой.
Узкие специалисты в той или иной области (психолог, учитель, заместитель директора и другие).