СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальный проект "Аллея выпускников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный проект «Аллея выпускников» объединил усилия учеников и педагогов в решении актуальной экологической проблемы – сохранение природы. Цель проекта: организация активного вовлечения школьников в природоохранную деятельность, развитие экологической культуры обучающихся лицея. 

Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Аллея выпускников"»

Социальный проект «Аллея выпускников»


В 2013 году, когда стал вопрос о выборе темы социального проекта, обучающиеся девятых классов – будущие выпускники, не задумываясь, выбрали «Аллею выпускников».

Проект «Аллея выпускников» должен был объединить усилия учеников и педагогов в решении актуальной экологической проблемы – сохранение природы, доказать способность школьников предлагать варианты решений и решать недетские вопросы. У обучающихся, реализующих проект, растет потребность быть социально полезными и значимыми в среде своих сверстников. Участники проекта приобретают знания, умения и навыки конструктивного общения, партнерского взаимоотношения.

Воспитательная цель проекта:

Организация активного вовлечения школьников в природоохранную деятельность. Развитие экологической культуры обучающихся лицея.

Воспитательные задачи проекта:

  • Воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства гордости, ответственности за свой лицей.

  • Вовлечение школьников в сферу социального творчества, нравственного и гражданского воспитания.

  • Создание атмосферы взаимопонимания.

  • Развитие творческой инициативы и активизация гражданской позиции обучающихся лицея.

  • Формирование у школьников мировоззрения, основанного на понятии ценностей человеческого существования, базирующихся на культурно-исторических и духовных традициях общества; творческое отношение к окружающему миру, собственной судьбе и самому себе.

  • Формирование качеств ответственных хозяев в своем лицее.


Этапы реализации проекта «Аллея выпускников»


п/п

Название этапа

Цель

Срок выполнения

1.


Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта, выбор инициативной группы (управляющий Совет проекта)


январь 2014 г.

2.


Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности


февраль - март

2014 г.

3.


Практический


Реализация проекта

апрель - июнь

2014 г.

4.

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений


март - сентябрь 2014 г.

5.

Заключительный (итоговый)

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы


сентябрь 2014 г.

1) Подготовительный этап.

На собрании девятиклассников были определены цели, задачи, основные этапы и сроки выполнения проекта, выбрана инициативная группа (управляющий Совет проекта). В него вошли 5 обучающихся 9а класса. Созданы творческие группы по основным направлениям реализации проекта.

Проблема, на решение которой направлен проект: благоустройство лицейской территории.

Актуальность: экологические проблемы являются наиболее важными и приоритетными в нашем городе. Проблема сохранения природы особенно остра сегодня, когда стали видны результаты негативного воздействия человека на окружающую среду. Каждый из нас должен посадить хоть одно дерево, чтобы увековечить память о себе для будущих поколений и внести свой вклад в сохранение природы. В наши дни всему человечеству не хватает дружеского тепла, ощущения радости от вклада каждого человека в процветание и благоустройство своего родного дома, школы, улицы, города.

Цель проекта: озеленение лицейской территории путем создания и сохранения «Аллеи выпускников».


Задачи проекта:

  • определение места расположения аллеи, видов деревьев для посадки, приобретение саженцев;

  • вовлечение школьников в сферу социального творчества, в совместную деятельность;

  • привлечение внимания общественности к современным экологическим проблемам;

  • создание традиции посадки деревьев выпускниками.

Участники проекта:

  • Организаторы проекта: обучающиеся 9а, 9б классов МОУ «Лицей №12».

  • Руководители проекта: классные руководители 9а, 9б классов.

  • Привлечение к участию в проекте родителей выпускников 9-х классов, обучающихся средних и старших классов лицея.


Ожидаемые результаты:

  1. Улучшение эстетичного вида пришкольной территории.

  2. Улучшение санитарно-гигиенической обстановки на территории лицея.

  3. Создание более благоприятной экологической обстановки.

  4. Создание «Аллеи выпускников».

  5. Сплочение лицейского коллектива.


Сроки реализации проекта: с января 2014 г. по сентябрь 2014 г.

Практический этап: весна – посадка саженцев,

весна-лето – уход за саженцами,

осень – подсадка саженцев.


Необходимые ресурсы для реализации проекта «Аллея выпускников»

1.

Инструменты

Лопата – 15 шт., ведра – 15 шт.

2.

Транспорт

Машина

3.

Насаждения

Саженцы деревьев – 15 шт.

4.

Горючее

Бензин АИ-95 – 10 л.

5.

Дополнительные средства

Песок, удобрения


2) Проектировочно-исследовательский этап.

Управляющий Совет исследовал способы решения проблемы, определил основные направления работы над проектом, распределил обязанности. Для анализа ситуации со всех сторон, Совет проекта использовал SWOT- анализ:



Внутренние факторы


Внешние факторы

Сильная сторона проекта

(Strength)

  • Проект может быть осуществлен в краткие сроки.

  • Экономичный (разумно-затратный по деньгам).

  • Личностно-значимый

Возможности

проекта

(Opportunity)

  • Привлечение внимания общественности к экологическим проблемам.

  • Обращение за помощью к родителям.

  • Освещение в СМИ.

Слабая сторона проекта

(Weak)

Проект достаточно прост, отсутствует новизна, затрагивает только одну проблему местного сообщества.

Угрозы

(Threat)

  • Отсутствие материальных средств.

  • Отсутствие участка земли для посадки аллеи.

Также управляющий Совет определил основные направления, виды деятельности, участников реализации проекта.


Направления работы над проектом

п/п

Направление


Виды деятельности

Участники/ ответственные

1.




«Знания во спасение!»

- проведение анкетирования

9-11 классы

- приобретение обучающимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта


9а, 9б классы

- распространение информации среди обучающихся и педагогов лицея

управляющий Совет

2.



«Аукцион идей»

- конкурс мини-проектов по благоустройству лицейской территории


8-10 классы

- конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты»

5-6 классы

3.



«Созидатели»

- организация и проведение практической работы по озеленению территории лицея

9а, 9б классы, родители

- уход за саженцами в ходе летней трудовой практики

6-7 классы

4.


«Аналитики»

- экспресс-опрос «Проект в моей жизни»

управляющий Совет


В течение месяца управляющий Совет проекта проводил «Аукцион идей»: конкурс на лучший мини-проект по благоустройству лицейской территории среди обучающихся 8-10 классов, конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» среди обучающихся 5-6 классов. В каждом мини-проекте, обязательно предлагалось дополнительно озеленить территорию лицея, в каждом рисунке обязательно присутствовали зеленые насаждения.

Членами управляющего Совета проведен социологический опрос «Наш лицейский двор». Анкета состояла из 7 вопросов. В опросе принимали участие 78 обучающихся 9-11 классов.

Были сделаны следующие выводы по результатам социологического опроса:

  1. Большинство старшеклассников считают, что для благоустройства территории лицея необходимо ее озеленение, в котором должен участвовать весь коллектив лицея.

  2. Многие старшеклассники выразили желание участвовать в посадке зеленой аллеи на территории лицея.

  3. Одинаковое предпочтение было отдано посадке берез и елей.

Затем был проведен опрос учителей, администрации лицея, также школьники познакомились с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами озеленения территории общеобразовательных учреждений, согласовали место посадки. Было решено сажать хвойные деревья.


3) Практический этап.

Следующим этапом работы стал поиск информации о посадке хвойных деревьев, приобретение знаний, необходимых для успешной реализации проекта.

На одном из классных собраний председатель управляющего Совета познакомил девятиклассников с правилами посадки сосен и елей. Оказалось, что ели необходимо высаживать строго на север теми же ветками, какими они росли до посадки.

По просьбе обучающихся 9-х классов родители приобрели саженцы хвойных деревьев в Орловском и Железногорском лесхозах.

На практическом этапе проекта была произведена расчистка территории, убраны старые листья, мусор, накопившейся за зиму. Для этого был организован субботник, в котором приняли участие обучающиеся и работники лицея. Предварительно отметили места посадки деревьев, сняли верхний дерн, принесли песок.

29 апреля 2014 года был реализован практический этап проекта – посадка на территории лицея 15 сосен и елей. Работали группами по 3-4 человека.

С целью привлечения внимания общественности к решению экологических проблем с помощью социального проектирования, направленного на благоустройство лицейской территории, члены управляющего Совет дали интервью о целях, решенных задачах, ожидаемых результатах проекта «Аллея выпускников» журналистам телекомпании «Сигнал ТВ». Сюжет о практическом этапе реализации проекта был показан в программе «Будни» на канале СТВ.


4) Аналитико-коррекционный этап.

В течение всей работы над проектом «Аллея выпускников» Совет проекта проводил анализ промежуточных результатов, вносил изменения в план реализации проекта, подводил итоги отдельных этапов проекта.

На данном этапе управляющий Совет провел экспресс-опрос «Проект в моей жизни» среди участников проекта, в ходе которого были подведены итоги работы, выяснено, чему научились, какие навыки приобрели школьники.

Были определены критерии эффективности данного проекта:

    • Востребованность проекта. Может быть адаптирован и реализован в ходе озеленения пришкольных территорий других школ, а также улиц города.

    • Сформированность навыков коллективной деятельности.

    • Создание атмосферы взаимопонимания.

    • Удовлетворенность от проделанной работы.

Социальные эффекты: ввести проект как традицию, вовлечь старшеклассников в решение социально-значимых проблем местного сообщества, экологическое воспитание.

На заключительном заседании управляющий Совет решил написать статью о проекте в городскую газету от имени всех выпускников 9-х классов со словами благодарности учителям, директору, классным руководителям. Статья «Аллея выпускников» – подарок лицею» была опубликована 22.05.2014г. в приложении «Школьные годы» газеты «Железногорские новости» №21 в преддверии праздника «Последний звонок».


5) Подведение итогов (анализ результатов проекта)

В сентябре на классном собрании обучающиеся 10 класса сопоставили действительные и желаемые результатов работы, сравнили поставленные цели и достигнутые результаты.


Желаемые

результаты

Вопросы для анализа результатов работы

Действительные

результаты

Цель проекта: создание и сохранение «Аллеи выпускников».

1. Достигнута ли цель проекта?

Частично, т.к. аллея была посажена, но не все деревья прижились.

1. Улучшение эстетичного вида территории лицея, создание более благоприятной экологической обстановки.

2. Сплочение лицейского коллектива.

3. Привлечение внимания общественности к решению современных экологических проблем.

2. Каковы положительные и отрицательные последствия проекта?

(Что получилось?

Что не получилось? Почему?)

1. Проблема благоустройства территории лицея не решена, т.к. не удалось сохранить аллею.

2. Совместная деятельность обучающихся, родителей, педагогов способствовали сплочению коллектива.

3. Сюжет об озеленении территории лицея в программе «Будни» на канале СТВ.

Создание атмосферы творческой активности, взаимопонимания.

3. Какой была атмосфера проведения социального проекта?

Созданы условия для развития творческой активности и инициативы лицеистов, атмосфера взаимопонимания.

1. Вовлечение школьников в сферу социального творчества, в совместную деятельность. 2. Активная работа групп по основным направлениям.

4. Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы?

Все реальные дела были выполнены с живым, неподдельным интересом, каждый участник внес свой посильный вклад в проект, большинство проявили активность.

1. Приобретение опыта социальной деятельности.

2. Формирование навыков социального проектирования.

3. Развитие навыков групповой, коллективной деятельности.

5. Чему научились в ходе реализации проекта?

1. Приобрели опыт социальной деятельности.

2. Развили навыки социального проектирования, общения, совместной деятельности.

3. Узнали много новой информации о хвойных деревьях, научились их сажать.

Оставить память в лицее о себе, создав «Аллею выпускников»

6. Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной?

1. Собрать больше информации, изучить более детально объект деятельности (местный ландшафт, вид почвы и др.).

2. Найти реальные источники финансирования для приобретения качественного посадочного материала.

Также были определены перспективы проекта, спланировано дальнейшее развитие проекта, над которым можно работать в течение двух лет (10, 11 классы), привлекая новых участков и сделав проект еще одной традицией лицея.

Перспективы проекта:

  • Привлечение заинтересованных людей к реализации проекта.

  • Разработка нового проекта «Превратим территорию лицея в цветущий сад!».

  • Экологическое, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся лицея.

  • Организованный досуг школьников, наполненный социально-позитивным содержанием.

Проект на этом не остановлен и получил статус долгосрочного проекта. Десятиклассники надеются, что высадка деревьев станет доброй ежегодной традицией для выпускников нашего лицея. Таким образом, аллея будет преумножаться и расти.


Данный проект – это результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности школьников предлагать идеи и варианты решения важных экологических вопросов. И пусть им не удалось полностью реализовать намеченные цели, в ходе работы над проектом школьники освоили содержание понятия «социальное проектирование» и основные навыков его проведения.

Социальный проект стал реальной возможностью для школьников проявить себя в интересном и полезном деле, попробовать свои силы.