«Социализация детей с ОВЗ»
Дети с ОВЗ как социально уязвимая группа;
Организационные основы социальной работы с детьми ОВЗ.
C каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей не только часто болеющих, но с логоневрозами, дисграфией, дислексией, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме.
Дети с ОВЗ
Категории детей с нарушениями развития:
Дети с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие);
Дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с ЗПР(с задержкой психического развития) ;
Дети с нарушениями интеллектуального развития;
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.
Психофизические нарушения у данной категории детей не отрицают способность чувствовать, переживать, приобретать социальный опыт. Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его образовательные потребности и способности.
Задача образовательного учреждения в социализации учащихся с ОВЗ создать комфортные условия для развития и обучения детей c ограниченными возможностями здоровья.
Участники образовательного пространства:
дети;
родители;
педагоги;
специалисты (мед. работники, педагоги-психологи, логопеды, социальные педагоги, работники доп. образования).
Сложность ребенка с ОВЗ заключаются в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Родители и педагоги строят свои отношения с ребенком на основе его безусловного принятия, на без оценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на доверии, эмпатии, уважении его личности, прав и свобод.
Инклюзивное образование
(фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
«Доступная среда. Образование для всех»
Фундаментальный принцип «образование для всех» состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться.
Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Адресатами инклюзивного образования являются люди с ограниченными возможностями здоровья, и инвалиды – лишь одни из них.
Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве дает возможность оказывать учащимся качественное социально-психолого-педагогическое сопровождение, с учетом их индивидуальных особенностей.
В период социальной адаптации детей с ОВЗ педагоги стараются создавать условия для дальнейшего роста, и совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию таких важных навыков и личностных качеств учащихся, как: социальная компетентность; толерантность; навыки решения проблем; независимость, уверенность, самоуважение, самоконтроль; навыки целеполагания.
Социально-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ ведется по основным направлениям:
Основные принципы коррекционно-развивающей работы:
С целью повышения качества социально-психолого-педагогической помощи ребенку с ОВЗ, необходимо тщательно продумывать содержание индивидуального маршрута обучения, который способствует сотрудничеству («ученик - учитель», «ученик - ученик»).
Этапы индивидуального сопровождения ребенка:
1.Сбор информации о ребенке (диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка).
2. Анализ полученной информации.
3. Совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной помощи.
4. Консультирование всех участников сопровождения и образовательного процесса о путях и способах решения проблем ребенка.
5. Выполнение рекомендаций, реализация ИПР каждым участником сопровождения.
6. Анализ результатов.
7. Планирование дальнейшей работы с ребенком на основе имеющихся результатов.
Индивидуальная работа с ребенком с ОВЗ включает в себя поддержку в адаптации к новой социальной среде, проведение совместно с психологом диагностики, позволяющей выявить уровень умственных способностей ребенка, его эмоциональное напряжение, уровень тревожности, зону ближайшего развития. Проведение такой диагностики дает возможность устранить негативные влияния в классе, а также оказывает помощь в индивидуальном подходе к ребенку.
Социальный педагог совместно с классным руководителем привлекает ребенка с ограниченными возможностями к участию в школьных мероприятиях, праздниках, соревнованиях, в досуговую деятельность. Это позволяет детям самоутвердиться, поверить в свои силы и возможности.
Профориентационная работа направлена на выбор своего профессионального будущего, выступает как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. Школа призвана помочь учащимся в их профессиональном определении и выбора профессии с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и востребованности на рынке труда.
Одной из основных форм работы в системе социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании.
Темы бесед:
«Знакомство. Общение»;
«Правовое просвещение»;
«Влияние семьи на развитие личности ребенка»;
«Возрастные особенности»;
«Обучение навыкам конструктивного общения с детьми»;
«Повышение уровня мотивации у детей»;
«Детско-родительские отношения»;
«Правила взаимодействия с подростками в целях профилактики правонарушений».
В работе с родителями привлекаются специалисты как образовательного учреждения (мед. работник, психолог, педагоги дополнительного образования) так и смежных структур для достижения качественных результатов.
Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, способствует повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
В старшей школе обучаются 18 учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
Один учащийся имеет категорию – ребенок инвалид.
Решением ПМПК в 8д обучается 10 учащихся и в 9д обучается 8 учащихся.
В течение учебного года отслеживается динамика развития детей с ОВЗ, ведутся коррекционно-развивающие занятия, что позволяет своевременно обратить внимание на возникающие трудности в обучении.
Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.