Выступление
социального педагога
МБОУ «Средней общеобразовательной школы
№ 4 г. Льгова»
Ивановой Галины Анатольевны
на семинаре 22 марта 2016 года
в МБОУ «СОШ № 3 г. Льгова»
по теме «Школа – правовое пространство»
по вопросу «Социальная правовая практика как ресурс для формирования гражданских компетенций».
Одним из важнейших условий развития российского общества является воспитание граждан правового демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям, культуре других народов (ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, которые зафиксированы в «Портрете выпускника школы…»).
Каждая школа имеет свой опыт правового образования. Данный семинар можно назвать «Объединяя усилия». И опыт – тоже.
Мы живём под воздействием права во всём многообразии нормативно-правовых актов. Главный принцип, конечная цель работы в этой области: от правового знания - к правовой культуре.
Суть нашей концепции гражданско-правового образования – социальная адаптация личности через различные формы и методы работы, различные подходы, которые заключаются:
- в бережном сохранении традиций школы (История школы начинается с 1936 года) с вовлечения всех учащихся к приобщению к исторической памяти (а это в том числе и история жизни и подвига 4-х героев Советского Союза), т. е. учащиеся приобщаются к нравственным ценностям нескольких поколений выпускников школы;
- в тесном сотрудничестве 3-х участников образовательного процесса: учителя – дети – их родители, контролирующие управление процессом образования и организации – сотрудники, среди которых ПДН, КДНиЗП, опека и попечительство, ДДТ, ДЮСШ, ФОК, школа искусств, ИЗО-студия, РДК, духовно-нравственный центр г.Льгова, приходы собора и Успенской церкви, воскресные школы, внутришкольная досуговая деятельность, а, следовательно, - создание условий для проявления талантов детей. Всё вместе это межведомственное взаимодействие во имя детей, во имя сохранения детства, во имя его поддержки, во имя личности каждого ребёнка;
- в поддержке ученического самоуправления: в создании ими Совета старшеклассников, проведение деловых игр, выборов школьного парламента во главе с президентом, которые, в конечном итоге, помогают в работе школы по профилактике правонарушений и асоциального поведения (рейды по местам курения, по местам досуга молодёжи и др.).
Наша цель – создание условий для развития правовой культуры между всеми участниками образовательного процесса.
В понятие «гражданственность» мы вкладываем следующие аспекты, то есть стандарты:
- умение личности реализовывать свои права и свободы, не нерушая прав и свобод других людей; - способность к диалогу;
- наличие чувства ответственности за свои поступки, свой выбор;
- критическое и одновременно преобразующее отношение к действительности, к социальной действительности в том числе.
Формы работы заключаются в передаче навыков гражданского поведения при изучении всех учебных дисциплин, а также при организации внеклассной работы, способствующей развитию личности. То есть, на наш взгляд, это организация школьной жизни, которая стимулировала бы гражданскую активность личности.
Кто же реализует эту концепцию? Во-первых, учитель, к которому в связи с этим предъявляются особые требования: у него должна быть чёткая гражданская позиция и он должен быть терпимым и уважающим разнообразие человеком, обладающим демократическим стилем педагогической работы. Второе лицо, реализующее эту концепцию – педагогические менеджеры: директор, завучи. К ним требования такие же.
Ожидаемые результаты правового образования в школе следующие:
- здоровая среда школы, которая включает в себя нормальный морально-психологический климат, обстановку доброжелательности и сотрудничества, гуманного отношения к ребёнку, а также комфортные санитарно-гигиенические условия нахождения в школе;
- правовая грамотность педагогов, которая способствует воспитанию правовой культуры учащихся в процессе обучения и воспитания;
- реальное повышение показателей образованности и воспитанности школьников;
- формирование в педколлективе понимания приоритетности создания правовой среды и воспитания правовой культуры;
- информационно-аналитическое обеспечение управленческих решений, связанных с правовым образованием и проблемами организации образовательного процесса в школе;
- изменение системы воспитания школьников на основе реализации индивидуального подхода к учащимся.
Всё это условия для развития системы гражданско-правового образования школы для воспитания социализированной личности с использованием таких форм правового образования, как правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самообразование и самовоспитание.
Из проблем в этой области можно выделить следующие:
- источники асоциальных явлений стойко держат в обществе лидирующие позиции, поэтому надо проявлять большую убедительность в борьбе с ними и суметь сделать такую профилактическую прививку, чтобы она выработала стойкий иммунитет у каждого ребёнка – будущего гражданина, строителя будущего нашей страны – против всех соблазнов. Чтобы приоритет в жизни каждого выпускника был ориентирован на здоровые ценности нации на законопослушное поведение в правовом государстве.
На педагогах лежит огромная ответственность! От их работы зависит слишком многое, поэтому столь велик был, есть и будет авторитет педагога, главными принципами работы которого являются принципы НЕ НАВРЕДИ, как у врачей, работающими с душами детей, а также принцип личного примера, социальной практики и лозунги: «Кто, если не мы?» и «Никто, кроме нас!»
Недаром в педагогическую лексику вернулось слово ВОСПИТАНИЕ, имеющее корень «питать», «кормить», «вскармливать». Приставка ВОС- звучит как восхождение, это задаёт движение вверх, вперёд. Иначе говоря, воспитывать – создавать условия, среду для развития потенциала человека.