Социализация детей-инвалидов через общение
и совместную деятельность
(О деятельности клуба «Вместе мы сможем всё»)
Давлетова Миляуша Захидовна ,
заместитель директора по воспитательной работе,
первая квалификационная категория
Одна из актуальнейших на сегодняшний день проблем в работе с детьми-инвалидами является проблема интеграции детей с ограниченными возможностями в среду здоровых детей. Обычные дети не умеют общаться с особыми детьми, так как нет опыта. Их этому не учат. В свою очередь, ребенку-инвалиду тоже очень сложно находиться в среде здоровых детей.
В целях создания условий для обеспечения равных возможностей детям, имеющим проблемы в развитии, на свободный доступ к знаниям и информации, на общение и творчество, на классном собрании было предложено создать клуб «Вместе мы сможем всё». Этот клуб начал свою работу в 2014/2015 учебном году.
Мы поставили следующие задачи:
- проведение познавательных, творческих занятий;
- обогатить условия развития малышей и подростков путём равенства в возможностях приобщения к творчеству, информационной культуре и читательской деятельности;
- предоставить возможность социализации каждому ребёнку;
- организовать специальные психологические и психопрофилактические занятия с родителями.
Специфику выбранного направления работы определили и новые для школы формы работы: социокультурная программа с элементами театрализации, вечер милосердия со слад - презентацией, час духовного общения, познавательно-краеведческая викторина, историко-краеведческий экскурс и др.
Для детей с ограниченными физическими возможностями, из неблагополучных семей организуются встречи с известными людьми нашего села, проводятся беседы, познавательные игры, Дни милосердия.
Много интересных мероприятий проведено в нашем клубе.
Дню знаний и знакомству была посвящена первая встреча. В этот день ребята познакомились с «уроками» и «переменками». Так, на «уроке истории» ребята узнали, откуда появились названия школьных предметов: доска, отметка, тетрадь, классный журнал, пенал и т.д. На «уроке математики» решали задачу «Сколько пришло в библиотеку посетителей», на «уроке литературы» участвовали в викторине «Угадай литературного героя». На «переменках» дети участвовали в играх «Это я, это я, это все мои друзья», «Вот так!». После «уроков» ребята посмотрели концерт художественной самодеятельности, приготовленный детьми.
На мероприятии «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть» прозвучали стихи о доброте и вежливости, ребята поиграли в игры «Вежливо-невежливо», «Доскажи словечко», познакомились с Правилами Вежливости, с презентацией книги С.Малышева «Какого цвета жизнь». А в заключение мероприятия все вместе спели песню «Мы желаем счастья вам».
Ученики организовали для детей с ограниченными возможностями здоровья историко-краеведческий экскурс в школьный музей и показали презентацию «Летопись села Терси».
Увлекательно и интересно провели познавательно-игровой час «Дом, который построили мы». Мы живем в общем доме, все мы разные, но планета у нас одна. Ребята познакомились с такими понятиями, как «толерантность», «терпение», поговорили о дружбе, взаимопонимании, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины и строили дом из «кирпичиков»: доброты, братства, совести, милосердия, радушия, «фундаментом дома» – мир, а «крышей дома» стало гостеприимство.
На новогоднюю встречу с Дедом Морозом и Снегурочкой многие пришли в карнавальных костюмах, приготовили стихи, песни и танцы. Кроме сюрпризов возле украшенной елки и встреч со сказочными героями всех присутствующих ожидали сладкие подарки в волшебном коробе.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья были организованы посещения на дому. Для них школьники подготовили кукольный спектакль «Лиса и заяц».
Каждая встреча интересна по-своему, ребята стараются разнообразить развлечения детей-инвалидов.
Гостями на наших мероприятиях бывают Глава сельского поселения, директор МБОУ Терсинская СОШ, известные люди села.
Результатом сотрудничества педагогов, школьников, родителей стали достижения обслуживаемых нами детей-инвалидов. Самым главным из них мы считаем детскую дружбу, их радость при встречах. Так же – общение родителей: их обмен горестями и радостями на встречах в клубе «Вместе мы сможем всё».
И в заключение, хочется сказать, что в нашей школе создана теплая обстановка для особых детей. Дети видят, что им все рады, что никто на них не смотрит оценивающе, не навязывает определенных правил, не регламентирует время, во всем – свобода выбора.
Главное в деятельности нашего клуба – помочь детям с отклонениями в развитии воспринимать себя таким, как все, и показать, что их ровесники всегда открыты для них и могут дать много полезного и интересного в развитии успешной личности.