СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные причины девиантного поведения. Практическая работа по Обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содержит практические задания для проведения практических работ по Обществознанию с опорой на учебник Важенина 

Просмотр содержимого документа
«Социальные причины девиантного поведения. Практическая работа по Обществознанию»

Практическая работа №7.

Исследование социальных причин девиантного поведения и путей их устранения


Цели: провести анализ социальных причин девиантного поведения и выявить пути их устранения

Место проведения: учебная аудитория, ОБПОУ СПО «КЭМТ».

Средства обучения:
  • методические рекомендации к практической работе № 7.

  • РМ к практической работе № 7.

  • Виды самостоятельной работы:

  • Составление схем

  • Составление таблиц

  • Установление соответствия между определениями и терминами

  • Исправление ошибок в тексте

Ход работы


Задание 1.Закончи определение:

Социальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе – это

Задание 2. Составить схему «Формы девиантного поведения»:




Формы девиантного поведения











Задание 3. Перечислите основные концепции причин возникновения девиантного поведения








Задание 4. Установите соответствие :

1.Инновация - А. отказ от сущест­вующих целей и средств с одно­временной заме­ной их новыми

2.Ритуализм - Б. от­рицание целей и средств как «бег­ство от дейст­вительности»

3.Ретритизм - В.при­нятие социально одобряемых це­лей, но отрица­ние законных средств их достижения

4.Бунт, мятеж - Г. от­рицание приня­тых целей при бе­зусловном согла­сии с социально одобряемыми средствами




1

2

3

4

В

Г

Б

А


Задание 5. Выберите правильный ответ. Новаторство является формой

1) негативного отклоняющегося поведения

2) позитивного отклоняющегося поведения

3) неправомерного поведения

4) конформистского поведения


Задание 6. Исправьте ошибки в предложениях

  1. Действующую толпу составляют люди, собравшиеся около места происшествия и решившие посмотреть, что будет дальше; конвенциональная толпа представляет собой группу людей, со­вместно выражающих радость или горе, гнев или протест; под случайной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для данных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения; экспрессивная толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отноше­нии конкретного объекта.

  2. Человеческое поведение может приобретать социальный смысл даже вне общения с другими людьми.

  3. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер: позитивный характер проявляется в стрем­лении нарушить функционирование социальной системы, а нега­тивный — в стремлении ее совершенствовать.

4.Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и человека к совершению девиантных поступков, биологический объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии и психологи­ческий учитывает влияние социальных и культурных факторов.


Тема 8. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления


Социальные нормы, которым люди следуют в своих дейс­твиях, придают социальному миру регулярность и предсказу­емость. Но не всегда и не все действия индивидов соответству­ют социальным ожиданиям. Люди довольно часто отклоняют­ся от правил, которым они обязаны руководствоваться.

Девиантное (от позднелат. deviatio — отклонение) (от­клоняющееся) поведениесоциальное поведение, несоот­ветствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Основными формами девиантного поведения являются:

  • пьянство;

  • наркомания;

  • преступность;

  • проституция;

  • само­убийство;

  • гомосексуализм.

Некоторые социологи проводят разграничение между девиантным и делинквентным (лат. delinquens — совершаю­щий проступок) (буквально — преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под ка­тегорию противоправного действия. При этом подчеркива­ется, что девиантное поведение относительно, ибо принадле­жит к моральным нормам данной группы, а делинквентное — абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выражен­ную в юридических законах общества.

Существуют различные объяснения причин девиантного поведения.


Объяснение девиации

Его сущность

Биологическое

Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному ти­пу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к пре­ступлениям отражается в его облике

Психологическое

Девиантное поведение является следст­вием психологических качеств, черт ха­рактера, внутренних жизненных устано­вок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и сре­дой. В то же время сам поступок, нару­шение закона может стать результатом психологического состояния девианта

Социо­логичес­кое

Концепция аномии (гр. безза­коние)

Девиантное поведение вызывается аномическим состоянием общества (ано­мией), т.е. распадом существующей си­стемы социальных ценностей и норм, ре­гулирующих жизнедеятельность людей

Теория стигма­тизации)

Девиация определяется не поведением или конкретным поступком, а груп­повой оценкой, применением другими людьми санкций в отношении тех, кого они считают «нарушителями» установ­ленных норм.

Объяснение девиации

Его сущность


Выделяют первичную и вторичную де­виацию. При первичной девиации ин­дивид время от времени нарушает неко­торые социальные нормы. Однако окру­жающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя деви­антом. Вторичная девиация характери­зуется тем, что на человеке ставят клей­мо «девианта» и начинают с ним обра­щаться не так, как с обычными людьми

Девиантное поведение может иметь как коллективный, так и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием кри­минальной субкультуры, носителями которой являются деклассированнные слои общества. Категории населения, более других предрасположенные совершать девиантные поступ­ки, называют группами риска. К таким группам, в частнос­ти, относят определенные слои молодежи.

На основании соотношения целей и средств современные социологи выделяют следующие

типы девиантного поведения.

Тип поведения

Его характеристика

Инновация (при­нятие социально одобряемых це­лей, но отрица­ние законных средств их достижения)

Инноватор признает ценности общества и принимает жизненную цель, но так как законными средствами ее не достичь, средства предлагаются иные, незаконные. Чаще всего инноватор — это преступник

Ритуализм (от­рицание приня­тых целей при бе­зусловном согла­сии с социально одобряемыми средствами)

Ритуалист отвергает ценности общества и диктуемые ими цели жизни, а законные методы и средства он признает. В результате девиации может сформироваться ревност­ный бюрократ, или неудачливый бизнесмен, или педант-преподаватель, для которого вы­полнение повседневных норм, ритуал пол­ностью заслоняют значимые жизненные цели

Ретритизм (от­рицание целей и средств как «бег­ство от дейст­вительности»)

Ретритист (отступник) отвергает и цен­ности с целями, и законные средства их осуществления. Он вообще оставляет этот мир (самоубийца) или отходит от него (наркоман, алкоголик)

Бунт, мятеж (отказ от сущест­вующих целей и средств с одно­временной заме­ной их новыми)

Бунтарь не только отвергает ценности, цели и средства этого, по его мнению, несовершенного мира, но и хочет заменить их своими — идеальными, делающими (он свято верит в это) мир более совершенным. Это революционер, отстаивающий свой социальный идеал


По мнению специалистов, существование в современном обществе у части людей девиантного поведения неизбежно. Поэтому задача «полного искоренения» девиаций сегодня не ставится. Ведь отклонения не обязательно направлены в худ­шую сторону. Иногда девиантное поведение носит позитив­ный характер (например, национальные герои, выдающиеся спортсмены, политические лидеры, передовики производства).

Вместе с тем необходимы меры социального воздействия на поведенческие отклонения. И здесь намечаются два основ­ных направления: если в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, то такие девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, пси­хические расстройства и др., требуют организации разных ви­дов социальной помощи — открытия кризисных центров, до­мов для бездомных, телефонов доверия и т. д.


Задание 5. Одной из проблем современного общества является подростковый алкоголизм. Прочитайте высказывания. Покажите пагубность этой вредной привычки. Приведите примеры негатив­ного влияния пьянства на человека.

Василий I Македонянин: «От вина утомленный ум становится подобен плохому конюху, который не может повернуть колесни­цу: сам дергается, коня туда и сюда задергал и видящих то забав­ляет; так у страдающего от вина всегда есть потребность в нем, и душа его пребывает в грехе».

Авиценна: «Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть».

У.Аль-Маали: «Друзей чарки за друзей не считай, ибо они — друзья твоей чарки, а не твои друзья».

Абу-ль-Фарадж: «Вино сообщает каждому, кто пьет его, четы­ре качества. Вначале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобре­тает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гор­дым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи».

Д. Чосер: «Кто пьет, тот стал на путь разврата».

Леонардо да Винчи: «Вино мстит пьянице».

Б. Джонсон: «В вине тоска ищет облегчения, малодушие — храб­рости, нерешительность — уверенности, печаль — радости и на­ходят лишь гибель».

Ф. Честерфилд: «Если кто уверяет, что выпил шесть или во­семь бутылок вина за один присест, то из одного только мило­сердия я буду считать его лжецом, не то мне придется думать, что он — скотина».

Ж.Ж.Руссо: «Пьянство унижает человека, отнимает у него ра­зум, по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное».

Г.С.Сковорода: «В пьянстве нет ни ума, ни добродетели».

И. Т. Посошков: «Безмерное питие ничего доброго не прино­сит, но токмо приносит ума нарушение и здоровья повреждение, пожитков лишение и безвременную смерть».



Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

  1. Делинквентное поведение — это поступки людей, совершаемые ими в мире права. А

  2. Правомерное поведение — это отклонение в поступках людей от общепризнанных норм. Б

  3. Девиантное поведение — это нарушение закона, влекущее серь­езные наказания. В

  4. Правовое поведение — это поведение, которое соответствует правовым предписаниям и носит в основном полезный для обще­ства характер. Г

  5. Конформистское поведение — это правомерное поведение, но представляющее собой чрезвычайно вредный и неудобный для окружающих образец поступков людей. Д

  6. Правонарушение — это поведение, которое связано с наруше­нием права, но не наносит вреда. Е

  7. Злоупотребление правом — это поведение, которое проявляется в том случае, если люди сознательно подчиняются законам и доб­ровольно совершают свои поступки. Ж

  8. Объективно противоправное поведение — это поведение, кото­рое характеризуется низкой степенью активности людей, стараю­щихся вести себя так, как поступают другие, не задумываясь над сущностью тех или иных поступков. З

  9. Привычное поведение — это такое поведение, при котором люди не уважают право и соблюдают его лишь из-за страха быть под­вергнутыми ответственности. И

  10. Социально активное поведение — это поведение, которое стано­вится внутренней потребностью людей следовать нормам права и исполнять его предписания. К

  11. Преступление — это наиболее высокий уровень правомерного поведения, которое проявляется в общественно полезной, одоб­ряемой государством и обществом активной деятельности в пра­вовой сфере. Л

  12. Законопослушное поведение — это виновное общественно вред­ное деяние, которое совершает дееспособный субъект и которое противоречит праву. М

  13. Вина — это совокупность признаков правонарушения, совер­шаемого в реальной жизни. Н

  14. Цель — это психическое отношение лица к собственному про­тивоправному поведению и его результатам, выраженное в форме умысла или неосторожности. О

  15. Проступки — это обусловленное потребностями и интересами осознанное побуждение, которым руководствовался субъект при совершении правонарушения. П

  16. Мотив — это мысленная модель будущего результата, к дости­жению которой стремится субъект при совершении правонару­шения. Р

  17. Состав правонарушения это запрещенное уголовным зако­ном противоправное, виновное, наказуемое деяние, обладающее высшей степенью общественной опасности, посягающее на кон­ституционный строй государства, его политическую и экономи­ческую систему, установленные формы собственности, жизнь, здоровье, права и свободы граждан. С

  18. Маргинальное поведение — это правонарушения, которые ха­рактеризуются меньшей степенью общественной опасности, чем преступления, и посягают на отдельные стороны правопорядка. Т


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
































Этнические общности


Задание 5. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Этнос — это совокупность индивидов, отличающаяся относи­тельной целостностью и выступающая самостоятельным субъек­том исторического процесса.

Род — это исторически возникший вид устойчивой социаль­ной общности людей, представленный племенем, народностью, нацией.

Племя — это основанное на кровном родстве объединение лю­дей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы.

Социальная общность — это объединение людей, которое ха­рактеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет ста­рейшин и т.д.).

Нация — это объединение людей, которое занимает большую в отличие от племени территорию, имеющую государственную при­надлежность.

Национальность — это социальная общность, которая истори­чески складывается на определенной территории, на основе общ­ности культуры, языка, экономических связей, государственно­сти, развитого национального самосознания.

Народность — это термин, обозначающий принадлежность че­ловека к той или иной нации.

Дискриминация — это поглощение одного народа другим.

Геноцид — это усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.

Аккультурация — это угнетение одного народа другим.

Ассимиляция — это политика уничтожения национальных мень­шинств.

Фашизм — это политика, ставящая целью отделение от госу­дарства и создание своего национального государственного образования

Патриотизм — уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций.

Сепаратизм — идеология и практика, направленные на разжи­гание межнациональной розни и вражды.

Национализм — это любовь к малой и большой Родине, к семье, школе, родителям, близким и далеким предкам, создавшим сво­им трудом материальные ценности и отстоявшим в ратном деле родной язык и родную землю, признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответ­ствии с их заслугами перед народом, глубокое сопереживание внутренней и внешней политике государства.

Этноцентризм — идеология и политика, которая не только провозглашает превосходство одной нации над другой, но и при­зывает к уничтожению «неполноценных» наций.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!