Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Малая академия наук «Искатель»
Отделение: экономика
Республиканский конкурс социально-экономических проектов
«Крым – XXI век»
«Второе дыхание»
Работу выполнила:
Сильченко Ольга Анатольевна,
учащаяся 9 класса
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Алексеевская школа
Первомайского района
Республики Крым»
с. Алексеевка
Научный руководитель:
Дрегало Ирина Владимировна,
учитель географии и крымоведения
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Алексеевская школа
Первомайского района
Республики Крым»
с. Алексеевка
Алексеевка – 2018 г
Информационная карта проекта
Название социально-экономического проекта | «Второе дыхание» |
Субъект РФ, муниципальное образование | Республика Крым Первомайский район |
Ф.И.О. автора, название образовательного учреждения | Сильченко Ольга Анатольевна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алексеевская школа Первомайского района Республики Крым» |
Контактные данные (почтовый адрес, мобильный телефон, е-mail)* | 296330 Республика Крым, Первомайский район, с.Алексеевка, ул.Дзюбана, 4 +79787615112 [email protected] |
Ф.И.О. научного руководителя (степень, должность, контактные данные (адрес, телефон (с указанием кода), е-mail) | Дрегало Ирина Владимировна, учитель географии и крымоведения МБОУ Алексеевская школа 296330 Республика Крым, Первомайский район, с.Алексеевка, ул.Дзюбана, 3 +79787615112 [email protected] |
География проекта | Алексеевское сельское поселение |
Цели и задачи проекта | Цель проекта: Привлечение внимания общественности к проблеме оттока молодёжи из сельской местности. Сохранение и развитие семейных традиций путем вовлечения людей в активную социальную жизнь. Задачи проекта: -создание единого культурно-образовательного пространства -развитие интереса подростков к будущему своего села, воспитание активной жизненной позиции подростков -возрождение семейной педагогики -оказание благотворительной и духовной поддержки одиноким престарелым людям -организация культурно-досуговой деятельности детей и взрослого населения - пропаганда здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта |
Краткое содержание проекта | Проект направлен на закрепление молодых людей в сельской местности, чтобы они были заинтересованы экономически, заняты основную часть свободного времени личностно и общественно значимой деятельностью, удовлетворены социальными условиями жизни. Проект предусматривает изучение общественного мнения, целью которого является выявление уровня проводимой работы по закреплению молодежи в поселении; выявление степени удовлетворённости молодёжи, родителей существующими условиями жизни. Разработаны следующие направления работы по решению проблемы с учетом выявленных возможностей родителей и социума: -обучение в школе практическим навыкам жизненно значимой деятельности; -раскрытие индивидуальных способностей каждого; -привлечение молодёжи, родителей к руководству кружками. спортивными секциями; Предполагаемые результаты: положительная динамика по следующим направлениям: -увеличение количества студентов учебных заведений, вернувшихся на работу в родное село; -повышение удовлетворённости экономическими и социальными условиями жизни; -сознательное приобщение молодёжи к здоровому образу жизни; -вовлечение молодых людей в культурно – массовую работу; -расширение сети кружков, клубов по интересам, спортивных секций на базе школы, ДК, спортивного комплекса; -организация активного отдыха односельчан; -обученность молодёжи жизненно значимой деятельности; -формирование активной жизненной и гражданской позиции молодёжи; -активное сотрудничество в решении проблем со структурами власти. |
Сроки выполнения проекта | 1 год |
Бюджет проекта | Бюджет: 36 тыс. рублей План затрат. 1.Канцелярские товары – 1тысяча р. 2.Материалы для работы агитбригад, в кружках – 20 тысяч р. 4. Призовой фонд – 10 тысяч р. 5.Фонд поощрений – 5 тыс. р. |
Содержание
Актуальность
Цель проекта
Задачи проекта
Этапы и сроки реализации проекта
План реализации проекта
Механизм реализации проекта и схема управления проектом
Предполагаемые результаты
Ресурсное обеспечение проекта
Анализ риска
Показатели оценки проекта
1.Актуальность проекта
Сейчас молодежь живет в совершенно других условиях, отличных от существовавших ранее.
Акцентируется проблема трудоустройства, социальных условий жизни в селе.
Выпускники, окончив школу, уезжают на учебу в город. Немногие из них возвращаются в родное село, большинство пытается найти работу в городе и остаться там, на постоянное место жительства. Отчетливо обозначается кризис села. Будущее села зависит от того, как сложится дальнейшая судьба выпускников школы, вернутся ли они домой, получив профессиональное образование. Простые житейские наблюдения показывают, что происходит отток трудоспособного населения из села.
В результате проведённых исследований выяснилось, что сейчас наметилась тенденция «равнодушия» к возможности вернуться после учебы в родное село. Большинство респондентов не видят своего будущего в родном селе, хотя постоянно отмечают и горячо доказывают, что очень любят свою малую родину и желают ей процветания.
Наша школа в настоящее время реализует Концепцию воспитательной системы с гражданско - патриотическим компонентом - Программу по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России». Поэтому именно сейчас разработка проекта явилась личностно и общественно значимой формой работы для меня и моих ровесников.
Для предотвращения оттока молодых людей из сельской местности назрела необходимость в создании определенных условий по закреплению молодёжи на селе. Но в связи с этим встает необходимость изменения подхода к решению вопроса и самих молодых людей.
Я и мои одноклассники, как одним из способов решения данного вопроса, определили для себя реализацию социально-экономического проекта «Второе дыхание».
2.Цель проекта
Привлечение внимания общественности к проблеме оттока молодёжи из сельской местности, сохранение и развитие семейных традиций путем вовлечения членов общества в активную социальную жизнь.
3.Задачи проекта
Общие задачи:
-создание единого культурно-образовательного пространства;
-выявить причины возникновения проблемы;
-развитие интереса подростков к будущему своего села;
- воспитание активной жизненной позиции подростков;
-возрождение семейной педагогики;
-оказание поддержки одиноким престарелым людям;
-организация культурно - досуговой деятельности детей и взрослого населения;
-пропаганда здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта;
- разработать собственный вариант решения проблемы.
Частные задачи:
1 шаг:
-изучить нормативно – правовую базу по данному вопросу;
-выявить накопленный различными организациями и учреждениями опыт работы по интересующим направлениям;
-провести анкетирование по изучению интересов и запросов школьников, их родителей, молодёжи, оставшейся в селе и уехавшей, по организации трудоустройства и созданию социальных условий;
-изучить возможности социума по оказанию помощи в реализации проекта.
2 шаг:
-провести «мозговой штурм» на сходе граждан Алексеевского сельского поселения.
3 шаг:
-привлечение общественности и родителей к решению проблем занятости сельской молодежи.
4.Этапы и сроки реализации проекта
Реализация данного проекта условно подразделяется на три этапа:
Подготовительно - организационный (январь);
Основной: теоретический и практический (февраль-декабрь);
Заключительный (январь).
5. Содержание проекта
Изучение общественного мнения
Цель исследования: выявление уровня проводимой работы по закреплению молодежи в селе для дальнейшей её коррекции; выявление степени удовлетворённости молодёжи, родителей существующими условиями жизни; оформление заказа на создание экономических, социальных и культурных условий.
Основные задачи: разработать диагностический материал; выяснить интересы и склонности современных школьников, молодёжи, стиль жизни, их мечты и устремления, а также удовлетворенность существующей организацией досуга; выявить взгляды родителей на будущую самостоятельную жизнь детей; провести анализ полученной информации; сформулировать выводы на основе изучения полученного материала.
Сбор информации.
Для выявления возможностей и проблем закрепления молодёжи в сельской местности наша инициативная группа провела:
-анкетирование школьников, их родителей, учителей;
-изучение и анализ накопленного различными организациями и учреждениями опыта работы по данному направлению;
-изучение возможностей социума по оказанию помощи в реализации проекта.
Анализ данных и оформление выводов.
В результате анкетирования было опрошено 30 учащихся 8-11 классов, 10 выпускников, 38 родителей, 11 человек работающей молодёжи, 34 представителя сельского социума.
67 % учащихся нашей школы твердо намерены уехать из села и жить в городе, 21 % еще не определились и лишь 10 % ребят хотят жить и работать в родном селе, 2% хотят жить в селе, но более благоустроенном.
![]()
Было выявлено, что большинство наших выпускников желают самостоятельную жизнь начать в городе. За это высказались 100 % опрошенных. Из них 50% подростков видят в этом возможность найти высокооплачиваемую работу, 21% считают, что в городе им после учебы можно будет устроиться по интересующей специальности, 20% опрошенных
хотели бы уехать в город из-за наличия больших возможностей организации
культурного досуга, 9% выпускников считают, что в городе легче найти работу.
![]()
71% родителей учеников нашей школы были бы рады тому, что их дети после окончания учебы переехали бы на постоянное место жительства в город. Они считают, что в сельской местности недостаточно перспектив для молодых людей как в экономическом, так и в социальном плане. 20% родителей считают, что в пригородном селе жить намного лучше, 9% родителей уверены, что жить нужно жить в родном селе.
![]()
85% учащихся и работающей молодежи на вопрос «Что бы вы предложили сделать для закрепления молодежи в сельской местности?» отвечали: «Разработать программу по трудоустройству молодежи», «Благоустраивать село», «Создать условия для самореализации молодёжи», 15 % не смогли ответить на вопрос.
![]()
Главной причиной невозможности заняться интересующим их делом молодые люди считают слабые материальные возможности взрослых (родителей) в реализации планов подростков .
Участие в общественной жизни подростки определили для себя как участие в работе по благоустройству территории школы, села, помощь пожилым людям, участие в социально-значимых акциях. Соответственно можно сделать вывод, что детям небезразлична обстановка в селе, его эстетический вид.
В будущем основная масса подростков планирует освоить такие профессии как юрист, экономист, программист, медицинский работник, т.е.
большинство хочет связать себя с такими видами деятельности, которые мало связаны с сельским хозяйством.
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что большинство ребят испытывает потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов организации досуга, проявляет желание изменить сложившееся положение совместно со всеми заинтересованными в этом взрослыми.
Родители продемонстрировали убежденность в необходимости создания программы по закреплению молодежи в сельской местности,
воспитания подрастающего поколения, создания в школе и семье благоприятной нравственно – психологической атмосферы. Родители выразили готовность в оказании посильной помощи при реализации личностно и общественно значимых начинаний молодежи и подростков.
Анкетирование учителей и представителей общественности позволяют
констатировать значимость данной проблемы для них, так как происходит постепенное снижение количества жителей и «старение» населения.
Изучив результаты проведенных исследований я пришла к выводу, что в последнее время тенденция сокращения количества жителей Алексеевского поселения во многом связана с тем, что существующая организация жизни требует изменения в соответствии с современными требованиями общества.
В тоже время в Алексеевском поселении силами молодёжи, жителей, администрации Алексеевского сельского поселения, при финансовой поддержке спонсоров в лице индивидуальных предпринимателей на высоком уровне проводятся культурно – массовые и спортивные мероприятия. Поэтому при согласованной работе представителей администрации поселения и района, индивидуальных предпринимателей, школы, ДК, жителей поселения, а также при разработке поощрительных мер возможна реализация работы с молодежью, организация досуга.
В ходе исследования я выяснила, что в настоящее время вопросы поддержки молодых семей являются одними из приоритетных направлений социальной работы в стране, республике и районе.
Изучив возможности социума по оказанию помощи в реализации проекта, я предполагаю, что возможно достигнуть определенных успехов при реализации проекта, так как в наличие имеются необходимые базовые
условия.
« Мозговой штурм »
На общем сходе граждан Алексеевского сельского поселения инициативная группа объявляет о создании и реализации проекта «Второе дыхание» на базе МБОУ Алексеевская школа, с целью привлечения
внимания общественности к проблеме создания благоприятных условий для развития института семьи и детства. Администрация поселения, общественность знакомятся со следующими направлениями совместной работы по решению проблемы с учетом выявленных возможностей родителей и социума:
Организация социальной переписки администрации «Алексеевского сельского поселения с администрацией района, республики для решения вопросов трудоустройства сельской молодёжи, предоставления социальных льгот.
Приобщение к здоровому образу жизни.
Обучение в школе практическим навыкам жизненно значимой деятельности.
Раскрытие индивидуальных способностей каждого.
Выполнение заказа молодых людей на социально – экономические условия жизни.
Привлечение молодёжи, родителей к руководству кружками (создание клуба выходного дня).
Результаты обсуждения фиксируются в решении схода граждан.
Формулирование актуальной проблемы.
Результаты исследований показали, что нужна программа закрепления молодых людей в сельской местности, чтобы они были заинтересованы экономически, заняты основную часть свободного времени личностно и общественно значимой деятельностью, удовлетворены социальными условиями жизни. Максимально также привлечь их самих к руководству кружков и организации досуга и т.п. С целью выявления приоритетных заказов на содержание и способов организации деятельности по закреплению молодёжи в поселении необходимо направить работу на создание благоприятных условий для развития института семьи и детства, для реализации которой имеются кадровые, финансовые, материально – технические, научно– методические и другие возможности.
Так как в нашем поселении недостаточно возможностей для трудоустройства считаю необходимым обратиться к руководителям администраций поселения, района, республики с предложениями по расширению производства и преобразованию сети социальных услуг.
План решения проблемы
Предполагаю решить выявленную проблему при реализации следующего плана:
1. Совместно с администрацией МБОУ Алексеевская школа и администрацией Алексеевского сельского поселения:
- назначить ответственного за организацию досуга;
-разработать план встреч с жителями села с целью информирования о видах и формах малого и среднего бизнеса, предоставляемых льготах, ознакомления с новейшими технологиями в области сельскохозяйственного производства, обсуждения организации стабильно функционирующих каналов сбыта сельскохозяйственной продукции и т.п.;
-использовать резервы многофункциональной спортивной площадки на территории с.Алексеевка;
-разместить в сети Интернет, на сайтах школы и администрации сельсовета информации о проекте «Второе дыхание», с целью привлечения внимания бывших выпускников школы, туристов или горожан к перспективности сотрудничества;
-разработать программу по благоустройству поселения;
-предложить открыть в пустующих помещениях парикмахерской, ателье …
2. Совместно с администрацией школы и родительским активом организовать работу по направлениям:
-«Мое село-мой дом родной»;
-выступления агитбригады перед жителями поселения ;
-распространение листовок среди подростков и молодежи со справочной информацией «Как помогают молодым»;
-организация клуба семейного досуга;
- поддержка и материальное поощрение талантливой молодёжи;
-организация участия подростков и молодёжи в соревнованиях различного масштаба для улучшения имиджа родного села;
-проведение акций по сбору средств на реализацию проекта: концерты,
ярмарки и т.д.;
-проведение акций по оказанию помощи одиноким пожилым людям.
3. Для обеспечения общей заинтересованности проектом объявить о проведении конкурсов по практической реализации программы с выявлением
и награждением победителей материальными призами по следующим номинациям: «Молодёжь за спорт и здоровье», «Молодёжь за культурный досуг», « Молодёжь за интеллект и эстетику», « Дружная семья», « За вклад в развитие села».
4. Для привлечения молодых людей в кружки организовать рекламные акции: выпуск рекламных буклетов «Мои интересы», статьи в районной газете, выступления с поддержкой проекта значимых для ребят и взрослых.
5. Для качественной организации досуга молодёжи, работы кружков и секций
организовать по мере необходимости консультации с профессиональными
экспертами в интересующей области (помощь работников ДЮСШ, методистов отдела культуры и спорта при администрации района).
6. Привлекать ближайший социум (меценатов и спонсоров) к оказанию материальной и финансовой помощи в реализации проекта.
7. Пропаганда развития малого и среднего бизнеса через реализацию ряда школьных проектов «Уроки финансовой грамотности», «Обучение через предпринимательство», «Бизнес на рассаде», «Цветочный бизнес» и др.
5. План реализации проекта
Сроки Участники | Администрация Алексеевского сельского поселения Администрация МБОУ Алексеевская школа | Инициативная группа | Учащиеся молодежь поселения | Педагогический коллектив | Родители | Ближайший социум |
Январь | Заказ разработки проекта | Анализ ситуации, наброски плана проекта | | | | |
Февраль-март | Создание условий для работы инициативной группы | Исследование общественного мнения, выявление актуальной проблемы. Составление сметы проекта | Участие в диагностической работе. Разработка предложений по решению сложившейся проблемы. |
Февраль-декабрь | Осуществление воспитательной работы с подростками по гражданско-патриотическому, духовному воспитанию | Организация переговорных площадок с представителями администрации Алексеевского сельского поселения, индивидуальными предпренимателями | Активное участие в культурно-массовых мероприятиях и организации досуга | Организация рекламных акций: выпуск рекламных проспектов, статья в районной газете, выступления с поддержкой проекта значимых для ребят и взрослых | Оказание материальной и финансовой помощи. |
Февраль-декабрь | Осуществление воспитательной работы с подростками по гражданско-патриотическому, духовному воспитанию | Осуществление обратной связи по качеству реализации проекта. | Участие в промежуточной диагностике по уровню удовлетворенности процессом реализации проекта | Оказание помощи в проведении рекламных акций реализации проекта. |
Февраль-декабрь | Осуществление воспитательной работы с подростками по гражданско-патриотическом, духовному воспитанию | Поиск при необходимости источников финансирования проекта | Организация участия подростков и молодежи в соревнованиях различного масштаба для улучшения имиджа родного поселения | Оказание помощи в проведении рекламных акций реализации проекта. |
Декабрь | Участие в проведении итогового тестирования | Разработка плана проведения заключительного этапа проекта | Организация переговорных площадок с представителями администрации поселения, района, индивидуальными предпринимателями по вопросам обучения молодёжи и дальнейшем трудоустройстве в поселении. | Оказание материальной и финансовой помощи. |
Январь | Организация подведения итогов акции и обобщение опыта | Проведение анкетирования по выявлению степени удовлетворенности всех участников проекта | Выявление и награждение победителей активных участников проекта. Анализ приобретённого опыта. Коррекция планов на следующий год. | Участие в подведении итогов. Помощь в коррекционной деятельности по дальнейшей работе в данном направлении. |
6. Механизм реализации проекта и схема управления проектом
Для реализации проекта необходимо четкое обозначение межведомственных социальных структур.
Администрация Алексеевского сельского поселения
МБОУ Алексеевская школа
Сельская библиотека
Сельский ДК
ФАП
Спорт-
комплекс





СЕМЬЯ

Проект
«Второе дыхание»
Клуб
«Первоцветы»
Акции
Рейды
Программа «Здоровье»
Программа
«Забота»
Программа духовно-нравственного
воспитания
7. Предполагаемые результаты
1. Положительная динамика по следующим направлениям:
количество студентов учебных заведений, предполагающих вернуться на работу в село;
удовлетворённость экономическими и социальными условиями жизни на селе;
сознательное приобщение молодёжи к здоровому образу жизни;
вовлечение молодых людей в культурно – массовую работу;
расширение сети кружков и клубов на базе школы и ДК;
2. Организация активного разумного отдыха односельчан, привлечение дополнительных инвестиций в развитие и процветание села.
3. Обученность молодёжи способам и приёмам жизненно значимой
деятельности.
4. Формирование активной жизненной и гражданской позиции молодёжи.
5. Активное сотрудничество в решении проблем с властными структурами.
6. Сплочение семьи, сохранение семейных ценностей и традиций на селе.
7. Создание клуба семейного досуга.
8.Ресурсное обеспечение проекта
Бюджет: 36 тыс. рублей .
Типовые условия: помещения МБОУ Алексеевская школа, комнаты творчества сельского ДК, спортивный комплекс.
Содействие администрации района, сельского поселения, местного ФАП, районной ДЮСШ, родительского комитета школы, индивидуальных предпринимателей, общественности.
План затрат.
1.Канцелярские товары – 1000 р.
2.Оплата привлеченным к руководству кружками молодым людям – 100р. за
час.
5.Материалы для работы агитбригад, в кружках и т.п. – 20тыс. р.
4. Призовой фонд – 10 тыс. р.
5. Фонд поощрений лучшим руководителям – 5 тыс. р.
Всего: 36 тыс. р.
Источники финансирования:
-выделение денежных средств из администрации поселения на
организацию досуговой деятельности молодежи, поддержку молодых
семей;
-спонсорская помощь индивидуальных предпринимателей;
-средства, зарабатываемые силами учащихся (например, организация
ярмарок для жителей).
9.Анализ риска Возможные препятствия:
Неспособность или нежелание материально обеспеченных лиц профинансировать проект в достаточной мере.
Пассивность учащихся и молодежи села.
Низкий интерес к проектной деятельности большинства семей.
Пути преодоления:
Поиск новых источников финансирования;
Организация рекламной компании проекта в школе и местных СМИ;
Финансовое поощрение активных участников проекта.
10.Показатели оценки проекта
Перед школой стоит стратегическая задача – подготовить конкурентоспособных выпускников, любящих свой родной край и приумножающих его экономический потенциал, способных жить и трудиться в высокотехнологичном мире, в конечном итоге – воспитать новое поколение энергичных предприимчивых работников, обладающих качествами лидера, способных творчески мыслить, находить нестандартные решения, умеющих самореализоваться и выбирать профессиональный путь на своей малой родине, организовывать созидательную социально-полезную деятельность, достигать жизненного успеха.
МБОУ Алексеевская школа участвует во Всероссийских проектах «Обучение через предпринимательство», «Уроки финансовой грамотности». В данное время учащимся школы очень интересен форум "ПроеКТОриЯ" - всероссийская интерактивная проектная система ранней профнавигации. Наша школа, как и многие крымские школы, активно поддержала инициативу, понимая насколько это актуально, и выдвинула свое видение проектной деятельности среди учащихся. Участие во Всероссийских проектах не предполагает, что все обязательно станут успешными бизнесменами. В данном случае, предпринимательство и финансовая грамотность трактуется именно как развитие способностей к независимому, нестандартному мышлению. Основной принцип обучения через предпринимательство, финансовую грамотность - стимулировать учащихся к самостоятельной работе при выполнении различных практико-ориентированных проектов, предполагающих взаимодействие с реальными компаниями, разработку и реализацию социально-экономических проектов, важных для каждого района, города, села. Возможность регулярных контактов с представителями компании, фирмы, организации, что стало возможным вместе с проектной системой "ПроеКТОриЯ" ,позволит ребятам соотносить теорию и практику, понять, для чего им нужны теоретические знания, получаемые в школе. Знакомство с работой в реальной компании, фирме, организации будет формировать у подростков умение брать на себя ответственность, планировать своё время, взаимодействовать с другими людьми, что позволит им лучше понять себя.
Школьные проекты - первые шаги к будущей трудовой деятельности. Учащиеся Алексеевской школы их начинают делать. И кто знает, может быть, благодаря именно школьным проектам большее число выпускников свяжут свою жизнь с предпринимательской деятельностью в родном селе.