«Новое содержание деятельности социального педагога в рамках ФГОС»
«Социально-педагогическое сопровождение в условиях реализации ФГОС»
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Введение государственного образовательного стандарта соответствует Конституции Российской Федерации, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно - правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации «Об образовании».
В стандартах второго поколения говорится: «Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны».
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Важное место в образовательном процессе занимают здоровье учащихся, социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе и делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность социального педагога как полноценного участника образовательного процесса.
Новые образовательные стандарты - эта фраза давно на слуху у всех специалистов системы образования. Не могут остаться в стороне от этих изменений и социальные педагоги, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно социальны» и требуют при реализации обновленной роли социального педагога в школе.
Работа социального педагога в системе образовательной организации - важнейшая составная часть пространства социальной работы, направленной на реализацию ФГОС .
Какие вопросы ставит новый стандарт перед социальными педагогами? К настоящему времени нет готовых рецептов!
Вам хорошо известно, что социально-экономическая нестабильность страны привела к ослаблению интереса родителей ко всему происходящему, а главное, к воспитанию подрастающего поколения. Между тем, проблемы обучения в этой системе требует пристального внимания, на плечи педагогов образовательного процесса легло много сложных проблем.
При внедрении ФГОС можно выделить 2 проблемы, которые отнюдь не новы:
Это проблема детей, традиционно находящихся в поле внимания и ведения социальных служб - детей инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных семей, семей и детей, находящихся в социально-опасном положении.
И, безусловно, проблема неуспевающего ученика, которая выходит за рамки чисто педагогической проблемы, и является одной из наиболее острых и требующих комплексного, методически осмысленного подхода.
Количество детей со школьными проблемами неуклонно растет, а это требует инновационной деятельности педагогов, способной реально помочь в решении проблем.
Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). К внешним факторам относятся условия, в которых растет и развивается ребенок, и которые отличаются широким спектром как положительного, так и отрицательного плана. Эти условия могут зависеть от социальной депривации (Нарушение контактов личности с обществом), при которой дети не просто страдают от отсутствия контактов, ласки, взаимопонимания, но и существенно отстают в функциональном и психическом развитии, здесь уже можно говорить в отдельных случаях даже о социальном одиночестве.
Так же к внешним факторам относятся экологические условия, недостаточная квалификация педагогов, отсутствие необходимых знаний у родителей и т.д.
К внутренним факторам относятся отклонения в физическом развитии ребенка, нарушение состояния здоровья. В этом плане все усилия необходимо направлять на устранение тех недостатков, на которые указывают сами учителя, ученики и их родители, применяя альтернативные концепции к их устранению.
Можно сделать вывод, что социальный педагог в системе сопровождения ФГОС играет очень важную роль, а именно, его деятельность должна быть направлена на объединение усилий семьи, образовательного организации, общественности для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной деятельности детей. Социальная педагогика здесь, как и прежде, в качестве практической деятельности ориентирована в основном на работу с детьми и семьей, но с уклоном в область реализации инициатив, навыков и умений работы с передовым учебным материалом и инновационными технологиями обучения.
Его главная цель - улучшить способность человека к социальному функционированию, создать в социуме условия (социально-экологические, психологические, социально-медицинские), способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей человека.
«Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС»
Новое качество работы социального педагога должно быть связано с процессом «социального сопровождения». Толковый словарь В.И. Даля определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов».
Социальное сопровождение реализуется непосредственно, в совместной деятельности, что принципиально отличает его от процесса управления, который может осуществляться извне и дистанционно, без непосредственной помощи, личного участия и заботы.
Сопровождать необходимо не столько учащегося, сколько его развитие, учитывая два важнейших процесса – социализацию и индивидуализацию. Поэтому изначально предусмотрены объединения действий и усилий учащегося и социального педагога.
Определим сопровождение с трех позиций:
как процесс;
как метод;
как систему профессиональной деятельности специалистов.
С точки зрения процесса сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих учащемуся максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.
С точки зрения метода понимается создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.
С позиции системы профессиональной деятельности сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс. Здесь оно выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития молодого человека и помощи в решении задач обучения и воспитания.
Целью педагогического сопровождения является создание социально – педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
-систематически отслеживать социально-педагогический статус ребенка;
-формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
-создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении.
При успешной реализации социально –педагогического сопровождения обозначается четкий переход от методов и мер борьбы с неблагополучием к методам социальной превенции (предупреждение совершения преступлений несовершеннолетними, склонными к противоправным поступкам).
Рассмотрим методы борьбы с неблагополучием и методы социальной превенции:
Методы работы с родителями:
наблюдение;
индивидуальные беседы;
тестирование;
анкетирование;
диагностика;
анализ детских рисунков и рассказов о семье;
метод коллективно-творческой деятельности.
Используя данные методы работы с семьёй, педагог пользуется различными педагогическими техниками и технологиями, которые на сегодняшний момент вам достаточно хорошо известны.
Технологии социально-педагогического сопровождения предполагает разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ребенка, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через внеурочную занятость с учетом личностных потребностей и творческих способностей детей и подростков. Педагогические технологии сопровождения детей осуществляются в несколько этапов:
1 этап - организация и проведение диагностики (социально-психологической, педагогической) и анкетирования детей и подростков для выработки рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности в рамках образовательного учреждения. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением.
2 этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется направления, по которым будет строиться работа социального педагога, выделяется группа детей, с которыми будет вестись более интенсивная индивидуальная работа (это дети , нуждающиеся в особом внимании и контроле, семей и детей, находящихся в социально-опасном положении других категорий).
3 этап - выработка программы работы, то есть сюда входит отбор мероприятий, методов, диагностик и т.д., необходимых для осуществления социально-педагогического сопровождения.
4 этап – деятельностный - построение модели социально-педагогического сопровождения и ее реализации на практике.
5 этап - анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.
Для целостного развития детей и подростков, их успешной социализации, раскрытия индивидуализации и творческого потенциала в нашей школе была разработана модель организации социально-педагогического сопровождения урочной и внеурочной деятельности детей, сделана ее характеристика и обозначены условия реализации модели и факторы ее успешности.
Необходимая педагогическая поддержка и сопровождение могут быть оказаны на любом образовательном уровне: при получении индивидом основного общего образования (1-9 классов); среднего (полного) общего образования (10-11 классов); начального профессионального образования; высшего профессионального образования.
Памятка для социального педагога:
Индивидуализация образования подростков с девиантным поведением реализуется через:
выявление причин девиантности, определение возможностей включения в различные виды деятельности;
раскрытие потенциалов личности во внеучебной деятельности, предоставление возможности для самореализации и самораскрытия (с помощью педагогов доп. образования).
Рекомендации:
1. Если не знаете, как взаимодействовать с подростком, остановитесь!
2. Устраняйте из вашего общения с подростком те способы или формы воздействия, которые вызывают у них протест или негативную реакцию.
З.Соблюдайте принцип сотрудничества с подростком.
4. Не фиксируйте внимание подростка на его неудачах.
5. Не сравнивайте подростка с кем-либо ни в положительном, ни в отрицательном аспекте
Я думаю, что педагоги ждут от социального педагога методической помощи по: обучению их методам и приемам развития коммуникативных навыков, сплочения коллектива класса, повышения мотивации и адресной помощи в отношении конкретных детей, испытывающих проблемы в учебной деятельности или тревожных, агрессивных, гиперактивных, ждут помощи в улучшении процесса адаптации первоклассников и развитии навыков сотрудничества с помощью внедрения совместных профилактических классных часов, бесед, ролевых игр, тренингов.
Общий вывод:
Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой: родители, педагоги и дети находятся под его пристальным вниманием. Оказание педагогической, правовой, психологической помощи и поддержки как никогда значимо и актуально в современных условиях, так как понять, принять, помочь и поддержать - это работа, жизнь и потребность каждого социального педагога.
Стандарт заставляет задуматься о том, какие условия необходимо создать и какие методы будут эффективными для достижения трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных, а социальный педагог оказывает педагогическую поддержку в ходе внедрения ФГОС и осуществляет социальное сопровождение детей, требующих внимания, а именно: с ОВЗ, с девиантностью, одарённые дети и т. д.
Список использованной литературы
Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2004
Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001, с.33-36.
Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.
Социальная работа/Под общ.ред.В.И. Курбатова. Ростов н/д: Феникс, 1999; М.: ВЛАДОС, 2000.
Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов/М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2007.