Социальный проект «Аллея выпускников»
В 2013 году, когда стал вопрос о выборе темы социального проекта, обучающиеся девятых классов – будущие выпускники, не задумываясь, выбрали «Аллею выпускников».
Проект «Аллея выпускников» должен был объединить усилия учеников и педагогов в решении актуальной экологической проблемы – сохранение природы, доказать способность школьников предлагать варианты решений и решать недетские вопросы. У обучающихся, реализующих проект, растет потребность быть социально полезными и значимыми в среде своих сверстников. Участники проекта приобретают знания, умения и навыки конструктивного общения, партнерского взаимоотношения.
Воспитательная цель проекта:
Организация активного вовлечения школьников в природоохранную деятельность. Развитие экологической культуры обучающихся лицея.
Воспитательные задачи проекта:
Воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства гордости, ответственности за свой лицей.
Вовлечение школьников в сферу социального творчества, нравственного и гражданского воспитания.
Формирование у школьников мировоззрения, основанного на понятии ценностей человеческого существования, базирующихся на культурно-исторических и духовных традициях общества; творческое отношение к окружающему миру, собственной судьбе и самому себе.
Формирование качеств ответственных хозяев в своем лицее.
Этапы реализации проекта «Аллея выпускников»
№ п/п | Название этапа | Цель | Срок выполнения |
1. | Подготовительный | Мотивация, целеполагание проекта, выбор инициативной группы (управляющий Совет проекта) | январь 2014 г. |
2. | Проектировочный | Построение ориентировочной схемы деятельности | февраль - март 2014 г. |
3. | Практический | Реализация проекта | апрель - июнь 2014 г. |
4. | Аналитико-коррекционный | Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений | март - сентябрь 2014 г. |
5. | Заключительный (итоговый) | Сопоставление действительных и желаемых результатов работы | сентябрь 2014 г. |
1) Подготовительный этап.
На собрании девятиклассников были определены цели, задачи, основные этапы и сроки выполнения проекта, выбрана инициативная группа (управляющий Совет проекта). В него вошли 5 обучающихся 9а класса. Созданы творческие группы по основным направлениям реализации проекта.
Проблема, на решение которой направлен проект: благоустройство лицейской территории.
Актуальность: экологические проблемы являются наиболее важными и приоритетными в нашем городе. Проблема сохранения природы особенно остра сегодня, когда стали видны результаты негативного воздействия человека на окружающую среду. Каждый из нас должен посадить хоть одно дерево, чтобы увековечить память о себе для будущих поколений и внести свой вклад в сохранение природы. В наши дни всему человечеству не хватает дружеского тепла, ощущения радости от вклада каждого человека в процветание и благоустройство своего родного дома, школы, улицы, города.
Цель проекта: озеленение лицейской территории путем создания и сохранения «Аллеи выпускников».
Задачи проекта:
определение места расположения аллеи, видов деревьев для посадки, приобретение саженцев;
вовлечение школьников в сферу социального творчества, в совместную деятельность;
привлечение внимания общественности к современным экологическим проблемам;
создание традиции посадки деревьев выпускниками.
Участники проекта:
Организаторы проекта: обучающиеся 9а, 9б классов МОУ «Лицей №12».
Руководители проекта: классные руководители 9а, 9б классов.
Привлечение к участию в проекте родителей выпускников 9-х классов, обучающихся средних и старших классов лицея.
Ожидаемые результаты:
Улучшение эстетичного вида пришкольной территории.
Улучшение санитарно-гигиенической обстановки на территории лицея.
Создание более благоприятной экологической обстановки.
Создание «Аллеи выпускников».
Сплочение лицейского коллектива.
Сроки реализации проекта: с января 2014 г. по сентябрь 2014 г.
Практический этап: весна – посадка саженцев,
весна-лето – уход за саженцами,
осень – подсадка саженцев.
Необходимые ресурсы для реализации проекта «Аллея выпускников»
1. | Инструменты | Лопата – 15 шт., ведра – 15 шт. |
2. | Транспорт | Машина |
3. | Насаждения | Саженцы деревьев – 15 шт. |
4. | Горючее | Бензин АИ-95 – 10 л. |
5. | Дополнительные средства | Песок, удобрения |
2) Проектировочно-исследовательский этап.
Управляющий Совет исследовал способы решения проблемы, определил основные направления работы над проектом, распределил обязанности. Для анализа ситуации со всех сторон, Совет проекта использовал SWOT- анализ:
| Внутренние факторы | | Внешние факторы |
Сильная сторона проекта (Strength) | | Возможности проекта (Opportunity) | |
Слабая сторона проекта (Weak) | Проект достаточно прост, отсутствует новизна, затрагивает только одну проблему местного сообщества. | Угрозы (Threat) | |
Также управляющий Совет определил основные направления, виды деятельности, участников реализации проекта.
Направления работы над проектом
№ п/п | Направление | Виды деятельности | Участники/ ответственные |
1. | «Знания во спасение!» | - проведение анкетирования | 9-11 классы |
- приобретение обучающимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта | 9а, 9б классы |
- распространение информации среди обучающихся и педагогов лицея | управляющий Совет |
2. | «Аукцион идей» | - конкурс мини-проектов по благоустройству лицейской территории | 8-10 классы |
- конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» | 5-6 классы |
3. | «Созидатели» | - организация и проведение практической работы по озеленению территории лицея | 9а, 9б классы, родители |
- уход за саженцами в ходе летней трудовой практики | 6-7 классы |
4. | «Аналитики» | - экспресс-опрос «Проект в моей жизни» | управляющий Совет |
В течение месяца управляющий Совет проекта проводил «Аукцион идей»: конкурс на лучший мини-проект по благоустройству лицейской территории среди обучающихся 8-10 классов, конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты» среди обучающихся 5-6 классов. В каждом мини-проекте, обязательно предлагалось дополнительно озеленить территорию лицея, в каждом рисунке обязательно присутствовали зеленые насаждения.
Членами управляющего Совета проведен социологический опрос «Наш лицейский двор». Анкета состояла из 7 вопросов. В опросе принимали участие 78 обучающихся 9-11 классов.
Были сделаны следующие выводы по результатам социологического опроса:
Большинство старшеклассников считают, что для благоустройства территории лицея необходимо ее озеленение, в котором должен участвовать весь коллектив лицея.
Многие старшеклассники выразили желание участвовать в посадке зеленой аллеи на территории лицея.
Одинаковое предпочтение было отдано посадке берез и елей.
Затем был проведен опрос учителей, администрации лицея, также школьники познакомились с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами озеленения территории общеобразовательных учреждений, согласовали место посадки. Было решено сажать хвойные деревья.
3) Практический этап.
Следующим этапом работы стал поиск информации о посадке хвойных деревьев, приобретение знаний, необходимых для успешной реализации проекта.
На одном из классных собраний председатель управляющего Совета познакомил девятиклассников с правилами посадки сосен и елей. Оказалось, что ели необходимо высаживать строго на север теми же ветками, какими они росли до посадки.
По просьбе обучающихся 9-х классов родители приобрели саженцы хвойных деревьев в Орловском и Железногорском лесхозах.
На практическом этапе проекта была произведена расчистка территории, убраны старые листья, мусор, накопившейся за зиму. Для этого был организован субботник, в котором приняли участие обучающиеся и работники лицея. Предварительно отметили места посадки деревьев, сняли верхний дерн, принесли песок.
29 апреля 2014 года был реализован практический этап проекта – посадка на территории лицея 15 сосен и елей. Работали группами по 3-4 человека.
С целью привлечения внимания общественности к решению экологических проблем с помощью социального проектирования, направленного на благоустройство лицейской территории, члены управляющего Совет дали интервью о целях, решенных задачах, ожидаемых результатах проекта «Аллея выпускников» журналистам телекомпании «Сигнал ТВ». Сюжет о практическом этапе реализации проекта был показан в программе «Будни» на канале СТВ.
4) Аналитико-коррекционный этап.
В течение всей работы над проектом «Аллея выпускников» Совет проекта проводил анализ промежуточных результатов, вносил изменения в план реализации проекта, подводил итоги отдельных этапов проекта.
На данном этапе управляющий Совет провел экспресс-опрос «Проект в моей жизни» среди участников проекта, в ходе которого были подведены итоги работы, выяснено, чему научились, какие навыки приобрели школьники.
Были определены критерии эффективности данного проекта:
Востребованность проекта. Может быть адаптирован и реализован в ходе озеленения пришкольных территорий других школ, а также улиц города.
Сформированность навыков коллективной деятельности.
Создание атмосферы взаимопонимания.
Удовлетворенность от проделанной работы.
Социальные эффекты: ввести проект как традицию, вовлечь старшеклассников в решение социально-значимых проблем местного сообщества, экологическое воспитание.
На заключительном заседании управляющий Совет решил написать статью о проекте в городскую газету от имени всех выпускников 9-х классов со словами благодарности учителям, директору, классным руководителям. Статья «Аллея выпускников» – подарок лицею» была опубликована 22.05.2014г. в приложении «Школьные годы» газеты «Железногорские новости» №21 в преддверии праздника «Последний звонок».
5) Подведение итогов (анализ результатов проекта)
В сентябре на классном собрании обучающиеся 10 класса сопоставили действительные и желаемые результатов работы, сравнили поставленные цели и достигнутые результаты.
Желаемые результаты | Вопросы для анализа результатов работы | Действительные результаты |
Цель проекта: создание и сохранение «Аллеи выпускников». | 1. Достигнута ли цель проекта? | Частично, т.к. аллея была посажена, но не все деревья прижились. |
1. Улучшение эстетичного вида территории лицея, создание более благоприятной экологической обстановки. 2. Сплочение лицейского коллектива. 3. Привлечение внимания общественности к решению современных экологических проблем. | 2. Каковы положительные и отрицательные последствия проекта? (Что получилось? Что не получилось? Почему?) | 1. Проблема благоустройства территории лицея не решена, т.к. не удалось сохранить аллею. 2. Совместная деятельность обучающихся, родителей, педагогов способствовали сплочению коллектива. 3. Сюжет об озеленении территории лицея в программе «Будни» на канале СТВ. |
Создание атмосферы творческой активности, взаимопонимания. | 3. Какой была атмосфера проведения социального проекта? | Созданы условия для развития творческой активности и инициативы лицеистов, атмосфера взаимопонимания. |
1. Вовлечение школьников в сферу социального творчества, в совместную деятельность. 2. Активная работа групп по основным направлениям. | 4. Каким был вклад каждого участника проекта в общий результат работы? | Все реальные дела были выполнены с живым, неподдельным интересом, каждый участник внес свой посильный вклад в проект, большинство проявили активность. |
1. Приобретение опыта социальной деятельности. 2. Формирование навыков социального проектирования. 3. Развитие навыков групповой, коллективной деятельности. | 5. Чему научились в ходе реализации проекта? | 1. Приобрели опыт социальной деятельности. 2. Развили навыки социального проектирования, общения, совместной деятельности. 3. Узнали много новой информации о хвойных деревьях, научились их сажать. |
Оставить память в лицее о себе, создав «Аллею выпускников» | 6. Что нужно изменить, чтобы реализация следующего социального проекта была более успешной? | 1. Собрать больше информации, изучить более детально объект деятельности (местный ландшафт, вид почвы и др.). 2. Найти реальные источники финансирования для приобретения качественного посадочного материала. |
Также были определены перспективы проекта, спланировано дальнейшее развитие проекта, над которым можно работать в течение двух лет (10, 11 классы), привлекая новых участков и сделав проект еще одной традицией лицея.
Перспективы проекта:
Привлечение заинтересованных людей к реализации проекта.
Разработка нового проекта «Превратим территорию лицея в цветущий сад!».
Экологическое, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся лицея.
Организованный досуг школьников, наполненный социально-позитивным содержанием.
Проект на этом не остановлен и получил статус долгосрочного проекта. Десятиклассники надеются, что высадка деревьев станет доброй ежегодной традицией для выпускников нашего лицея. Таким образом, аллея будет преумножаться и расти.
Данный проект – это результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности школьников предлагать идеи и варианты решения важных экологических вопросов. И пусть им не удалось полностью реализовать намеченные цели, в ходе работы над проектом школьники освоили содержание понятия «социальное проектирование» и основные навыков его проведения.
Социальный проект стал реальной возможностью для школьников проявить себя в интересном и полезном деле, попробовать свои силы.