СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социалистический реализм

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20 – 30-х годов" 

Цель:  выявить особенности становления живописи и архитектуры  “социалистического реализма” как порождения тоталитарной системы власти. Проанализировать политику партии в области литературы, живописи выявить предпосылки формирования “социалистического реализма” как художественной идеологии тоталитаризма

Просмотр содержимого документа
«Социалистический реализм»

Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам. Тема: Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20 – 30-х годов.  Цель: выявить особенности становления литературы “социалистического реализма” как порождения тоталитарной системы власти. Проанализировать политику партии в области литературы, выявить предпосылки формирования “социалистического реализма” как художественной идеологии тоталитаризма

Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.

Тема: Социалистический реализм:

глобальная политизация художественной культуры 20 – 30-х годов.

Цель: выявить особенности становления литературы “социалистического реализма” как порождения тоталитарной системы власти. Проанализировать политику партии в области литературы, выявить предпосылки формирования “социалистического реализма” как художественной идеологии тоталитаризма

Изобразительное искус­ство 20-х гг.   В нем выделилось несколько группировок. Наиболее зна­чительной была группа  АХРР (Ассоциация художников революцион­ной России).   Она возникла в 1922 г., позднее, в 1928 г., была переиме­нована в АХР (Ассоциацию художников революции).  Декларация Ассоциации содержала следующие положения: « Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда».  Художники-«ахровцы» считали себя наследниками «пе­редвижников» .

Изобразительное искус­ство 20-х гг.

В нем выделилось несколько группировок. Наиболее зна­чительной была группа АХРР (Ассоциация художников революцион­ной России).

Она возникла в 1922 г., позднее, в 1928 г., была переиме­нована в АХР (Ассоциацию художников революции).

Декларация Ассоциации содержала следующие положения: « Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда».

Художники-«ахровцы» считали себя наследниками «пе­редвижников» .

 Георгий Георгие­вич Ряжский  (1895—1952). «Делегатка» (1927) «Председательница» (1928)

Георгий Георгие­вич Ряжский (1895—1952).

«Делегатка» (1927)

«Председательница» (1928)

Исаак Израилевич Бродский (1883—1939)  «Ленин в Смольном» (1930)

Исаак Израилевич Бродский (1883—1939)

«Ленин в Смольном» (1930)

Митрофан Борисович Греков (1882— 1934) — основоположник батального жанра в советском искусстве.

Митрофан Борисович Греков (1882— 1934) — основоположник батального жанра в советском искусстве.

Митрофан Греков Трубачи Первой Конной. 1934 г

Митрофан Греков

Трубачи Первой Конной. 1934 г

Вступив добровольцем в Красную армию, он в дальнейшем стал художником-летописцем боевых походов 1-й Конной армии С.М.Буденного.

Вступив добровольцем в Красную армию, он в дальнейшем стал художником-летописцем боевых походов 1-й Конной армии С.М.Буденного. "Тачанка" – одна из наиболее популярных картин художника - так была воспринята советской критикой: "Воспетая в песнях пулеметная тачанка – это стихийно выдвинутое в условиях гражданской войны орудие высокой оперативной подвижности огневых средств кавалерии – изображена в стремительном движении на поле среди разрывов шрапнели, несомая четверкой разъяренных боем коней. В произведении все – движение и порыв… беглыми мазками, но с необходимой мерой определенности передано напряженное состояние пулеметчиков. Сложный ритм бега коней, расположение теней, основные линии пейзажа в соединении с линией движения тачанки, фигуры отдельных всадников, все это строго продумано, соподчинено и сливается в один цельный образ жизненно-правдивый и художественно-выразительный"

В другом творческом содружестве — ОСТ (Общество станковистов ) объединилась молодежь, окончившая первый советский художественный вуз. В отличие от масте­ров АХРа «остовцы» видели свой эстетический идеал в новейших европейских течениях. Александр Александрович Дейнека (1899—1969).

В другом творческом содружестве — ОСТ (Общество станковистов ) объединилась молодежь, окончившая первый советский художественный вуз. В отличие от масте­ров АХРа «остовцы» видели свой эстетический идеал в новейших европейских течениях.

Александр Александрович Дейнека (1899—1969).

Александр Дейнека «Оборона Петрограда» (1928).

Александр Дейнека

«Оборона Петрограда» (1928).

А.А. ДЕЙНЕКА.  « На стройке новых цехов» 1925

А.А. ДЕЙНЕКА.  « На стройке новых цехов» 1925

Текстильщицы 1927 год

Текстильщицы

1927 год

Содружество «4 искусства» возникло в 1925 г. и состояло из П.В. Кузне­цова, К.С. Петрова-Водкина, М.С. Сарьяна, В.А. Фаворского. Мартиро́с Серге́евич Сарья́н   Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин   Павел Варфоломеевич Кузнецов   Влади́мир Андре́евич  Фаво́рский

Содружество «4 искусства» возникло в 1925 г. и состояло из

П.В. Кузне­цова, К.С. Петрова-Водкина, М.С. Сарьяна,

В.А. Фаворского.

Мартиро́с Серге́евич

Сарья́н  

Кузьма́ Серге́евич

Петро́в-Во́дкин  

Павел Варфоломеевич

Кузнецов  

Влади́мир Андре́евич

Фаво́рский

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939 ) Купание красного коня, К. С. Петров-Водкин, 1912 «Мать», 1915

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939 )

Купание красного коня,

К. С. Петров-Водкин, 1912

«Мать», 1915

Девушки на Волге.  1915 1918 год в Петрограде.  1920

Девушки на Волге.  1915

1918 год в Петрограде.  1920

Мартирос Сергеевич Сарь­ян (1880—1972), М. Сарьян. Финиковая пальма. 1911. 

Мартирос Сергеевич Сарь­ян (1880—1972),

М. Сарьян. Финиковая пальма. 1911. 

 Дворец труда в Москве  — неосуществленный проект 1922—1923 годов. В центре столицы (на месте нынешней гостиницы «Москва» ) планировалось возведение грандиозного комплекса, который сочетал бы в себе функции Дома Советов, Дворца съездов, театра, Дома культуры, горкома партии, музея, столовой и т. п.  Строительство не было начато, а в 1933 году здесь начали строить гостиницу «Москва». Проект братьев Весниных Проект Н. Троцкого, получивший первую премию

Дворец труда в Москве  — неосуществленный проект 1922—1923 годов. В центре столицы (на месте нынешней гостиницы «Москва» ) планировалось возведение грандиозного комплекса, который сочетал бы в себе функции Дома Советов, Дворца съездов, театра, Дома культуры, горкома партии, музея, столовой и т. п.

Строительство не было начато, а в 1933 году здесь начали строить гостиницу «Москва».

Проект братьев Весниных

Проект Н. Троцкого, получивший первую премию

 Клуб завода «Каучук»  (в 1960—1990-х годах  Дом культуры завода «Каучук» ) — здание рабочего клуба  в  Москве , построенное в  1929 году  для работников завода «Каучук»  по проекту архитектора  Константина Мельникова  с участием инженера  Г. Г. Карлсена .  Здание клуба является всемирно известным  памятником архитектуры  советского  конструктивизма .

Клуб завода «Каучук»  (в 1960—1990-х годах  Дом культуры завода «Каучук» ) — здание рабочего клуба  в  Москве , построенное в  1929 году  для работников завода «Каучук»  по проекту архитектора  Константина Мельникова  с участием инженера  Г. Г. Карлсена .

Здание клуба является всемирно известным  памятником архитектуры  советского  конструктивизма .

 Клуб фабрики «Буревестник» (клуб «Буревестник»)  — здание клуба в Москве . Построено в  1928 — 1930  годах по проекту выдающегося советского архитектора  Константина Мельникова  

Клуб фабрики «Буревестник» (клуб «Буревестник»)  — здание клуба в Москве . Построено в  1928 — 1930  годах по проекту выдающегося советского архитектора  Константина Мельникова  

 Дом культу́ры и́мени И. В. Русако́ва  (первоначальное название  Клуб Русако́ва Сою́за Коммуна́льников ) — здание рабочего клуба, построенное в  1929 году  для работников Союза коммунальников по проекту выдающегося архитектора  Константина Мельникова .  Здание Дома культуры имени Русакова является всемирно известным  памятником архитектуры  советского  авангарда , отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями.

Дом культу́ры и́мени И. В. Русако́ва  (первоначальное название  Клуб Русако́ва Сою́за Коммуна́льников ) — здание рабочего клуба, построенное в  1929 году  для работников Союза коммунальников по проекту выдающегося архитектора  Константина Мельникова .

Здание Дома культуры имени Русакова является всемирно известным  памятником архитектуры  советского  авангарда , отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями.

 Клуб Дорхимзавода имени М. В. Фрунзе  — здание-достопримечательность в  Москве  регионального значения.  Охраняется как объект культурного наследия.

Клуб Дорхимзавода имени М. В. Фрунзе  — здание-достопримечательность в  Москве  регионального значения.

Охраняется как объект культурного наследия.

 Мавзолей  В. И. Ленина  (в  1953 — 1961  гг.  Мавзолей В. И. Ленина и  И. В. Сталина ) — памятник-усыпальница на Красной площади  у  Кремлёвской  стены в  Москве , где с 1924 года покоится тело  Владимира Ильича Ленина . Щусев, Алексей Викторович

Мавзолей  В. И. Ленина  (в  1953 — 1961  гг.  Мавзолей В. И. Ленина и  И. В. Сталина ) — памятник-усыпальница на Красной площади  у  Кремлёвской  стены в  Москве , где с 1924 года покоится тело  Владимира Ильича Ленина .

Щусев, Алексей Викторович

Казанский вокзал  (до  1894  г. —  Рязанский ) — пассажирский терминал железнодорожной станции  Москва-Пассажирская-Казанская

Казанский вокзал  (до  1894  г. —  Рязанский ) — пассажирский терминал железнодорожной станции  Москва-Пассажирская-Казанская

Макет вокзала

Макет вокзала

Казанский вокзал в 1920-е годы

Казанский вокзал в 1920-е годы

 Ба́шня Та́тлина (Памятник III Коммунистического интернационала) — проект монументального памятника, посвящённого  III Интернационалу , разработанный  советским   архитектором   Владимиром Евграфовичем Татлиным . Строительство башни-монумента планировалось осуществить в  Петрограде-Ленинграде , после победы  Октябрьской революции 1917 года .  Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к  авангардизму  в конце  1920-х годов. Модель башни Татлина, 1919 год

Ба́шня Та́тлина (Памятник III Коммунистического интернационала) — проект монументального памятника, посвящённого  III Интернационалу , разработанный  советским   архитектором   Владимиром Евграфовичем Татлиным . Строительство башни-монумента планировалось осуществить в  Петрограде-Ленинграде , после победы  Октябрьской революции 1917 года .

Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к  авангардизму  в конце  1920-х годов.

Модель башни Татлина, 1919 год