СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация и гражданско-патриотическое воспитание подростков в современных условиях

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в условиях развития демократического общества все большее значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Решение этой проблемы в немалой степени зависит от уровня профессиональной компетентности педагога. Однако, как показывает практика работы учителей и педагогов, большинство из них, к сожалению, не уделяют достаточного научно-методического внимания выполнению функций воспитательной работы. Нередко это обуславливается посредственным отношением к важности воспитательной функции в системе общего, дополнительного и профессионального образования. Воспитание – это не только миссия родителей и классных руководителей, но это также и дело учителей-предметников, которые тоже должны воспитывать вверенных им учеников, исходя из особенностей своего учебного предмета.

Просмотр содержимого документа
«Социализация и гражданско-патриотическое воспитание подростков в современных условиях»

Статья: «Социализация и гражданско-патриотическое воспитание подростков в современных условиях»

Автор: Хрычев Антон Юрьевич

(Социальный педагог, ГБОУ «Школа №887» г.Москва)


В настоящее время в условиях развития демократического общества все большее значение приобретает духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Решение этой проблемы в немалой степени зависит от уровня профессиональной компетентности педагога. Однако, как показывает практика работы учителей и педагогов, большинство из них, к сожалению, не уделяют достаточного научно-методического внимания выполнению функций воспитательной работы. Нередко это обуславливается посредственным отношением к важности воспитательной функции в системе общего, дополнительного и профессионального образования. Воспитание – это не только миссия родителей и классных руководителей, но это также и дело учителей-предметников, которые тоже должны воспитывать вверенных им учеников, исходя из особенностей своего учебного предмета.

Новые идеи и прогрессивные передовые идеологические установки в области консолидаци усилий народов с разнообразным менталитетом, культурой, экономикой и политикой способствуют их постепенному сближению при помощи культурно-экономической интеграции, что, безусловно, очень важно для установления устойчивых взаимоотношений и долговременного сотрудничества. Именно исходя из таких социально-педагогических воззрений, следует готовить будущих квалифицированных учителей истории, обществознания, русского языка, иностранных языков, преподователей музыки и МХК и других учителей к выполнению своей весьма важной и ответственной педагогической миссии.

Прогрессивное развитие и становление современного общества, его стабильность и благосостояние зависят не только от уровня материального достатка этого общества, но, в первую очередь, от его духовного состояния, от морально-нравственного совершенствования каждого представителя общества. В этой связи важнейшую роль приобретают нравственная закалка обучающихся, формирование у детей и подростков сознания основанного на моральных принципах и нравственных ценностях.

Нормативные устои и правила, которые регулируют нравственно-этическую жизнь общества, имеют как устойчивый, так и переменный характер. Долговременные, универсальные и фундаментальные идеи сохраняются надолго, формируя основополагающий фундамент догм и морали. Такие принципы и становятся обычаями, традициями, ритуалами, которые навеки определяют поведение людей в обществе, в быту, труде и в любой другой социальной группе. Нравственные же идеи и правила, которые тем или иным образом показывают свою нежизнеспособность, со временем исчезают, и на их место приходят более важные и насущные принципы, регулирующие общественную жизнь.

Именно по этой причине дальновидное мышление некоторых народов позволяет им стараться заимствовать у других народов обычаи, традиции, нравы, культуру, разные ритуалы, что способствует духовно-нравственному обогащению этой нации. Черпая эти обычаи, традиции, ритуалы и другие правильные принципы, они усваивают такие идеи, которые очень важны для их общественного развития. Только практика и, порой, суровая реальность жизни могут доказать жизнеспособность каждого нравственного принципа и идеи и именно от этого зависит духовно-нравственная убежденность и детей и взрослых.

Поэтому в каждом поколении ученые, писатели, поэты, философы, художники и другие деятели представляют в своих произведениях искусства, музыки, литературы и науки самые разнообразные образы нравственного эталона, идеальную личность, идеальное общество, идеального героя, идеальную социальную группу, самое разноплановое по своему характеру и содержанию идеальное поведение людей.

Проповедуя идеальное нравственное поведение людей, они тем самым призывают общество нравственно быть похожими на них. При этом они дискредитируют противоположное, безнравственное поведение и таким образом призывают людей таковыми не являться. В первом случае людей ожидает какая-то награда или поощрение, а во втором – воздаяние и наказание. Разумеется, люди не начинают сразу вести себя нравственно образцово, для того, чтобы получить какое-либо вознаграждение. Они также не начинают немедленно бояться и нравственного наказания. Морально-нравственное убеждение людей обуславливается не только количеством и качеством усвоенных ими литературных произведений, искусства и науки, оно зависит также от сложных психических процессов, от качества взаимоотношения людей с социальной средой и от множества других факторов. Нравственное убеждение включает в себя целую систему нравственных взглядов и идей, которые представляют собой определенную духовную ценность для человека. Эти нравственные взгляды и идеи, безусловно, далеко не всегда соответствуют официальным и общепринятым нравственным идеям общества.

По верному утверждению отечественного социолога А.Г. Здравомыслова система ценностей это «внутренний стержень культуры, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Она пребывает во всех произведениях духовного производства, во всех напряжениях, свойственных творческому процессу, и ни в одном из них не воплощается до конца, полностью» [7, с. 169].

Формирование моральных убеждений зависит не только от нравственных знаний в виде моральных установок, отраженных в произведениях искусства, науки, литературы, но и от нравственного опыта личности. Нравственный опыт как практическое нравственное знание играет важную роль в формировании нравственного сознания человека. Нравственный опыт возможно получить только благодаря общению, которое, в определенном смысле, представляет собой форму проявления нравственного поведения. Любая личность, получая какой-либо нравственный опыт в процессе общения, становится духовно и морально богаче. В процессе коммуникации человек руководствуется нравственным знанием, а это не что иное, как влияния нравственного аспекта сознания на нравственное поведение индивидуума. Интересным является и то, что акту общения присущ и обратный процесс, то есть приобретенный нравственный опыт в процессе нравственного поведения человека уже влияет на его нравственное сознание, модифицируя его в той или иной направленности. Таким образом, можно констатировать взаимовлияние и взаимослияние нравственного поведения и нравственного сознания.

Каждый опыт общения и нравственного поведения – это нравственный поступок, при условии, что он имеет положительную и социально приемлемую направленность. Нравственный поступок имеет позитивный смысл и является хорошим нравственным примером, в то время как какой-либо нравственный проступок, как правило, имеет лишь эгоистическую направленность, и, соответственно, несет в себе отрицательный нравственный пример.

В этой связи очень важно приучить подрастающее поколение к нравственному самоконтролю и адекватной нравственной оценке своего поведения. Это способствует нравственному регулированию своего поведения и развитию рефлексии. Для этого полезно будет проводить с детьми нравственный анализ поведения разных литературных героев, каких-либо произведений искусства, нравственный анализ окружающих людей и даже других обучающихся. Это поможет вскрыть колоссальное различие между нравственным поступком, когда человек отдает себе отчет в том, что он делает добро, или, по крайней мере, не делает зла, и проступком, когда человек преднамеренно или сознательно совершает злое деяние.

В результате проведения подобных нравственных анализов ребенок начинает осознавать существенную разницу между нравственным и безнравственным поведением, между противоположным смыслом таких духовно-нравственных категорий как истина и ложь, добро и зло, прекрасное и безобразное, допустимое и недопустимое. Не понимая разницы между положительным и отрицательным в своем поведении, школьник не сможет регулировать и адекватно оценивать свое нравственное поведение.

Таким образом, анализируя и сравнивая нравственное и безнравственное поведение человека, можно суммировать и обобщить все полученные сведения и сделать соответствующее умозаключение, которое очень важно для правильного формирования нравственного сознания личности. Чем надежнее фундамент духовно-нравственного сознания в нравственно позитивном смысле, тем больше шансов у обучающихся избежать и обезопасить себя от конфликта с другими людьми и обществом и, что еще более важно, – уберечь себя от безнравственного проступка, осознать огромную разницу между положительным и отрицательным, приемлемым и неприемлемым.

Поистине Сократ был прав, когда утверждал следующее: "Нравственность – есть знание, а безнравственность – плод невежества". Степень доказательности истинных нравственных понятий в теоретическом и практическом аспекте благоприятно влияет на развитие и воспитание нравственного убеждения.

Подводя итог, важно обозначить следующее: успешное воспитание и обучение обуславливается методикой формирования духовно-нравственного сознания и поведения. Она должна иметь в своем содержании методику предъявления нравственных требований, так как правильная постановка разумных и адекватных требований, как по форме, так и по своему содержанию способствует формированию положительных и устойчивых духовно-нравственных и морально-этических качеств. И процесс соблюдения дисциплины, и процесс обучения во многом определяются умением педагога разумно и своевременно требовать, а не только наказывать и принуждать.

Каждый учитель и педагог должен помнить о том, что развитие, успех и духовно-нравственное состояние следующих поколений во многом зависят от уровня его мастерства и устойчивости его собственных духовно-нравственных принципов.


Список литературы:

  1. Алпатова К.А., Семенихина Т.А. Роль ценностей в формировании смыслового поля социализации «я» и «другого» // Научные проблемы гуманитарных исследований, 2011.

  2. Батурина Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях: методический материал / Г.И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова – М.: Народное образование, 2002.

  3. Выготский Л.С. Психологическая педагогика – М.: Педагогика, 1991.

  4. Галанина В.М., Папоян К.А. Организационный конфликт и методы его разрешения // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян А.А., 2015.

  5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – М.: Просвещение, 2013.

  6. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2010.

  7. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности – М.: Политиздат, 1986.

  8. Науменко Т.В. Социологические исследования воздействий на массовую аудиторию // Вопросы психологии, 2005.

  9. Науменко Т.В., Гринюк А.И. Проблема культуры в аспекте межкультурной коммуникации // Философия хозяйства, 2013

  10. Толубаев Ж.О., Мадмуратова З.Г. Особенности этнопедагогических идей в воспитании молодого поколения // Синергия, 2016.

  11. Хуснутдинова Ф.А. Разумная вера как существенный элемент философии // В сборнике: Философия как методология науки Сборник республиканской научной конференции, 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!