Проект волонтерского движения «Твори добро»
Актуальность проекта
«Великие дела делаются малыми усилиями многих»
(автор неизвестен)
Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Как подчеркивается в концепции модернизации Российского образования, современному обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью , обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
В настоящее время созрела необходимость определить нравственные ориентиры обучающихся, приобщить их к общечеловеческим ценностям, культуре поведения в социуме, духовно-нравственному и патриотическому развитию.
Одно из актуальных воспитательных средств - это волонтерское движение, которое способствует формированию личности гражданина своей страны.
Социальная значимость проекта
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Именно реализация проекта волонтерского движения «Твори добро» способствует воспитанию социальной активности, формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Цель проекта:
Вовлечение детей и подростков в волонтерское движение с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, профилактики асоциального поведения, формирования культуры.
Задачи проекта:
- Воспитание гражданских и патриотических чувств детей и подростков;
- Поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
- Развитие социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;
- Предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств детей и подростков посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;
- Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;
- Поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родительского актива школы;
- Пропаганда здорового образа жизни.
Проект бессрочный.
Концептуальные основы проекта
Программа составлена на следующих научных и методологических принципах реализации:
Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с учащимися.
Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т. д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой деятельносмти, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
Последовательность (этапность).
Преемственность.
Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.
Партнерство:консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.
Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.
№ | Этапы реализации проекта | Сроки |
1 | Мотивационно – организационный этап: - анализ проблем жизни школы, социума; - определение целей и задач. |
Сентябрь 2014 |
2 | Познавательно-моделирующий этап: -изучение реальных возможностей группы; - составление детального плана работы; - определение обязанностей и их распределение. |
Сентябрь 2014
|
3 | Практический этап: Организация деятельности по блокам проекта: - проведение акций; - мониторинг; - оформление, размещение информации об этапах реализации проекта на страницах сайта школы; - подготовка и проведение акций; | С октября 2014 по настоящее время |
4 | Практический - участие в волонтёрских акциях; -выпуск буклетов, листовок, роликов; - помощь в организации и участие в мероприятиях школы. |
Ежемесячно
|
5 | Рефлексивный Подведение итогов деятельности | Ежегодно |
Проект включает в себя 4 блока
1 блок «Милосердие»
Цель: Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
2 блок «Спорт и здоровый образ жизни»
Цель:
1.Пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом.
2. Содействие утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков.
3 блок «Творческий блок»
Цель: Формирование социально – активной позиции детей и подростков, развитие творческих способностей.
4 блок «Экология»
Цель: Воспитания бережного отношения к окружающей среде.
Основные мероприятия волонтерского движения
Направление | Мероприятия |
«Милосердие» | - помощь пожилым одиноким людям; -помощь неуспевающим сверстникам; - участие в акции «Подарок другу»; -участие в акции «Белый цветок» - шефство над памятником погибшим в годы ВОВ: уборка, посадка цветов; - проведение акции «Бессмертный полк» |
«Спорт и здоровый образ жизни» | - организация и участие в спортивных праздниках и мероприятиях; - организация выставок рисунков и листовок о здоровье, - беседы с медработниками о здоровом образе жизни; - участие на классных часах, посвященных ЗОЖ. -участие во всех соревнованиях; -организация походов, экскурсий -вовлечение учащихся в спортивные секции; |
«Творчество» | - участие в художественной самодеятельности; - участие в общешкольных месячниках, акциях; - проведение традиционных праздников: День Знаний, День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, День Здоровья, 9 мая, Последний звонок, День Защиты детей, Выпускной вечер (для 9, 11 классов) |
«Экология» | - Помощь в благоустройстве школьной территории; - охрана и уход за цветами в школе; - акция выпускников «Посади дерево и сохрани его». - работа по благоустройству села, школы: посадка деревьев и цветов, уборка территории. |
Механизм реализации проекта:
Руководит работой волонтеров – учитель Рябова Е.Н..
Основой волонтерского движения является группы учащихся.
Распространение информации о работе волонтеров.
1. Оформление страницы на школьном сайте
2. Составление годовых отчетов о проделанной работе
3. Презентации волонтерского движения «Твори добро» на различных мероприятиях, имеющих социальную направленность.
В рамках проекта в нашей школе разработана система поощрения, которая представлена:
Вручение грамот по результатам успешной работы.
Благодарственное письмо родителям.
Выполнение наиболее ответственных поручений.
Кадровое обеспечение проекта
1.Администрация образовательного учреждения.
2.Педагог.
3.Классные руководители.
4.Волонтерские группы.
Ожидаемый результат
-создание постоянно действующей волонтерской группы, приобретение учащимися опыта волонтерской деятельности;
-повышение уровня духовности, милосердия школьников;
- повышение уровня творческой активности школьников, их досуговой занятости;
-увлеченность обучающихся идеями добра и красоты, духовного и физического совершенствования.
Финансирование
Внебюджетные средства (спонсорская помощь родителей, преподавателей, мастеров)
Предполагаемый бюджет
Для реализации проекта предполагается использовать следующие источники финансирования:
п/п | Наименование затрат | Затраты | Источник средств |
1 | Канцелярские принадлежности: | | Собственные средства |
бумага А4 «Снегурочка» (2 пачки) | 380 руб. | Родительские средства |
Набор файлов (1 пачка) | 100 руб. | Собственные деньги |
Ватманы (6 листов) | 120 руб. | Собственные деньги |
Бланки благодарности для волонтеров (35 штук) | 150 руб. | Собственные деньги |
2. | Краска для принтера | 450 руб. | Родительские средства |
3. | Шары для оформления праздников (200 штук) | 300 руб. | Родительские средства |
| Итого: | 1550 руб. | |
Мы открыты для сотрудничества со всеми школьными благотворительными организациями района и области. Давайте поможем друг другу!
Список литературы
Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
Майорова Н.П. Обучение жизненноважным навыкам. СПб, 200
Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
Островок безопасности./ Под ред. О.А.Минич, О.А. Хаткевич. Минск, 2004.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. / Под ред. Г.Н.Тростанецкой, А.А.Гериш. М., 2002.
Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
Школа без наркотиков. /Под ред. Л.М.Шипицыной, Е.И.Казаковой. СПб., 2001.
Кудринская, Л. А. Добровольческий труд и факторы его воспроизводства в современном обществе [Электронный ресурс] / Л. А. Кудринская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2005. - № 1. - С. 15-26. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
Лыгина, М. А. Волонтерское движение - новое направление первичной профилактики наркомании [Электронный ресурс] / М. А. Лыгина // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2008. - № 11. - С. 15-18. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
Макарова, Г. А. Эстетическое воспитание старших школьников посредством волонтерской деятельности в учреждениях искусства [Электронный ресурс] / Г. А. Макарова // Педагогика искусства. -2009. - № 2. -С. 45-52. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст доступен на сайте издателя).
Максимова, М. Н. Ресурсы социального обслуживания [Электронный ресурс] / М. Н. Максимова // Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. - 2007. - № 1. - С. 104-106. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
Маркин, В. В. Стратегии регулирования социально-трудового потенциала российского общества [Электронный ресурс] / В. В. Маркин, В. А. Кижеватова // Власть. - 2008. - № 4. - С. 56-60. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
Менщикова, И. Ю. Социальная работа и волонтерство: ценностно-практический аспект взаимодействия в среде высшей школы [Электронный ресурс] / И. Ю. Менщикова // Научные исследования в образовании. - 2008. - № 1. - С. 42-43. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
Мирзаянова, Л. Ф. Формирование личностно развивающей мотивации у студентов вуза путем вовлечения в совместную творческую деятельность антинаркотического содержания [Электронный ресурс] / Л. Ф. Мирзаянова // Психология обучения. - 2010. - № 3. - С. 100-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
Мирошина, Т. Д. Формирование гражданственности студентов вуза как педагогическая проблема [Электронный ресурс] / Т. Д. Мирошина // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. - С. 67-71. - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
Мордасова, Т. А. Социальная модель благотворительности как фактор развития институтов гражданского общества [Электронный ресурс / Т. А. Мордасова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2009. - № 4. - С. 29-36. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
Никитова, А. В. Правовые основы добровольческой (волонтерской) деятельности [Электронный ресурс] / А. В. Никитова // Аграрное и земельное право. - 2009. - № 4. - С. 102-105. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
Оленина, Г. В. Историко-концептуальные основы развития гражданских добровольческих инициатив молодежи в социально-культурном пространстве досуга и образования [Электронный ресурс] / Г. В. Оленина, О. Н. Белинская // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3. - С. 291-294. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Доступ к полному тексту).
Парпина, Ю. В. Волонтерское движение и его истоки в России [Электронный ресурс] / / D/ Парпина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 9. - С. 106-109. – Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp - Загл. с экрана. (Полный текст может быть получен через систему заказа).
Приложение
Заповеди волонтеров
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
Будь генератором идей!
Уважай мнение других!
Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
Обещаешь – сделай!
Не умеешь – научись!
Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги "Я - лидер”, "Уверенность в себе”, "Успешное общение”, "Твоя цель – твой успех”, "Ты и команда”, "Я – творческая личность”)
Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
Снова и снова скажем народу: "Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект "Будущее - это мы! ”)
День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)
Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь "нет” и "да” И помни, что выбор есть всегда.
МКОУ Криушанская СОШ
Социальный проект волонтерского движения «Твори добро»

учитель: Рябова
Евгения Николаевна