Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Результаты образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни.
Решать данные задачи можно, используя методику «Я – гражданин России». Главное в данной методике – результативность. Разработка четко и ясно позволяет познакомить учащихся с социальной средой общества: теоретические знания, полученные на разных предметах (обществознание, право, экономика, литература), подкрепить практической реальной деятельностью. Социальное проектирование дает колоссальный опыт, необходимый в жизни подрастающему поколению. Конкретные проблемы были рассмотрены в данном проекте: оформление школьной столовой, озеленение пришкольной территории. А сколько других проблем ждет своего решения?
Цель – создание условий для успешной социализации школьников на основе воспитания активной гражданской позиции и формирование исследовательских и творческих компетентностей.
Задачи:
- Осуществление воспитания и образования на основе деятельного подхода;
- Формирование мотивов для активного участия школьников в общественно значимой деятельности;
- Формирование гражданской позиции учащихся;
- Формирование исследовательских и творческих компетентностей учащихся;
Конкретные проблемы: оформление школьной столовой, озеленение пришкольной территории.
Актуальность состоит в том, что данным проектом можно воспользоваться в любом учебном заведении.
Новизна – социальное проектирование является интересным новым элементом в системе воспитания и образование молодёжи.
Объект – неосознанность ученика в раскрытии своих способностей.
Предмет – воспитание порядочности человека.
Гипотеза – при условии, что школьники будут более активны в творческих и исследовательских работах, то школа вырастет в престиже и репутации.
Методы исследования – изучение СМИ, теоретический анализ литературных источников.
Глава I. Методика социального проектирования «Я – гражданин России»
Обоснование методики:
Технология проекта «Я - гражданин России» помогает учащимся осознано заняться социальным проектированием, почувствовать особую важность, полезность дела, сформировать исследовательские компетентности, узнать и взять на вооружение алгоритм решения любой социальной проблемы, которая может в дальнейшем встретиться в жизни.
Область применения:
Цикл обществоведческих дисциплин, учебная и внеклассная работа, образовательный процесс и воспитательная деятельность позволяет привлечь учеников к решению социальных проблем, возникающих в жизни каждого человека. Данная деятельность позволит приобщить ребят к сотрудничеству и общению с государственными и общественными организациями для решения актуальных проблем местного значения. Данный опыт познакомит учеников с методами и процедурами, принятыми в общественно-политической деятельности, даст им практические навыки в решение поставленной проблемы.
Учащиеся, работающие над данным проектом, приобретают:
- навыки в выборе социальных тем;
- умение найти, подобрать, систематизировать материалы СМИ;
- умение работать в коллективе;
- знания о государственных структурах местного и федерального уровня;
- умение работать с государственными структурами;
- приобретение навыков в разработке алгоритма решения;
Существует логическая линия, представленная в виде схемы.
Вывод: с отсутствием полной и конкретной методики, работа над данным проектом обречена на провал.
Глава II. Анкета «Я – гражданин России»
1. Кто такой патриот?
2. Какими качествами должен обладать патриот?
3. Как гражданин России должен относиться к государственным символам?
4. Какую роль играют государственные символы России для гражданина?
5. Как ты относишься к символам нашей Родины?
6. Считаешь ли ты необходимым существование государственных символов?
7. Есть ли в твоей семье символы, эмблемы, знаки отличия?
8. Как ты считаешь, нужно ли изучать государственные символы?
9. Считаешь ли ты себя патриотом?
10. Знаешь ли ты гимн своей страны?
Вывод: данную анкету можно проводить в любом учебном заведении.
Заключение
В заключении я выразил четыре вывода по работе с проектом «Я гражданин – России»:
- Всероссийские акции «Я - гражданин России» показали, что социальным проектированием занимается молодежь многих регионов, это вселяет уверенность в будущее России.
- Добиться результата в социальном проекте можно только тогда, когда будут пройдены все этапы последовательно и серьезно.
- Социальный проект «Я – гражданин России» - это практическое задание, дающее огромный опыт в решении сложных социальных задач.
- Социальный проект «Я – гражданин России» позволяет выработать у молодежи правильный грамотный подход к решению социальных проблем.
Главный вывод: проект «Я – гражданин России» открыл новые вершины в плане социологии и в работе с данным проектом действительно можно узнать много нового.
Список литературы
- Нормативно – правовые документы:
Всеобщая декларация прав человека;
Конституция РФ;
Гражданский кодекс РФ;
Уголовный кодекс РФ;
Кодекс РФ об административных правонарушениях;
Семейный кодекс РФ.
- Пахомов В.П. Методика социального – образовательного проекта «Гражданин» - Самара: «НТЦ». 2006 г.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении – М.: Аркти, 2005 г.
- Ивалиева П.Г. Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников. – М.: Аркти, 2006 г.
- Молодецкий Р.Я. Обществознание 11 класс: деятельный подход – Волгоград: Учитель 2009 г.
Приложение
Рис. 1 «Мировое сообщество»

- состояние экологии
- военные конфликты
- терроризм
- нехватка продуктов питания
- религиозное противостояние
- СПИД
- проблемы здравоохранения
Рис. 2 «Российская Федерация»

- окружающая среда
- терроризм
- рост цен на продукты питания
- проблемы образования
- здравоохранение
- ЖКХ
- СПИД
- развитие предпринимательства
- уровень жизни населения
Рис 3. «Школьное сообщество»

- здоровье учащихся
- школьное питание
- школьное оборудование
- школьный двор
- спортивная площадка
- безопасность движения в районе школы
- помощь школьной библиотеке