29.03.2019г
Тропина А.А.
учитель русского языка и литературы
«Социализация личности школьника посредством изучения
русского языка и литературы в социально-гуманитарном классе»
Введение
Вопрос аудитории:
- Читаете ли Вы детям русские народные сказки?
- Читаете ли Вы со старшими детьми произведения художественной литературы, хотя бы маленькие тексты на морально-этические темы?
- Любят ли Ваши дети смотреть советские мультфильмы, фильмы-сказки?
- Нравится ли Вам смотреть старые советские фильмы? (они сняты, в основном, по художественным произведениям)
Вот поэтому многие дети сейчас не справляются с поставленными жизнью перед ними задачами и в результате: нервно-психические заболевания детей, задержка личностного развития, повышенная тревожность. Заметна тенденция роста детской преступности, увеличения масштабов беспризорности, числа не обучающихся, особую тревогу вызывает среди детей, подростков и молодежи рост социально обусловленных заболеваний.
Для устранения и профилактики отрицательных проявлений внутренней слабости человека, его неумение совладать с жизненными трудностями, ему необходима помощь в формировании платформы устойчивого цивилизованного состояния личности.
Здесь в первую очередь, наставниками становимся мы, учителя, особенно учителя русского языка и литературы.
Звенит звонок, и во всех кабинетах школы начинаются уроки – трудный процесс формирования мировоззрения, убеждений, взглядов, жизненной позиции детей. Миллионы подростков, юношей и девушек, ежедневно решая задачи, постигая различные формулы, выполняя грамматические упражнения, размышляя, узнавая, развиваясь, усваивают многовековой человеческий опыт и сами готовятся решать сложные проблемы общества.
1. Социализация личности
Усложнение аспектов общественной и профессиональной деятельности определило приоритетным направлением государственной политики в области образования формирование системы непрерывного профессионального образования, начало которому закладывается в средней общеобразовательной школе через профильное обучение. Содержание профильного образования напрямую связано с формированием устойчивой системы социально-значимых качеств личности, то есть речь идет о процессе и результате социализации.
Профильные классы – своего рода «нулевой» курс вузов, введение в специальность высокой квалификации. Многие авторы в последнее время призывают избегать чрезмерной «вузоцентричности» профилизации: недопустимо трактовать профильное
обучение исключительно с позиций последующего профессионального образования. Профильность необходима не ради подготовки в вуз, а для более полной самореализации школьника. Вуз – только одна из форм его последующего образования. Мы убеждены,
что цели социализации в образовательном процессе любой школы в большей степени должны быть связаны с личностным развитием детей, а не с их учебными успехами. Нельзя отрицать, что два этих параметра связаны, но их корреляция (взаимосвязь двух или более случайных величин, как следует из исследований психологов, может быть как прямой, так и обратной. Организация профильного обучения развивает личность. Мы убеждены, что основная задача школы – целенаправленная социализация личности: введение ее в мир человеческих связей и отношений, в духовную культуру посредством передачи лучших образцов, способов, норм поведения.
Преподавание в профильном классе обязывает педагогов использовать субъективные факторы – личностные ресурсы каждого учащегося. При этом педагогическое воздействие должно ориентироваться на ценностную, мотивационную (а не только когнитивную -память, восприятие, ощущение, мышление, внимание, воображение, речь - как это зачастую происходит при организации углубленного изучения учебных предметов) сферы личности учащегося.
Профильное обучение не должно быть подготовкой «профи», тем более что трудовая деятельность в современных условиях делает реальной смену профессий несколько раз за трудовую жизнь человека. Поэтому так важно повышать общий уровень культуры учащихся средствами фундаментального (особенно гуманитарного) знания для развития личности, широты ее мышления, оптимизации ее профессионального и жизненного самоопределения.
Мы убеждены, что невозможно формирование ценностного отношения к той или иной профессиональной деятельности без достаточного объема знаний, в частности, гуманитарных дисциплин, ориентирующих на общечеловеческие ценности и воздействующих на нравственную сферу личности. Понятно, что задача не должна решаться за счет количественного увеличения учебного времени. Поэтому необходимы качественные модификации образовательного процесса, предполагающие взаимообогащающее взаимодействие между учебным дисциплинами, в частности – межпредметные связи, интегрированные курсы, а также интеграция форм учебной и внеучебной деятельности учащихся. При этом уровень сформированности социальных компетенций соотносится со ступенями общего образования: присвоение алгоритмов (культурно заданных образцов) на начальной ступени, пробы – в подростковом возрасте (попытка субъективно заданного действия) и ответственный выбор (решение на основе субъектной позиции) – как новообразование в деятельности старшеклассника.
В последнее время вечный спор лириков и физиков приобрел особую остроту. Часто звучит вопрос: не пришло ли время несколько «потеснить» гуманитарное образование, чтобы освободить «место» для научно-технических знаний, более необходимых в век компьютеров и высоких технологий? Неудивительно, что у современных подростков нет желания читать художественную литературу, ведь это требует не только умственного напряжения, но и больших душевных сил.
Гуманитарное образование в школе необходимо, потому что оно закладывает духовно-нравственные основы личности, прививает чувство красоты, гармонии, развивает фантазию, воображение, формирует жизненный идеал. Искусство развивает способность к творчеству, которое необходимо в любой профессии.
Особое место среди гуманитарных школьных наук занимают литература и русский язык. Цель литературного образования сегодня – формирование нравственных ориентиров, эмоциональное и интеллектуальное развитие личности, а русскому языку уделяется очень большое внимание не только в нашей стране, но и во всем мире. Без хорошего владения родным языком невозможна социализация личности.
Социализация – это долгий процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
2. Социализация личности школьника посредством изучения
русского языка и литературы
Уроки литературы дают детям колоссальный опыт жизни. Они призваны воспитать в ребятах интеллигентность, развивать в них не только чувство прекрасного, но, прежде всего, понимание жизни, всех ее сложностей.
Именно на уроках литературы учащимся дается возможность осуществлять свой нравственный выбор, отстаивать свои жизненные позиции, учиться воспитывать в себе стремление к самосовершенствованию, заботится о чистоте душевной, научиться сохранять истинную порядочность, достоинство, узнать, что такое дружба и отеческая любовь.
Вне всякого сомнения, любые литературные произведения способны стать проводниками для учащихся в другие эпохи, их исторические особенности, развивать в детях понятия добра, счастья, долга и взаимопонимания. И русские народные сказки, и пьесы, и романы знаменитых классиков, стихотворные произведения – все художественные образцы являются богатейшим материалом для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Литература всегда отличалась обостренным вниманием к духовному миру человека, утверждением идеала. Восхищение человеком и душевная боль при виде его пороков, желание видеть его творцом, а не разрушителем, призыв к гармоничным отношениям между людьми и природой – вот те гуманистические принципы, которые характерны для творчества М.Ю. Лермонтова, А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и др.
Для Ф.М. Достоевского смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В итоге его герой, Раскольников, смог постичь ошибочность собственной теории и возродиться к новой жизни. Для того чтобы остаться человеком среди людей, необходимо, чтобы победило духовное «я» человека.
Для В.М. Шукшина «Нравственность есть правда. Не просто правда, а – Правда». И «правда» эта появилась в семейных отношениях. Писатель постоянно говорит об устойчивой «воспроизводящей себя силе народной жизни», о ее надежности, постоянстве, о той жизнестойкости народа, в основе которой лежат не только воля, трудолюбие, мужество, но и солидарность, чуткость, человечность.
В.П. Астафьев говорит о тяжелой жизни человека, о том, что ему помогает не просто выжить, а остаться человеком. Доброта – самое главное в человеке, доброта должна помочь героям остаться людьми даже в условиях кризиса.
В.Г. Распутин тревожится не только за судьбу деревни, но и за судьбу всей страны, всего народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Человеку, считает Распутин, «озлиться нельзя», он «на острие многовекового клина», которому «нет конца». Временной пласт повествования произведений В.Г. Распутина удивителен – как круги на стволе, ложатся временные пласты от сегодняшнего дня – в глубь истории России, сибирской деревни. Произведения В.Г. Распутина полны веры в силу народного духа, в золотые руки и золотые сердца русских крестьян. Эта вера передаётся старшеклассникам, помогает им находить настоящий ориентир в жизни.
«Красота спасет мир», – говорил Ф.М. Достоевский. Многозначность этого изречения позволяет понимать под красотой многое, в том числе и гармонию в сфере человеческих отношений. То, что гармонично, не может быть некрасивым и неодухотворенным любовью.
Произведения о деревне, созданные Ф. Абрамовым, В. Астафьевым, В. Беловым, Е. Носовым, В. Распутиным, В. Шукшиным и другими писателями объединяет не только тема, но и во многом единство взгляда на жизнь, внимание и бережное отношение к богатствам русского языка, сохранённым в российских «глубинках», с гордостью изображают сельскую молодёжь, которая смогла адаптироваться в данном обществе, были созданы молодёжные организации, у которых были свои ценности и нормы, позволяющие ей ориентироваться в жизни, которые способствовали становлению личности, постепенное усвоение ею требований общества, сознания и поведения, которые регулируют взаимоотношения с обществом.
Исследовательская деятельность учащихся по жизни и творчеству вызывает интерес к такой сильной личности как поэт и писатель.
Этому способствует и факультативный курс «Литературная Сибирь», на котором изучаются такие произведения, которые много объясняют детям о том, что здесь, на сибирской земле тоже вершится история нашей страны, на сибирской земле жили и живут такие же сильные люди, которые совершали разные поступки и делали свой трудный выбор.
К сожалению, формируется и закрепляется у обучающихся на уровне подсознания искаженное представление о Сибири: Сибирь как страна холода и мрака. Сибирь становится местом изгнания. Сибирь является страной каторги и ссылки. Сибирь воплощает гибельное место. Сибирь вызывает страх перед угрозой наказания. Сибирь обозначается как край света, забытый богом. Сибирь – страна лагерей и зоны.
«Что хорошего может быть в этом депрессивном регионе? Чего здесь можно достичь?» Просится ответ, сформированный подсознанием: «Ничего!».
Необходим новый взгляд на Сибирь «изнутри», взгляд тех, кто жил и живет в этом суровом краю. Действительно, прирастает могущество европейской части России Сибирью, по словам Ломоносова, но только не в том смысле, который вкладывал в неё наш первый человек-университет. С каждым годом всё большая часть молодых сибирских умов после получения среднего образования в родных краях отправляется в поисках лучшей доли и больших возможностей в обе наши столицы, да со временем там и оседает, как правило, уже никогда не возвращаясь на ту землю, которая являлась для них местом рождения и взросления, где прошло их детство, отрочество и юность.
Именно в детские, отроческие и юношеские годы закладывается любовь к земле предков, к тому месту, откуда ты родом, откуда идут твои корни. Школьное образование должно способствовать возникновению чувства любви к своей малой родине в сердцах юных сибиряков. К сожалению, в учебных планах школ не так много предметов, которые были бы направлены на знакомство с родным краем: «История Земли Иркутской», «География Иркутской области», «Байкаловедение».
В этой связи учитель непременно должен формировать у детей осознанную потребность чтения, научить ориентироваться в этом непростом, но увлекательном мире, помочь им стать читателями, обладающими глубокими моральными и нравственными принципами.
«Ты хочешь знать, что делал я
на воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней…»
За три дня, проведенных на свободе, Мцыри, герой М.Ю.Лермонтова, видел горы, поля, любовался потоком, бегущим по ущелью, радовался солнцу, он любил свою родину и умер, любя её всем сердцем.
Так мы работаем над каждым произведением. Проблемы нравственности - на первом плане, так как воспитание человека – главное.
Современное прочтение классики, правильное прочтение современных произведений, воспоминание о ранее прочитанных произведениях на уроках литературы, комплексный анализ текста на уроках русского языка – всё это обогащает ученика и помогает ему ориентироваться в событиях текущей жизни, в собственных решениях и поступках. Литература даёт возможность ощутить себя «внутри» самых различных обстоятельств, ставит перед необходимостью размышлять вместе с героями произведений об их поступках, требованиях общества, вместе с лирическим героем стихотворения переживать глубокое и облагораживающее чувство.
Ученик приобщается к наиболее целесообразным, оптимальным решениям разнообразных проблем человеческого бытия. При этом важны не столько конкретные решения, которые он находит на страницах произведений, сколько сами проблемы, о которых он мог и не подумать, осознание принципиальной неисчерпаемости окружающих нас проблем.
В самом общем виде связь урока литературы с жизнью даёт возможность показать богатство и сложность окружающего мира, убедить учащихся в необходимости активной жизненной позиции, дать заряд мужества, любознательности, энергии, воспитать стремление к настойчивому и целенаправленному преодолению любых трудностей.
3. Приемы социализации на уроках русского языка и литературы
Путь к социализации личности на уроках литературы и русского языка может проходить через игру, нетрадиционные уроки, исследовательскую и творческую деятельность, внеклассную деятельность. Игра на уроке русского языка и литературы помогает вхождению ребёнка в общество. Через игру ученик знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребёнка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и человеческого общежития.
Как же это происходит на моих уроках?
Первое – создана адаптированная рабочая программа, планирование
Второе - на первый план на уроках литературы выносятся темы, связанные с изучением жизни писателя, становления его как великой личности, с воспитанием духовности, с изучением характера и судьбы героя произведения, обычно яркого самобытного человека. На уроках русского языка появляются новые темы: «Языковая реформа Н.М. Карамзина. Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка. Основные принципы русской орфографии. Сферы и ситуации речевого общения».
Третье – введены в уроки своеобразные «нравственные погружения», связанные с тематикой предстоящего на уроке разговора «долг», «честь», «совесть», «нравственный выбор», «счастье», «память», «любовь».
Четвертое – делаю особый акцент на произведения, способствующих воспитанию духовности.
Привлечь учащихся к игре можно, целенаправленно создавая игровые ситуации. Они одновременно являются и педагогическими, так как ставят ребёнка в новые условия, изменяющие привычный ход его жизнедеятельности, требуют от него новой модели поведения. Например:
1. Этимология профессии воспитателя и учителя «От гувернантки до народной учительницы». В сообщении учащихся говорится: «С середины 19 века учительница получает профессиональный и социальный статус…»
2. Посещение лекции в музее В.Г.Распутина. Перед глазами предстала жизненная история ученика и учительницы, проживающей во Франции во время выхода рассказа «Уроки французского». Старшеклассники благодаря интерактивной лекции поняли суть нравственных проблем, поднятых автором в недавно прочитанной повести «Прощание с Матерой»
3. При изучении темы «Функциональные стили речи» учащиеся побывали в роли корреспондента, фотографа, редактора, начальника офиса.
4. Развитие нормированной письменной и устной речи учащихся через умение строить диалог, умение писать сочинения-размышления, через умение высказывать свою точку зрения, высказывать таким образом, чтобы тебя слушали.
Памятка для работающих в паре (группе)
1.Будьте доброжелательны и терпеливы друг к другу.
2.Не перебивайте своих товарищей, учитесь слушать и слышать друг друга.
3.Будьте внимательны к высказываниям других.
4.Принимайте участие в обсуждении проблемы.
Требования к ответам
1.Отвечать громко, чётко, с соблюдением пауз и правильной интонации.
2.Говорить на тему, обозначенную в задании.
3.Излагать материал логично и последовательно с необходимыми обобщениями и выводами.
4.Ясно формулировать основную мысль высказывания
5. Анализ сочинения
- Прочитайте школьное сочинение, написанное по повести …
- Понравилось ли вам сочинение? Почему? Попробуйте объяснить какие ошибки встречаются в этом тексте. Как по-вашему нужно описать собаку, которую герой считает лучшим другом человека? Перепишите это сочинение, исправляя ошибки автора.
Художественное произведение обращено к сознанию другого человека, и чтобы оно достигло цели, необходимо опираться на небольшой, но личный опыт ребенка, заставить его сопереживать, сочувствовать, проживать вместе жизнь литературного героя, ставить себя на его место и решать для себя проблемы, поднятые в произведении. Например я использую вопросы: «Способны ли вы отличить хорошее от плохого, добро от зла? Напишите слова, которые ассоциируются у вас со словосочетанием «хороший человек». «Если бы речь шла о вас, о вашей судьбе, вы бы предпочли довериться бесстрастному закону либо человеческому милосердию? Объясните свою точку зрения».
6. При изучении творчества М.Ю. Лермонтова предлагаю подумать о милосердии и жестокости и участи слабого человека в этом мире. Отвечая на эти вопросы, мы размышляем с ребятами о современной жизни, в которой тоже много несправедливости, лжи, жестокости, и пытаемся найти пути решения этих проблем. Конечно, радует желание ответить на сложные вопросы человеческой жизни.
7. От урока к уроку предлагаю дискуссионные темы, которые заставляют ребят, опираясь на личные впечатления и опыт, размышлять о сложных проблемах современности: о проявлении гуманности на войне, о выборе средств для достижения своих целей, о последствиях тех или иных поступков в жизни человека. При проведении таких уроков я не ограничиваюсь только беседами, использую чтение по ролям, устное словесное рисование, составление различных планов, исследование по тексту. Особое внимание уделяю навыкам выявления проблемы и поисков ее решения. Я думаю, что такие уроки приносят большую пользу для формирования жизненной позиции учеников. В диалоге друг с другом они учатся выражать свою точку зрения и аргументировать ее.
8. В последние годы в обучение активно включается метод проектов. При использовании этой технологии учитель не дает готовые знания, а направляет деятельность ученика, который самостоятельно добывает их, выполняя при этом познавательную, исследовательскую работу по заданной теме (Спор о счастье. Сравнительная характеристика Наполеона и Кутузова. Бородинское сражение в романе Л.Н.Толстого. Бородинское сражение как исторический факт. В чем выражается одиночество Печорина? Базаров – герой нашего времени? История дуэли в России и в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого. Философия природы в творчестве Ф.И.Тютчева. Тема семьи в произведениях русской классической литературы)
Суть таких заданий – в возможности реализации познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся. Современная школа должна готовить ученика-социального исследователя, организатора и участника коммуникаций, субъекта принятия решений, т.е. ученика социализированного.
В процессе участия в таких уроках дети учатся общению, такту в речи и поведении, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, проходят через ситуации, которые могут им помочь во взрослой жизни.
Моделирование взрослой жизни в игровых ситуациях на уроках русского языка стимулирует у сегодняшних детей и подростков гражданственность, гибкость мышления и поведения, принятие норм и правил поведения в социуме.
Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи: помогает обрести уверенность в своих силах (внеклассные мероприятия, дети, которые раньше «молчали» стали выступать, устно отвечать), веру в людей, оптимизм; обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию; включает ребёнка в процесс самопознания и самовоспитания.
Уроки литературы обладают большим воспитательным потенциалом. В каждом человеке заложены огромные возможности духовного развития. Обнаружить их, создать условия для их расцвета, дать им простор и направление – одна из важнейших задач учителя. Надо воспитать человека новой, гармонической и подлинно гуманной нравственности, в которой нет места эгоизму, жестокости, бесчеловечности.
Уроки литературы помогают человеку осмыслить самого себя, обрести «человеческое измерение» природных и социальных процессов. Они способствуют формированию способа мышления и действия человека, знающего общество и понимающего других людей, умеющего жить в современном мире с его многообразием культур и образов жизни, преодолевающего собственный эгоизм и осознающего последствия своей деятельности.
В содержании преподавания предметов гуманитарного цикла, в воспитательной работе в современной школе как приоритетное направление выделяется формирование у школьников чувства патриотизма, сознания активного гражданина своей страны, а также ориентация на общечеловеческие ценности.
4. Заключение
В результате такой работы ученики приобретают навыки коллективной работы, подготовки и презентации публичного выступления, демонстрации опыта, исследовательской работы с текстом произведения, они учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать мнение других участников проекта.
Главное в работе учителя - не ограждать ученика от трудностей жизни, а готовить к ним.
В век высоких технологий и повального увлечения компьютерами не часто встречаются дети, увлеченные филологическими науками. Поэтому перед учителем русского языка и литературы стоят нелегкие задачи: привить интерес к своему предмету, воспитать вкус к слову, чтобы наши ученики в будущем не испытывали страха перед чистым листом бумаги, на котором надо грамотно, логично, образно изложить свои мысли, чтобы они не боялись выступать перед большой аудиторией, не испытывали трудностей в общении с людьми из-за языкового барьера. А самое главное – чтобы они нашли правильные нравственные ориентиры для себя, заботились бы не только о собственном благополучии, но и прониклись бы заботой о мире, о человечестве.
Исходя из выше сказанного, у настоящего учителя литературы особая миссия: когда у молодого поколения теряются нравственные ориентиры, когда идеи вседозволенности все глубже проникают в сознание человека, «на каждом из нас лежит долг подвига – в меру своих сил способствовать тому, чтобы духовная судьба у России была, а с ней и прекрасное материальное состояние страны».
Таким образом, используемая система работы по социализации личности учащихся посредством изучения русского языка и литературы способствует формированию мобильной, толерантной личности, успешной в любом виде деятельности, умеющей делать выбор и отвечать за него, готовой к постоянному самосовершенствованию, профессиональному самоопределению. И первейшей задачей курса русского языка и литературы в школе должна стать проблема социолизации личности ученика, самовключение её в определённый социум как представителя русского народа, русской нации, российского государства.
РS. Социально-гуманитарный профиль выбирают старшеклассники, которые хотят связать свою жизнь в будущем с педагогикой, журналистикой, лингвистикой, маркетологией, юриспруденцией, медициной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007. 368 с.
2. Алгоритм успеха. Русский язык и литература №4, Москва, 2018 г.