Русская художественная культура XX в.: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам.
Тема: Социалистический реализм:
глобальная политизация художественной культуры 20 – 30-х годов.
Цель: выявить особенности становления литературы “социалистического реализма” как порождения тоталитарной системы власти. Проанализировать политику партии в области литературы, выявить предпосылки формирования “социалистического реализма” как художественной идеологии тоталитаризма
Изобразительное искусство 20-х гг.
В нем выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа АХРР (Ассоциация художников революционной России).
Она возникла в 1922 г., позднее, в 1928 г., была переименована в АХР (Ассоциацию художников революции).
Декларация Ассоциации содержала следующие положения: « Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда».
Художники-«ахровцы» считали себя наследниками «передвижников» .
Георгий Георгиевич Ряжский (1895—1952).
«Делегатка» (1927)
«Председательница» (1928)
Исаак Израилевич Бродский (1883—1939)
«Ленин в Смольном» (1930)
Митрофан Борисович Греков (1882— 1934) — основоположник батального жанра в советском искусстве.
Митрофан Греков
Трубачи Первой Конной. 1934 г
Вступив добровольцем в Красную армию, он в дальнейшем стал художником-летописцем боевых походов 1-й Конной армии С.М.Буденного. "Тачанка" – одна из наиболее популярных картин художника - так была воспринята советской критикой: "Воспетая в песнях пулеметная тачанка – это стихийно выдвинутое в условиях гражданской войны орудие высокой оперативной подвижности огневых средств кавалерии – изображена в стремительном движении на поле среди разрывов шрапнели, несомая четверкой разъяренных боем коней. В произведении все – движение и порыв… беглыми мазками, но с необходимой мерой определенности передано напряженное состояние пулеметчиков. Сложный ритм бега коней, расположение теней, основные линии пейзажа в соединении с линией движения тачанки, фигуры отдельных всадников, все это строго продумано, соподчинено и сливается в один цельный образ жизненно-правдивый и художественно-выразительный"
В другом творческом содружестве — ОСТ (Общество станковистов ) объединилась молодежь, окончившая первый советский художественный вуз. В отличие от мастеров АХРа «остовцы» видели свой эстетический идеал в новейших европейских течениях.
Александр Александрович Дейнека (1899—1969).
Александр Дейнека
«Оборона Петрограда» (1928).
А.А. ДЕЙНЕКА. « На стройке новых цехов» 1925
Текстильщицы
1927 год
Содружество «4 искусства» возникло в 1925 г. и состояло из
П.В. Кузнецова, К.С. Петрова-Водкина, М.С. Сарьяна,
В.А. Фаворского.
Мартиро́с Серге́евич
Сарья́н
Кузьма́ Серге́евич
Петро́в-Во́дкин
Павел Варфоломеевич
Кузнецов
Влади́мир Андре́евич
Фаво́рский
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939 )
Купание красного коня,
К. С. Петров-Водкин, 1912
«Мать», 1915
Девушки на Волге. 1915
1918 год в Петрограде. 1920
Мартирос Сергеевич Сарьян (1880—1972),
М. Сарьян. Финиковая пальма. 1911.
Дворец труда в Москве — неосуществленный проект 1922—1923 годов. В центре столицы (на месте нынешней гостиницы «Москва» ) планировалось возведение грандиозного комплекса, который сочетал бы в себе функции Дома Советов, Дворца съездов, театра, Дома культуры, горкома партии, музея, столовой и т. п.
Строительство не было начато, а в 1933 году здесь начали строить гостиницу «Москва».
Проект братьев Весниных
Проект Н. Троцкого, получивший первую премию
Клуб завода «Каучук» (в 1960—1990-х годах Дом культуры завода «Каучук» ) — здание рабочего клуба в Москве , построенное в 1929 году для работников завода «Каучук» по проекту архитектора Константина Мельникова с участием инженера Г. Г. Карлсена .
Здание клуба является всемирно известным памятником архитектуры советского конструктивизма .
Клуб фабрики «Буревестник» (клуб «Буревестник») — здание клуба в Москве . Построено в 1928 — 1930 годах по проекту выдающегося советского архитектора Константина Мельникова
Дом культу́ры и́мени И. В. Русако́ва (первоначальное название Клуб Русако́ва Сою́за Коммуна́льников ) — здание рабочего клуба, построенное в 1929 году для работников Союза коммунальников по проекту выдающегося архитектора Константина Мельникова .
Здание Дома культуры имени Русакова является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда , отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями.
Клуб Дорхимзавода имени М. В. Фрунзе — здание-достопримечательность в Москве регионального значения.
Охраняется как объект культурного наследия.
Мавзолей В. И. Ленина (в 1953 — 1961 гг. Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина ) — памятник-усыпальница на Красной площади у Кремлёвской стены в Москве , где с 1924 года покоится тело Владимира Ильича Ленина .
Щусев, Алексей Викторович
Казанский вокзал (до 1894 г. — Рязанский ) — пассажирский терминал железнодорожной станции Москва-Пассажирская-Казанская
Макет вокзала
Казанский вокзал в 1920-е годы
Ба́шня Та́тлина (Памятник III Коммунистического интернационала) — проект монументального памятника, посвящённого III Интернационалу , разработанный советским архитектором Владимиром Евграфовичем Татлиным . Строительство башни-монумента планировалось осуществить в Петрограде-Ленинграде , после победы Октябрьской революции 1917 года .
Однако возведение монумента осуществлено не было, по причине охлаждения руководства страны к авангардизму в конце 1920-х годов.
Модель башни Татлина, 1919 год