Проект Детский сад – семья: аспекты взаимодействия.
Разработчик:
Бектяшкина Е.Д.
Воспитатель МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5»
2012год
Результаты социологического опроса «Образованность родителей ДОУ Северо-Енисейского района».
Необходимость создания образовательных услуг для родителей ДОУ, мам, имеющих детей от 0 до 3-х лет, с целью полноценного развития подрастающего поколения.
Актуальность проекта:
- Анализ социально-психологических проблем современного общества, хочется отметить, что семья в России переживает глубокий кризис: снижение рождаемости, не обеспечивающей даже простого воспроизводства населения, рост разводов и, как следствие, числа неполных семей, увеличения масштабов социального сиротства, изменения нравственного климата в семьях и размывание представлений о ценности семьи и семейной жизни в общественном сознании.
- Социальный опрос родителей, проводимый в дошкольных учреждениях нашего района, показал, насколько востребованы правовые, психологические и педагогические знания для семей, а особенно для молодых.
- Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми, не способствуют их раннему развитию, поэтому возникает необходимость в установлении контактов с такими родителями. Учитывая что, семья по прежнему остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных и культурных ценностей, необходимо сотрудничество с ДОУ.
- Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте, а самое главное – единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых – семьи, воспитателей, узких специалистов.
- Социализирующая роль коллектива дошкольного учреждения заключается в единстве, в содружестве детей и взрослых, объединенных общей, глубоко осознаваемой целью, общей деятельностью и общей ответственностью.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом.
Идея проекта:
Постоянное, осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволяет значительно повысить его эффективность.
Цели проекта:
- Укрепление партнерских отношений семей воспитанников с различным социальным статусом и образовательного учреждения через создание атмосферы общности интересов, направленных на вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, решая проблему социального воспитания дошкольников.
- Организация пропаганды семейного межпоколенного взаимодействия, способствующего укреплению внутрисемейных отношений.
Задачи проекта:
- Изучение научной литературы и анализ нормативных актов;
- Проведение социологического опроса с целью выявления уровня образованности родителей и знакомства с социальным статусом семьи;
- Создать единую программу для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач;
- Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
- Повысить уровень личной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ; повысить педагогическую компетентность всех участников проекта;
- Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.
Гипотеза проекта:
Предполагается, что такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.
Если мы хотим вырастить нравственное здоровое поколение, то должны решать проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.
Законодательно-нормативные документы:
- Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2005года.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Конвенция о правах ребенка
- Концепция дошкольного воспитания
- Устав ДОУ
- Родительский договор
Участники проекта:
- Педагогический коллектив
- Воспитатели детского сада;
- Старшая медицинская сестра
- Педиатрическая служба
- Семьи воспитанников
- Сотрудники СМИ
Алгоритм взаимодействия с семьёй:
- I этап - Поиск контактов при первой встрече.
- II этап – Совместное размышление о том, что необходимо развить и воспитать в ребёнке, сохраняя неповторимость его индивидуальности.
- III этап – Установление общих требований к воспитанию ребёнка.
- IV этап – Согласованное сотрудничество в достижении общей цели.
- V этап – Реализация индивидуального подхода, совместные мероприятия, направленные на перевоспитание ребенка, коррекцию его поведения.
- VI этап – Совершенствование педагогического сотрудничества, реализация единых педагогических воздействий.
Педагогические принципы
- Целенаправленность педагогической программы на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка.
- Вариативность содержания форм, методов образования родителей.
- Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.
- Развитие и сотрудничество, т.е. включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенства). Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.
Основные направления:
Первое направление
Второе направление
Работа с педагогическим коллективом детского сада
Педагогическое образование родителей
Анализ состояния работы по взаимодействию с семьей
Знакомство с новыми программами, технологиями
Анализ состояния взаимоотношений детей и родителей
Знакомство с новыми программами, технологиями
Изучение интересов потребностей родителей в образовательных услугах для разработки социального заказа
Создание клуба « Р одительская школа»
Разработка авторских программ, учебных планов в сотрудничестве педагогов, психологов, узких специалистов.
Создание клуба «Мамина школа»
Методика контактного взаимодействия педагога с родителями
Создание клубов «Субботничек», «Дружная семейка»
Модель взаимодействия ДОУ с семьей
Детский сад
Изучение семьи, ее индивидуальных
особенностей
Опрос детей
Посещение на дому
Беседы с родителями
Определение положения ребенка в семье через его рисунки
Анкетирование
Анализ циклограммы
Классификация семей
Анализ циклограммы по 5-ти бальной шкале
- Уровень педагогической культуры родителей.
- Их потенциальные педагогические задатки.
- Степень участия в воспитательном процессе матери.
- Степень участия в воспитательном процессе отца.
- Эмоциональный микроклимат в семье.
- Структура семьи.
Классификация семей по виду
Полная сложная. Бабушки, дедушки.
Полная простая. Родители, дети.
Полная измененная, один из родителей не является родным.
Неполная.
Консультации, беседы, родительские собрания, дежурства родителей, обмен опытом, досуг.
Групповые праздники, тематические встречи, беседы, выставки, обмен опытом.
Тематические встречи, консультации, рекомендации, школа отцов.
Анкетирование, материальная помощь, методическая помощь.
Классификация семей по количеству детей
С двумя детьми
С одним ребенком
С тремя детьми
Лектории
Классификация семей по благополучию
Благополучная
Неблагополучная
Благополучная
формально
Анкетирование
Методическая помощь
Беседы
Консультации
Литература
Традиционные формы сотрудничества с семьёй
Коллективные
Индивидуальные
- Родительские собрания
- Вечера вопросов и ответов
- Круглый стол
- Традиции, развлечения
- Выставки
- Школа для родителей
- Родительские конференции
- День открытых дверей
- Открытые занятия для родителей
Наглядно- информационные
- Беседы
- Консультации
- Посещения на дому
- Приобщение родителей к жизни детского сада
- Уголок для родителей
- Выставка детских работ
- Выставка психолого - педагогической литературы
- Папки-раскладушки
- Папки-передвижки
Новые формы сотрудничества с семьёй
- Совместные прогулки, экскурсии
- Вовлечение в совместную творческую деятельность
- Семейные клубы по интересам
- Школа для родителей
- Мамина школа
- Занятия в театральной гостиной , творческой мастерской в условиях семейного клуба
- Семейные встречи
- Музыкальные гостиные
- Почта для родителей
Совместные прогулки, экскурсии
Экскурсия в школу, кабинет ОБЖ. Практическое занятие «Изучаем дорожную азбуку»
Детский сад – школа – дети – родители
Вовлечение в совместную творческую деятельность
«Путешествие в страну дорожных знаков» - воспитатели – дети - родители
Школа для родителей
Тема встречи: «Профилактика детского дорожного травматизма». Педагоги – родители - ГИБДД
Мамина школа
Консультативный пункт на базе ДОУ для мам, имеющих детей от 0 до 3-х лет, с целью повышения уровня личной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ, повышение педагогической компетентности взрослых участников Клуба, помощь детям в адаптации к ДОУ.
Семейные встречи
День именинника, выпускной, в кругу большой и дружной семьи детского сада
Почта для родителей
Родительская почта» создана с целью наладить динамичную и действенную обратную связь в работе детского сада и семьи. Тематика представления ящиков родительской почты для сбора различной информации: «Почта родительского недоверия (опасения)», «Почта анонимных обращений родителей», «Отзывы и предложения» и др. Собранная информация обобщается и обрабатывается, продумываются формы информирования родителей по их обращениям (консультации, встречи, плакаты, стенды и др.). Чтобы родительская почта постоянно была в работе, обеспечивала взаимодействие детского сада и семьи, оперативно обновляем тематику ящиков.
Постоянное, осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка позволило нам значительно повысить его эффективность.
Механизм оценки результатов
Методы отслеживания.
Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей.
Учет участия родителей в различных мероприятиях; наблюдения; беседы.
Методика изучения удовлетворенности родителей работой ДОУ.
Метод анкетного опроса (Е.Н. Степанова); беседы с родителями.
Методика определения уровня деятельности педагога с родителями.
Использование листов самооценки (Л.М.Денякина)
Оценка состояния среды развития.
Заполнение таблицы.
Ожидаемые результаты
- Создание системы комплексной работы с родителями.
- Возрождение традиций семейного воспитания и вовлечение родителей в образовательное пространство. Широкое использование таких форм, как клуб «Молодая мама», семейные встречи, «Родительская почта», «Семейные клубы»
- Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам развития, обучения и воспитания детей (родительская школа).
- Создание благоприятной предметно-развивающей среды: уголки экспериментирования, физкультурные уголки с нетрадиционным оборудованием.
- Участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности (театральная гостиная, музыкальная гостиная).
- Выпускники ДОУ быстро пройдут адаптационный период в школе, хорошо усвоят программу; уровень их подготовки будет соответствовать требованиям, предъявленным к дошкольникам.
Преемственность детского сада, семьи и школы
Экскурсия в школу
Вот уже и первоклашки в гости в школу воспитателей зовут
Вывод
Если семья и детский сад объединят свои усилия и обеспечат детям двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь и дома, и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками, обеспечат хорошую подготовку к школе и решат проблему социального воспитания дошкольников.
Библиографический список
Программы
- Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.
- Программа по физическому развитию и оздоровлению «Здоровый дошкольник» Ю. Змановского;
- Методическое пособие «Здороьесберегающие технологии в ДОУ» Учредитель и издатель - ООО Издательство «Детство – ПРЕСС»
- Программа социально-эмоционального развития детей «Я, ты, мы» О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной;
- Программа «Приобщения детей к истокам русской национальной культуры» О. Л. Князевой, М.Д. Маханевой.
- Программа по обучению грамоте «Ступеньки грамоты» Л.Е. Журовой, Н.В. Дуровой.
- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н Авдеевой, О.Л. Князевой.
- «ТРИЗ» А.М. Страунинг.
- Опыт работы МДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5»
- И.В.Никишина «Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях».
Учебная литература
- Бабунова Т.М. « Дошкольная педагогика». Учебное пособие. М. ТЦ Сфера, 2007
- Белкин А. С. «Ситуация успеха. Как ее создать»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
- Глебова С.В. «Детский сад – семья: аспекты взаимодействия» Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. « Родительские собрания в ДОУ» М. Айрис ПРЕСС, 2007
- Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии»: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
Статьи
- Материалы семинара «Приоритетные направления развития образования», проводимым КГПУ В.П.Астафьева октябрь 2006 год
- Материалы лекции «Модернизация образования в России» Ю.Н.Москвич
- Материалы первого форума матерей Сибирского Федерального Округа. 26.09.2006, Красноярск
- Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» № 1 -2008 Учредитель и издатель - ООО Издательство «Детство – ПРЕСС»
- «Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении к ЗОЖ»
- Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №5- 2009 Учредитель и издатель - ООО Издательство «Детство – ПРЕСС» статья И.А.Бойчук « В содружестве с семьей».
- Профессиональный журнал « Воспитатель ДОУ» №12 – 2008 Программа « Детский сад и семья» опыт работы ст. воспитателя Васеневой В.М. МДОУ №5 п.Оршанка Республика Марий Эл.
- Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №5