СТАТЬЯ: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА».
Малофеева В.В.
Педагог дополнительного образования, МБУ ДО г.Ульяновска «ЦРТДиЮ им.А.Матросова»
Анотация: Новогодние праздники, наверное, самое любимое время года всех детей и эти праздничные дни у многих ассоциируется с каникулами, подарками, зимними забавами и общением празднования в кругу семьи.
Воспитанники детского дома тоже ждут Новый год и, как показывает практика, более 98% из них имеют кровных родственников: родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр.
Налаживание и поддержание контакта между ребёнком, находящимся в детском доме, и его кровными родственниками – один из ресурсов его успешного возвращения в кровную семью, социализации после выпуска из детского дома.
Ключевые слова: Эту задачу решают все члены педагогического коллектива и специалисты. У каждого в этой работе своя роль. Педагоги дополнительного образования тоже могут внести посильную лепту в будущее благополучие ребёнка.
При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Творческая фантазия» педагог ежегодно проводит занятие по изготовлению новогодней открытки. Помимо традиционной цели – изготовление новогодней открытки различными способами, при работе с воспитанниками детского дома встает еще одна цель – способствование поддержанию общения между воспитанниками детского дома и их родственниками. Достижение второй цели возможно благодаря самому духу праздника – атмосферы ожидания чуда, доброты и волшебства, которое, ребенок может сотворить своими руками.
Принципы построения занятия:
принцип ориентации на особенности и творческие способности каждого ребёнка. Занятие декоративно-прикладным творчеством для ребёнка – это способ самовыражения;
принцип доступности. Используемые формы и методы организации деятельности должны соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям. Содержание материала должно способствовать развитию познавательного интереса и носить воспитательный характер;
принцип наглядности. Использование наглядного материала: иллюстрации, технологические карты, демонстрация выполнения отдельных элементов педагогом. Обсуждение выполнения отдельных элементов, концепции будущего изделия;
принцип психологической комфортности. Создание на занятии комфортной среды, способствующей активизации творческой активности воспитанников;
принцип актуальности. Содержание занятия ориентировано на практическое применение изготовляемых изделий – новогодней открытки для родственников и друзей воспитанников;
принцип творчества и успеха. Деятельность на занятии направлена на выявление и развитие склонностей и способностей воспитанников. Создание на занятии ситуации успеха Достижение успеха способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление воспитанником дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию.
На занятиях декоративно-прикладным творчеством, как правило, используются технологические карты.
Особенности подбора технологических карт:
При проведении занятия педагог предлагает готовую технологическую карту, в которой будет содержаться не только определённый порядок выполнения, и поэтапное описание выполнения работы, но могут содержать рисунки, как готового изделия, так и изготовления отдельных элементов. Технологические карты составляются с учётом возраста и уровня подготовки воспитанников.
В случае с изготовлением новогодней открытки правильнее дать полную свободу по решению композиционной задачи, выбору техники / сочетания техник изготовления работы, выбору декора и т.д.
Данное занятие проводится в завершении 1 модуля дополнительной общеразвивающей программы, т.е. учебный материал пройден – остаётся закрепить и обобщить изученные техники и приёмы работы, теоретический материал по сочетанию различных цветов и т.д. Поэтому логично проведение данного занятия как контрольного / отчётного.
Особенности построения занятия
Занятие по изготовлению новогодней открытки по виду относится к комбинированному занятию: на нём обобщаются и закрепляются уже имеющиеся знания и навыки работы с материалом, инструментами и оборудованием. Продолжается расширение представления о праздновании нового года, традициях празднования (собираться всей семьей, украшать дом, дарить подарки родным и близким), истории новогодних открыток, праздника, совершенствование умения составления поздравлений.
История появления праздника: Корнями история празднования Нового Года уходит в Месопотамию, где зародилась традиция отмечать весеннее пробуждение природы, происходило это в марте месяце. Уже тогда веселье длилось больше недели. Никто в эти дни не работал, люди ходили на гуляния и веселые маскарады. Позже обычай встречать Новый Год переняли греки, затем египтяне и римляне. В России Новый Год не всегда отмечали в ночь с 31 декабря на 1 января. На какую дату выпадал этот праздник у язычников, до крещения Руси, неизвестно до сих пор, однако фактом является то, что празднование Нового Года совпадало с окончанием зимы. С появлением нового летоисчисления, связанного с крещением Руси, за праздником закрепилась дата 1 марта, позже она передвинулась на 1 сентября. В 1699 году царь Петр I издал указ о праздновании Нового Года 1 января. Это было сделано по примеру всех европейских стран, живших по григорианскому календарю. До настоящего времени праздник в России отмечают 1 января.
Примеры технологических карт:
1. Возраст детей 10 -12 лет: Новогодняя открытка способом «Аппликация»
Техника «Аппликация» - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Таблица 1
№ | Пошаговая инструкция | необходимые материалы и инструменты |
1 | приготовить основу открытки – сложив лист картона А 4 пополам | плотный белый лист бумаги |
2 | Обвести ёлку, используя шаблон, на зелёной бумаге и вырезать | Зелёный лист бумаги, простой карандаш, ножницы, шаблон |
3 | Вырезать из картона два квадрата размерами 6на6 и 4на4 | Цветной картон, линейка, простой карандаш, ножницы |
4 | Приклеить ёлочку и квадраты на основу открытки | Основа открытки, готовые детали, клей ПВА |
5 | Используя фигурный дырокол, пробить снежинки | Белый лист бумаги, фигурный дырокол |
6 | Украсить открытку и ёлку снежинками | Готовые снежинки, клей ПВА |
7 | Два квадраты украсить лентой, предварительно завязав бантик | Декоративная лента шириной 0.5 см |
8 | Пример готовой открытки |
2. Возраст детей 13-15 лет: Новогодняя открытка способом «Айрис Фолдинг»
Техника «Айрис Фолдинг» - техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Техника Айрис Фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветных полосок бумаги. Работа выполняется с использованием карты с рисунком.
Таблица 2
№ | Пошаговая инструкция | Необходимые материалы и инструменты |
1 | Приготовить основу открытки | Плотный белый лист бумаги |
2 | Нарисовать на основе ёлочку, согласно схеме | Основа открытки, схема, простой карандаш |
3 | Вырезать ёлку по контуру | Ножницы |
4 | Приготовить полоски из цветной бумаги для оформления ёлки | Цветная бумага, линейка, простой карандаш, ножницы |
5 | Соединить схему и основу с вырезанной ёлкой скрепками | Основа открытки, схема, скрепки |
6 | Закрывать последовательно цифры схемы полосами по возрастанию | Основа открытки, готовые цветные полоски, сложенные пополам |
7 | Полосы по краям закреплять скотчем | Ножницы, скотч |
8 | Готовую открытку украсить снежинками, блестящими пайетками. | Дополнительные детали для оформления открытки – различные пайетки |
9 | Пример готовой открытки |
Перед началом работы повторяются правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.
При выполнении работы организуется беседа: кому предназначена открытка, какое поздравление планирует написать воспитанник.
В качестве примера педагог приводит конспект практического занятия.
Конспект занятия «Новогодняя открытка с ёлочкой»
Место проведения занятия: ОГКУ Ульяновский детский дом «Гнездышко», мастерская декоративно-прикладного творчества.
Целевая аудитория: 10 -12 воспитанников детского дома в возрасте от 10 до 12 лет.
Цель: изготовление новогодней открытки.
Задачи:
совершенствовать умения и навыки работы с материалом и инструментами;
закрепить изученные приёмы работы с материалами и инструментами;
развивать творческий потенциал, воображение, художественный вкус;
распространять положительный опыт семейного воспитания: изготавливать открытки для кровных родственников, помочь почувствовать себя членами семьи;
формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали - любви, доброты, взаимопонимания, доверия;
формировать семейные и нравственные ценности;
воспитывать чувство уважения и любви к родным и близким.
Тип занятия: комбинированное:
проверка изученного материала;
изучение нового материала и закрепление полученных знаний;
закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа под руководством педагога;
применение полученных знаний и навыков – прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.
различными способами для возрастных категорий:
Формы организации обучения: фронтальная.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Материалы и оборудование:
презентация образцов различных новогодних открыток;
технологические карты изготовления элементов новогодней открытки;
раздаточный материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей, блестки. Элементы для аппликации: вырезки из журналов, животные – символ года, подарки, игрушки, наклейки, тесёмки, лента.
План занятия:
1. Организационный момент - проверка готовности к занятию, повторение техники безопасности.
2. Изучение нового материала – беседа о празднование нового года, презентация «Новогодние открытки», ознакомление с техникой и приёмами её изготовления.
3. Закрепление нового материала - практическая работа по изготовлению новогодней открытки.
4. Подведение итогов, рефлексия
Литература:
Афонкин С.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С.Ю. Афонкин, Е.Ю. Афонькина. - СПб.: Кристалл, 2008. - 201 с
Бунина А.П. Аппликация - как средство развития дошкольника // Семья и школа. - 2011. - №3. - С.34-36.
Донских С.А. Аппликация глазами детей. - М,: Перспектива. - 2009. - 209с.
Основные принципы построения занятий // инфопедия. Электронный ресурс]. URL: https://infopedia.su/1x76bc.html
Сержантова Т.В. Оригами для всей семьи. - М.: Аспект - Пресс,2007. – 384
Суперстиль. Айрис. Альбом для творчества. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 84 c.
Техника «Айрисфолдинг» Электронный ресурс]. URL: astlena.livejournal.com›175689.html
Техника «Аппликация» Электронный ресурс]. URLЭлектронный ресурс]. URL:Техника «Оригами» Электронный ресурс]. URL: all-origami.ru›Схемы оригами› Новогодняя ёлка-оригами.