СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: «Социализация и адаптация воспитанников детского дома. Методические рекомендации по организации занятия по теме: «Новогодняя открытка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие или мастер класс по изготовлению новогодней открытки в разных техниках с использованием технологических карт.

Просмотр содержимого документа
«Статья: «Социализация и адаптация воспитанников детского дома. Методические рекомендации по организации занятия по теме: «Новогодняя открытка».»

Статья: «Социализация и адаптация воспитанников детского дома. Методические рекомендации по организации занятия по теме: «Новогодняя открытка».


Малофеева В.В.


Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования г.Ульяновска «ЦРТДиЮ им.А.Матросова»


Анотация: Новогодние праздники, наверное, самое любимое время года всех детей и эти праздничные дни у многих ассоциируется с каникулами, подарками, зимними забавами и общением празднования в кругу семьи.

Воспитанники детского дома тоже ждут Новый год и, как показывает практика, более 98% из них имеют кровных родственников: родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. Налаживание и поддержание контакта между ребёнком, находящимся в детском доме, и его кровными родственниками – один из ресурсов его успешного возвращения в кровную семью, социализации после выпуска из детского дома.

Ключевые слова: Эту задачу решают все члены педагогического коллектива и специалисты. У каждого в этой работе своя роль. Педагоги дополнительного образования тоже могут внести посильную лепту в будущее благополучие ребёнка.

При реализации дополнительной общеразвивающей программы педагог ежегодно проводит занятие по изготовлению новогодней открытки. Помимо традиционной цели – изготовление новогодней открытки различными способами, при работе с воспитанниками детского дома встает еще одна цель – способствование поддержанию общения между воспитанниками детского дома и их родственниками. Достижение второй цели возможно благодаря самому духу праздника – атмосферы ожидания чуда, доброты и волшебства, которое, ребенок может сотворить своими руками.

Принципы построения занятия:

  • принцип ориентации на особенности и творческие способности каждого ребёнка. Занятие декоративно-прикладным творчеством для ребёнка – это способ самовыражения;

  • принцип доступности. Используемые формы и методы организации деятельности должны соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям. Содержание материала должно способствовать развитию познавательного интереса и носить воспитательный характер;

  • принцип наглядности. Использование наглядного материала: иллюстрации, технологические карты, демонстрация выполнения отдельных элементов педагогом. Обсуждение выполнения отдельных элементов, концепции будущего изделия;

  • принцип психологической комфортности. Создание на занятии комфортной среды, способствующей активизации творческой активности воспитанников;

  • принцип актуальности. Содержание занятия ориентировано на практическое применение изготовляемых изделий – новогодней открытки для родственников и друзей воспитанников;

  • принцип творчества и успеха. Деятельность на занятии направлена на выявление и развитие склонностей и способностей воспитанников. Создание на занятии ситуации успеха Достижение успеха способствует формированию позитивной личности, стимулирует осуществление воспитанником дальнейшей работы по самообразованию и самосовершенствованию.

История появления праздника: Корнями история празднования Нового Года уходит в Месопотамию, где зародилась традиция отмечать весеннее пробуждение природы, происходило это в марте месяце. Уже тогда веселье длилось больше недели. Никто в эти дни не работал, люди ходили на гуляния и веселые маскарады. Позже обычай встречать Новый Год переняли греки, затем египтяне и римляне. В России Новый Год не всегда отмечали в ночь с 31 декабря на 1 января. На какую дату выпадал этот праздник у язычников, до крещения Руси, неизвестно до сих пор, однако фактом является то, что празднование Нового Года совпадало с окончанием зимы. С появлением нового летоисчисления, связанного с крещением Руси, за праздником закрепилась дата 1 марта, позже она передвинулась на 1 сентября. В 1699 году царь Петр I издал указ о праздновании Нового Года 1 января. Это было сделано по примеру всех европейских стран, живших по григорианскому календарю. До настоящего времени праздник в России отмечают 1 января.

На занятиях декоративно-прикладным творчеством, как правило, используются технологические карты.

Особенности подбора технологических карт:

При проведении занятия педагог предлагает готовую технологическую карту, в которой будет содержаться не только определённый порядок выполнения, и поэтапное описание выполнения работы, но могут содержать рисунки, как готового изделия, так и изготовления отдельных элементов. Технологические карты составляются с учётом возраста и уровня подготовки воспитанников.

Особенности построения занятия:

Занятие по изготовлению новогодней открытки по виду относится к комбинированному занятию: на нём обобщаются и закрепляются уже имеющиеся знания и навыки работы с материалом, инструментами и оборудованием. Продолжается расширение представления о праздновании нового года, традициях празднования (собираться всей семьей, украшать дом, дарить подарки родным и близким), истории новогодних открыток, праздника, совершенствование умения составления поздравлений.

Перед началом работы повторяются правила техники безопасности при работе с ножницами и клеем.

При выполнении работы организуется беседа: кому предназначена открытка, какое поздравление планирует написать воспитанник.

План занятия:

1. Организационный момент - проверка готовности к занятию, проверка изученного материала, повторение техники безопасности.

2. Изучение нового материала изучение и закрепление полученных знаний – беседа о празднование нового года, презентация «Новогодние открытки», ознакомление с техникой и приёмами её изготовления.

3. Закрепление знаний, умений и навыков, нового материала - практическая работа по изготовлению новогодней открытки. Постановка задачи и самостоятельная работа под руководством педагога;

4. Подведение итогов, рефлексия

Цель: Изготовление новогодней открытки.

Задачи:

  • совершенствовать умения и навыки работы с материалом и инструментами;

  • закрепить изученные приёмы работы с материалами и инструментами;

  • развивать творческий потенциал, воображение, художественный вкус;

  • распространять положительный опыт семейного воспитания: изготавливать открытки для кровных родственников, помочь почувствовать себя членами семьи;

  • формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали - любви, доброты, взаимопонимания, доверия;

  • формировать семейные и нравственные ценности;

  • воспитывать чувство уважения и любви к родным и близким.

  • применение полученных знаний и навыков – прикладная деятельность ребенка, использующего на практике приобретенные знания.

Примеры технологических карт:

1. Возраст детей 7-8 лет: Новогодняя открытка способом «Аппликация»

Техника «Аппликация», «Оригами» - складывание, вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация и оригами связаны с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.

Пошаговая инструкция

необходимые материалы и инструменты

1

приготовить основу открытки – сложив лист картона А 4 пополам

плотный белый лист бумаги

2

1 вариант: Обвести ёлку, используя шаблон, на зелёной бумаге и вырезать.

2 вариант: Или вырезать 3 детали 6*6,5*5,4*4, сложить детали способом «оригами»

Зелёный лист бумаги, простой карандаш, ножницы, шаблон.

По способу «оригами – 2 способа складывания квадратов, можно выполнить по желанию, по выбору любым способом

3

Вырезать из картона 3 квадрата размерами 6*6, 5*5, 4*4

Цветной картон, линейка, простой карандаш, ножницы

4

Приклеить ёлочку и квадраты на основу открытки

Основа открытки, готовые детали, клей ПВА

5

Используя фигурный дырокол, пробить снежинки

Белый лист бумаги, фигурный дырокол

6

Украсить открытку и ёлку снежинками

Готовые снежинки, клей ПВА

7

Два квадраты украсить лентой, предварительно завязав бантик

Декоративная лента шириной 0.5 см

8

Пример готовой открытки

2. Возраст детей 9-11 лет: Новогодняя открытка способом «Айрис Фолдинг»

Техника «Айрис Фолдинг» - техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Техника Айрис Фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветных полосок бумаги. Работа выполняется с использованием карты с рисунком.

Пошаговая инструкция

Необходимые материалы и инструменты

1

Приготовить основу открытки

Плотный белый лист бумаги

2

Нарисовать на основе ёлочку, согласно схеме

Основа открытки, схема, простой карандаш

3

Вырезать ёлку по контуру

Ножницы

4

Приготовить полоски из цветной бумаги для оформления ёлки

Цветная бумага, линейка, простой карандаш, ножницы

5

Соединить схему и основу с вырезанной ёлкой скрепками

Основа открытки, схема, скрепки

6

Закрывать последовательно цифры схемы полосами по возрастанию

Основа открытки, готовые цветные полоски, сложенные пополам

7

Полосы по краям закреплять скотчем


Ножницы, скотч

8

Готовую открытку украсить снежинками, блестящими пайетками.


Дополнительные детали для оформления открытки – различные пайетки

9

Пример готовой открытки

Литература:

  1. Афонкин С.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых / С.Ю. Афонкин, Е.Ю. Афонькина. - СПб.: Кристалл, 2008. - 201 с

  2. Бунина А.П. Аппликация - как средство развития дошкольника // Семья и школа. - 2011. - №3. - С.34-36.

  3. Донских С.А. Аппликация глазами детей. - М,: Перспектива. - 2009. - 209с.

  4. Основные принципы построения занятий // инфопедия. Электронный ресурс]. URL: https://infopedia.su/1x76bc.html

  5. Сержантова Т.В. Оригами для всей семьи. - М.: Аспект - Пресс,2007. – 384

  6. Суперстиль. Айрис. Альбом для творчества. - М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. - 84 c.

  7. Техника «Айрисфолдинг» Электронный ресурс]. URL: astlena.livejournal.com175689.html

Техника «Аппликация» Электронный ресурс]. URL: Новогодняя аппликация «Елка из бумаги»: ТОП 10... tratatuk.ru›

  1. URLЭлектронный ресурс]. URL:Техника «Оригами» Электронный ресурс]. URL: all-origami.ruСхемы оригамиНовогодняя ёлка-оригами.