

Турчина Елена Владимировна,
учитель математики,
МБОУ «СОШ № 5», п. Айхал
МО «Мирнинский район»
Республики Саха (Якутия)
Российская Федерация

Социально-культурный ПРОЕКТ
«Улицы нашего детства»
Раздел 2. «Тёмное и светлое»
2015-2016гг.
Социально-культурный проект «Улицы нашего детства.»
Раздел 2.Светлое и тёмное»
Актуальность проекта
Особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для многих поколений, частично утратили актуальность, а новые находятся в процессе формирования.
Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, в стране наблюдается острый дефицит ценностного содержания патриотизма, идей гражданской солидарности.
Проект направлен на развитие нравственно-патриотического воспитания личности подростка, любви к Отечеству, любви к малой Родине, преданности, ответственности и гордости за неё.
Характеристика проблемы, на решение которой нацелен проект
Разрушение системы патриотического воспитания.
Цель проекта
Формирование национального, гражданского самосознания, патриотических чувств и уважения к Отечеству, уважения к малой Родине, понимания важности социального служения, бережного отношения к её истории, к тому, что создано руками творческих людей, средствами социально – культурной деятельности.
Задачи проекта:
Сформировать представления об истинных ценностях настоящего гражданина, интереса к истории своей малой Родины, к эстетическому восприятию её;
Сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
Сформировать патриотическое сознание, верность Отечеству, готовность к гражданской ответственной позиции;
Воспитать чувство сопричастности к судьбам Отечества, судьбам малой Родины через сравнительную характеристику того, что творят руки человеческие;
Создать на базе школы экспозицию «Улицы моего детства: ветлое и тёмное».
Уникальность проекта
Учитывая, что поставленные цели и задачи не могут быть реализованы в короткие сроки, уникальность данного проекта состоит
- в его временной продолжительности,
- в использовании различных форм социокультурной деятельности в процессе патриотического воспитания школьников,
- воспитание подрастающего поколения через личное деятельностное участие.
Аудитория проекта
Данный проект направлен на воспитание учащихся общеобразовательных учреждений.
7-9 классы (12 – 15 лет). Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.
У учащиеся 7 – 9-х классов активизируются стремление к постижению окружающего мира и самоутверждению в процессе экспедиции, роль личности и творческих коллективов в прогрессивном развитии страны, рост национального самосознания народа.
Психологические особенности личности в подростковом возрасте.
Подростковый период - это время завершения детства и начальный период перехода к взрослости:
основная особенность этого периода - резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития;
В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление.
Активно начинают развиваться творческие способности.
Ведущей для подростка становится общественная деятельность.
Подростки не всегда в состоянии разобраться в сущности тех или иных фактов, явлений, действий и поступков других людей.
Большое место в жизни подростка занимают морально-нравственные качества и чувства.
Основные характеристики возраста
формирование нового представления о себе, укрепление самооценки;
стремление к общению со сверстниками;
развитие рефлексии;
бурное и плодотворное развитие познавательных процессов;
формирование абстрактного и теоретического мышления;
становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого, произвольного внимания и логической памяти;
развития самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач;
бурный рост, физическое развитие, половое созревание. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.
Ожидаемые результаты
Реализация данного проекта предполагает формирование:
повышения интереса к историческому прошлому малой родины и России,
уважительного и бережного отношения к малой Родине, к тому, что создано творческими людьми;
посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации.
Этапы реализации проекта
Формирование группы координаторов.
Формирование рабочих подгрупп.
Экспедиционная программа.
Сбор фото и видео материалов.
Анализ и систематизация собранного материала.
Конкурс компьютерных презентаций и видеороликов
Создание экспозиции в школе «Улицы моего детства: светлое и тёмное».
Для учителя очень важно воспитать в своих учениках не только творческую личность, способную к созиданию, но и привить умение ценить то, что уже создано другими руками, эстетическое восприятие окружающего мира.
Мы живем в заснеженной Якутии в посёлке алмазодобытчиков. Посёлок у нас очень красивый. Творческие люди стремятся создать здесь комфортные условия для проживания в условиях севера, однако есть и такие жители нашего посёлка, кто всё портит и ломает. Возраст таких «разрушителей» в основном от 11 до 17 лет. Именно поэтому мы решили провести экспедицию по улицам нашего посёлка с фотокамерами и видеокамерами в руках, чтобы провести сравнительную характеристику творений рук человеческих.
Вследствие нашей работы над проектом появилась экспозиция фото и видеодокументов «Улицы нашего детства: светлое и тёмное.», где запечатлены самые красивые уголки нашего посёлка и для сравнения обезображенные вандалами памятники и стены подъездов наших домов.
Представляю фрагмент экспозиции:
«Дом, в котором мы живём» |
«Светлое» | «Тёмное» |
 |  |