СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Социализация и адаптация воспитанников детского дома. Методические рекомендации по организации занятия по теме "Новогодняя открытка""

Нажмите, чтобы узнать подробности

При реализации дополнительной образовательной программы педагог ежегодно проводит мастер класс или занятие по изготовлению новогодней открытки. Помимо традиционной цели и изготовление новогодней открытки различными способами, при работе с воспитанниками детского дома встаёт еще одна цель - способствование поддержанию общения между детьми и их родственниками. Достижение второй цели возможно благодаря самому духу праздника - атмосферы ожидания чуда, доброты, волшебства, который ребенок может сотворить своими руками...

Просмотр содержимого документа
«"Социализация и адаптация воспитанников детского дома. Методические рекомендации по организации занятия по теме "Новогодняя открытка""»

СТАТЬЯ: «СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АДАПТАЦИЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА».

Малофеева В.В.

Педагог дополнительного образования, МБУ ДО г.Ульяновска «ЦРТДиЮ им.А.Матросова»

Анотация: Новогодние праздники, наверное, самое любимое время года всех детей и эти праздничные дни у многих ассоциируется с каникулами, подарками, зимними забавами и общением празднования в кругу семьи.

Воспитанники детского дома тоже ждут Новый год и, как показывает практика, более 98% из них имеют кровных родственников: родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр.

Налаживание и поддержание контакта между ребёнком, находящимся в детском доме, и его кровными родственниками – один из ресурсов его успешного возвращения в кровную семью, социализации после выпуска из детского дома.

Ключевые слова: Эту задачу решают все члены педагогического коллектива и специалисты. У каждого в этой работе своя роль. Педагоги дополнительного образования тоже могут внести посильную лепту в будущее благополучие ребёнка.

При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Творческая фантазия» педагог ежегодно проводит занятие по изготовлению новогодней открытки. Помимо традиционной цели – изготовление новогодней открытки различными способами, при работе с воспитанниками детского дома встает еще одна цель – способствование поддержанию общения между воспитанниками детского дома и их родственниками. Достижение второй цели возможно благодаря самому духу праздника – атмосферы ожидания чуда, доброты и волшебства, которое, ребенок может сотворить своими руками.

Принципы построения занятия:

  • принцип ориентации на особенности и творческие способности каждого ребёнка. Занятие декоративно-прикладным творчеством для ребёнка – это способ самовыражения;

  • принцип доступности. Используемые формы и методы организации деятельности должны соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям. Содержание материала должно способствовать развитию познавательного интереса и носить воспитательный характер;

  • принцип наглядности. Использование наглядного материала: иллюстрации, технологические карты, демонстрация выполнения отдельных элементов педагогом. Обсуждение выполнения отдельных элементов, концепции будущего изделия;

  • принцип психологической комфортности. Создание на занятии комфортной среды, способствующей активизации творческой активности воспитанников;

  • принцип актуальности. Содержание занятия ориентировано на практическое применение изготовляемых изделий – новогодней открытки для родственников и друзей воспитанников;

  • принцип творчества и успеха. Деятельность на занятии направлена на выявление и развитие склонностей и способностей воспитанников. Создание на занятии ситуации успеха Достижение успеха способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление воспитанником дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию.

На занятиях декоративно-прикладным творчеством, как правило, используются технологические карты.

Особенности подбора технологических карт:

При проведении занятия педагог предлагает готовую технологическую карту, в которой будет содержаться не только определённый порядок выполнения, и поэтапное описание выполнения работы, но могут содержать рисунки, как готового изделия, так и изготовления отдельных элементов. Технологические карты составляются с учётом возраста и уровня подготовки воспитанников.

В случае с изготовлением новогодней открытки правильнее дать полную свободу по решению композиционной задачи, выбору техники / сочетания техник изготовления работы, выбору декора и т.д.

Данное занятие проводится в завершении 1 модуля дополнительной общеразвивающей программы, т.е. учебный материал пройден – остаётся закрепить и обобщить изученные техники и приёмы работы, теоретический материал по сочетанию различных цветов и т.д. Поэтому логично проведение данного занятия как контрольного / отчётного.

Особенности построения занятия

Занятие по изготовлению новогодней открытки по виду относится к комбинированному занятию: на нём обобщаются и закрепляются уже имеющиеся знания и навыки работы с материалом, инструментами и оборудованием. Продолжается расширение представления о праздновании нового года, традициях празднования (собираться всей семьей, украшать дом, дарить подарки родным и близким), истории новогодних открыток, праздника, совершенствование умения составления поздравлений.

История появления праздника: Корнями история празднования Нового Года уходит в Месопотамию, где зародилась традиция отмечать весеннее пробуждение природы, происходило это в марте месяце. Уже тогда веселье длилось больше недели. Никто в эти дни не работал, люди ходили на гуляния и веселые маскарады. Позже обычай встречать Новый Год переняли греки, затем египтяне и римляне. В России Новый Год не всегда отмечали в ночь с 31 декабря на 1 января. На какую дату выпадал этот праздник у язычников, до крещения Руси, неизвестно до сих пор, однако фактом является то, что празднование Нового Года совпадало с окончанием зимы. С появлением нового летоисчисления, связанного с крещением Руси, за праздником закрепилась дата 1 марта, позже она передвинулась на 1 сентября. В 1699 году царь Петр I издал указ о праздновании Нового Года 1 января. Это было сделано по примеру всех европейских стран, живших по григорианскому календарю. До настоящего времени праздник в России отмечают 1 января.

Примеры технологических карт:

1. Возраст детей 10 -12 лет: Новогодняя открытка способом «Аппликация»

Техника «Аппликация» - вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Таблица 1

Пошаговая инструкция

необходимые материалы и инструменты

1

приготовить основу открытки – сложив лист картона А 4 пополам

плотный белый лист бумаги

2

Обвести ёлку, используя шаблон, на зелёной бумаге и вырезать

Зелёный лист бумаги, простой карандаш, ножницы, шаблон

3

Вырезать из картона два квадрата размерами 6на6 и 4на4

Цветной картон, линейка, простой карандаш, ножницы

4

Приклеить ёлочку и квадраты на основу открытки

Основа открытки, готовые детали, клей ПВА

5

Используя фигурный дырокол, пробить снежинки

Белый лист бумаги, фигурный дырокол

6

Украсить открытку и ёлку снежинками

Готовые снежинки, клей ПВА

7

Два квадраты украсить лентой, предварительно завязав бантик

Декоративная лента шириной 0.5 см

8

Пример готовой открытки

2. Возраст детей 13-15 лет: Новогодняя открытка способом «Айрис Фолдинг»

Техника «Айрис Фолдинг» - техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Техника Айрис Фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветных полосок бумаги. Работа выполняется с использованием карты с рисунком.


Таблица 2

Пошаговая инструкция

Необходимые материалы и инструменты

1

Приготовить основу открытки

Плотный белый лист бумаги

2

Нарисовать на основе ёлочку, согласно схеме

Основа открытки, схема, простой карандаш

3

Вырезать ёлку по контуру

Ножницы

4

Приготовить полоски из цветной бумаги для оформления ёлки

Цветная бумага, линейка, простой карандаш, ножницы

5

Соединить схему и основу с вырезанной ёлкой скрепками

Основа открытки, схема, скрепки

6

Закрывать последовательно цифры схемы полосами по возрастанию

Основа открытки, готовые цветные полоски, сложенные пополам

7

Полосы по краям закреплять скотчем

Ножницы, скотч

8

Готовую открытку украсить снежинками, блестящими пайетками.


Дополнительные детали для оформления открытки – различные пайетки

9

Пример готовой открытки

Перед началом работы повторяются правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

При выполнении работы организуется беседа: кому предназначена открытка, какое поздравление планирует написать воспитанник.

В качестве примера педагог приводит конспект практического занятия.

Конспект занятия «Новогодняя открытка с ёлочкой»

Место проведения занятия: ОГКУ Ульяновский детский дом «Гнездышко», мастерская декоративно-прикладного творчества.

Целевая аудитория: 10 -12 воспитанников детского дома в возрасте от 10 до 12 лет.

Цель: изготовление новогодней открытки.

Задачи:

  • совершенствовать умения и навыки работы с материалом и инструментами;

  • закрепить изученные приёмы работы с материалами и инструментами;

  • развивать творческий потенциал, воображение, художественный вкус;

  • распространять положительный опыт семейного воспитания: изготавливать открытки для кровных родственников, помочь почувствовать себя членами семьи;

  • формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали - любви, доброты, взаимопонимания, доверия;

  • формировать семейные и нравственные ценности;

  • воспитывать чувство уважения и любви к родным и близким.

Тип занятия: комбинированное:

  • проверка изученного материала;

  • изучение нового материала и закрепление полученных знаний;

  • закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа под руководством педагога;

  • применение полученных знаний и навыков – прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

  • различными способами для возрастных категорий:

Формы организации обучения: фронтальная.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Материалы и оборудование: 

  • презентация образцов различных новогодних открыток;

  • технологические карты изготовления элементов новогодней открытки;

  • раздаточный материал: картон, цветная бумага, ножницы, клей, блестки. Элементы для аппликации: вырезки из журналов, животные – символ года, подарки, игрушки, наклейки, тесёмки, лента.

План занятия:

1. Организационный момент - проверка готовности к занятию, повторение техники безопасности.

2. Изучение нового материала – беседа о празднование нового года, презентация «Новогодние открытки», ознакомление с техникой и приёмами её изготовления.

3. Закрепление нового материала - практическая работа по изготовлению новогодней открытки.

4. Подведение итогов, рефлексия

Литература:

  1. Афонкин С.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С.Ю. Афонкин, Е.Ю. Афонькина. - СПб.: Кристалл, 2008. - 201 с

  2. Бунина А.П. Аппликация - как средство развития дошкольника // Семья и школа. - 2011. - №3. - С.34-36.

  3. Донских С.А. Аппликация глазами детей. - М,: Перспектива. - 2009. - 209с.

  4. Основные принципы построения занятий // инфопедия. Электронный ресурс]. URL: https://infopedia.su/1x76bc.html

  5. Сержантова Т.В. Оригами для всей семьи. - М.: Аспект - Пресс,2007. – 384

  6. Суперстиль. Айрис. Альбом для творчества. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 84 c.

  7. Техника «Айрисфолдинг» Электронный ресурс]. URL: astlena.livejournal.com175689.html

  8. Техника «Аппликация» Электронный ресурс]. URLЭлектронный ресурс]. URL:Техника «Оригами» Электронный ресурс]. URL: all-origami.ruСхемы оригамиНовогодняя ёлка-оригами.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!